Религиозная составляющая политической философии

Свое место в политической философии занимает вероисповедная составляющая. Религия, будучи частью национальной и исторической традиции данного народа, в значительной мере формирует его культурное наследие и, соответственно, не может не отразиться и на характере политической философии.

Нередко само рождение того или иного государства, его вступление на общественно-историческую арену обосновывается ссылками на божественное провидение, что подкрепляется аргументами из Библии, особенно из тех ее глав, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов один, наделяя его своей благодатью. Крайние формы подобной мифологизации собственной истории характеризуются тем, что сторонники идеи превосходства своей нации отводят другим народам и странам лишь роль фона, на котором разворачивается история богоизбранного народа.

История знает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща каждому великому народу, особенно в период его восхождения и подъема.

Многие исследователи прямо связывают республиканские и демократические институты Америки с характером американских верований американского народа. Как замечал еще известный французский историк А. Токвиль, церковь была в Америке истинной школой республиканских добродетелей. Он писал, в частности: "Колонисты принесли в Новый Свет христианство, которое я не могу лучше характеризовать, как назвав его демократическим и республиканским. Это обстоятельство необыкновенно благоприятствовало установлению республики и демократии в общественных делах". Из путешествия в Америку Токвиль вынес уверенность в том, что нравы в большей степени, чем законы или физические обстоятельства, определили успех американской демократии, нравы же коренятся в религии.

Следует подчеркнуть, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально- философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. В конце концов религия тесно связана с культурной традицией, она составляет часть образа жизни народа. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его религиозные и моральные компоненты оказываются тем оплотом, который защищает общество в целом, а вместе с ним и существующую политическую систему от полного разрушения.

Приверженность религиозным ценностям зачастую перевешивала в прошлом, а в некоторых странах продолжает перевешивать и сейчас, социально-классовые ориентации. Именно влияние церкви, религии на общественное сознание и соответственно на политическую культуру обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий.

Зачастую религиозные ценности, особенно в условиях эрозии центральной идеи, или главного идеала, лежащего в основе цивилизации, оказывают облагораживающее воздействие на значительные массы людей. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, позволяют сохранить в сознании человека такие немеркнущие общечеловеческие заповеди, как "не убий", "не укради", "возлюби ближнего своего" и др.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят в религии утешение и убежище. Наглядное представление об этом дает всплеск интереса к религии, рост религиозного сознания в нашей стране в последнее время.

Рационализированные материальные интересы социальных слоев, классов, групп представляют собой могущественный детерминирующий и динамический фактор, который вносит решающий вклад в развитие общественно-исторического процесса. Однако такие категории как патриотизм, семейная, общинная или иные формы лояльности, мифы, обычаи и традиции тоже играют значительную роль в детерминации содержания и направленности общественных процессов и политического поведения людей.