Лекция I. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ

В результате изучения главы 1 студент должен:

знать

• этимологию термина "религиоведение":

• предмет и строение религиоведения;

• уровни знания в религиоведении;

• классы понятий и терминов в религиоведении;

• методы исследования, дидактику и методику изложения;

• принципы толерантности;

уметь

• содержательно определить предмет религиоведения;

• применять принятые в религиоведении методы к анализу конкретных явлений культуры;

• квалифицированно вести диалог в контексте религиозных отношений;

владеть

• методологическими принципами обоснования статуса религиоведения как относительно самостоятельной научной дисциплины;

• понятийным аппаратом религиоведения;

• навыками работы с энциклопедическими и справочными изданиями.

Религиоведение (от лат. religio – религия и славянское – ве́дение) представляет собой комплексную, относительно самостоятельную научную дисциплину, имеющую свой предмет, включающую ряд разделов, применяющую определенные методы исследования.

Название "Религиоведение", используемое в отечественной литературе, семантически адекватно выражает его ОГЛАВЛЕНИЕ. Славянская часть термина – "ве́дение" – от глагола "ведать". Этот глагол в своем значении имеет по крайней мере четыре нюанса: 1) знать что-либо о чем-либо (когнитивный аспект); 2) ощущать что-либо (перцептивный аспект); 3) переживать что-либо (эмоциональный); 4) управлять (праксиологический аспект)[1]. Соответствующие значения имеет и термин "ве́дение".

В романо-германских языках слово, аналогичное по словообразованию и семантике русскоязычному "религиоведение", не утвердилось. В западной культуре исторически сложилось обозначение, которое с романо-германских языков на русский переводится как "наука о религии". В соответствии с семантикой принятого в этих языках значения применительно к дисциплине, развивающейся в странах Западной Европы и США, в определенном контексте можно употреблять название "наука о религии".

Предмет и строение

Религиоведение (наука о религии) вычленялось, развивалось и развивается на стыке с рядом дисциплин – философией, историей философии, теологией, исторической наукой, культурологией, антропологией, социологией, политическими науками, психологией, лингвистикой, фольклористикой, мифологией, этнографией и др. Постепенно складывалось понимание предмета, выделялись разделы и определялись методы данной научной дисциплины и т.д.

При обсуждении вопроса о статусе религиоведения как научной дисциплины, о его предмете и разделах высказывается мнение, что религиоведение как относительно самостоятельная дисциплина не существует; развиваются лишь отдельные дисциплины – философия, социология, психология, история религии, которые представлены в соответствующих отраслях знания. Говорят о "предметной аморфности религиоведения", о "размытости границ “науки о религии”" с другими областями знания, о том, что религиоведение – "явление трудноопределяемое".

Критерии сформировавшейся науки известны: экспликация предмета исследования; нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта; выработка понятий и теорий предмета, наличие соответствующего языка и методов; подготовленность сформировавшегося субъекта познания данного объекта. Эти признаки ныне присущи и религиоведению: в XX в. религиоведение формировалось в относительно самостоятельную дисциплину. Раскроем эти критерии применительно к современному состоянию религиоведения.

Конечно, предмет любой науки (в том числе и религиоведения) – "явление трудноопределяемое", но из трудности определения предмета религиоведения не следует, что это определение не сформулировано. Религиоведение изучает закономерности возникновения, изменения, развития и функционирования религии, ее качественные, сущностные характеристики, строение и различные компоненты (с учетом особенностей различных религий), многообразные феномены, как они представали в истории общества (синхронно и диахронно), взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры, а также историю самого религиоведения. Разумеется, никакое определение нельзя считать "истиной в последней инстанции".

С вопросом о предмете религиоведения как относительно самостоятельной научной дисциплины связано решение вопроса о его строении. Мнения высказываются разные: от суждения о "минимуме" разделов ("история религии", "история и феноменология религии") до расширения их числа вплоть до утраты границ религиоведения как систематизированной дисциплины.

С учетом дифференциации знания в религиоведении в настоящее время в нем можно выделить следующие разделы: философия религия, история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, антропология религии, история религиоведения. Разделы внутри религиоведения изучают один объект, и результаты исследований интегрируются в систему знаний об этом объекте. Функцию интегрирования выполняют онтология и теория познания, философия и методология науки, социальная философия и, конечно, философия религии. Изучение религии может осуществляться в рамках других наук, но в них оно имеет статус прикладных областей знания, по необходимости оторванных друг от друга.

Важный вопрос – об уровнях знания в религиоведении. Последнее в ряде публикаций рассматривается как эмпирическая наука. Ссылаются на зачинателей "науки о религии", которые с помощью этого термина стремились отделить себя от теологии, а также освободиться от всякого рода философских построений о сущности религии и пришли к выводу, что религиоведение – это историко-эмпирическое исследование. Такая точка зрения воспроизводится и сейчас: полагают, что религиоведение представляет собой "дескриптивную дисциплину", что оно имеет "статус эмпирической науки".

Конечно, в философии и методологии науки различают эмпирические и теоретические виды знаний, однако – лишь относительно. Во-первых, в смысле генетическом: эмпирическая стадия в истории науки предшествует теоретической. Но и на этой стадии осуществлялась концептуальная деятельность. Во-вторых, в развитой науке эмпирический базис непосредственно связан с теоретическим аппаратом, эмпирические данные всегда получаются и используются в контексте некоторого концептуально-теоретического истолкования. Говорят о "теоретической нагруженности опыта", о "наблюдательных теориях" и т.д. В-третьих, в современной когнитивной психологии было показано, что врожденные перцептивные эталоны и когнитивные карты всегда включены в процесс чувственного восприятия.

Конечно же, в этом плане религиоведение не составляет исключения. В религиоведении есть теория, теоретическая конструкция, теоретический понятийный аппарат.

Различают теоретическое и историческое религиоведение: первое разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции религии и т.д., второе создает ее диахронное и синхронное изображение.

Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае религия рассматривается "изнутри", ее изучение непосредственно связано с религиозными потребностями. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии "извне".

Некоторые авторы полагают, что "конфессионально ангажированный" подход к изучению религии ненаучен, что конфессиональное видение религии не обладает признаком научности, что нет оснований признавать правомерным конфессиональное религиоведение и т.д. При обсуждении этого вопроса необходимо исходить из фактов, а факты говорят, что конфессиональное религиоведение существовало, существует и развивается.

Среди основателей религиоведения были религиозные исследователи. Плодотворно работали и работают в области религиоведения многие теологи, богословы, священники, пасторы, религиозные философы, историки, филологи, лингвисты и др. В конфессиональном религиоведении содержатся адекватные, достоверные результаты. В нем существуют разные разделы, представлены разные направления исследований. Например, если речь идет об изучении истории религий, церквей, строения религиозных организаций, об анализе текстов и т.п., то одни и те же факты фиксируются и в неконфессиональном, и в конфессиональном религиоведении (о фальсификациях в данном случае речь не идет). Вербализованный в ходе интроспекции религиозный опыт составляет важный компонент знаний о религии и т.д.

Неконфессиональное религиоведение тоже может быть разным: в нем исследования могут базироваться на разных философских мировоззренческих позициях – прагматизма, экзистенциализма, позитивизма, материализма, скептицизма, агностицизма, атеизма и др.

Широкий фронт разноаспектных и разнонаправленных религиоведческих исследований, различия в решении тех или иных вопросов, дискуссии способствуют достижению плодотворных результатов.