Рекомендация как продукт аналитического процесса. Коммуникативные и стилевые элементы рекомендации

В первых главах данного учебника упоминалось, что существенным для понимания специфики политической рекомендации является указание на клиент-ориентированный характер прикладного политического анализа. Акцептирование ориентации на клиента способствует выработке в первую очередь профессионального самосознания, и уже во вторую очередь — технических навыков.

Профессиональное самосознание подскажет аналитику, что эффективность использования им того или иного методологического инструментария и технических приемов во многом определяется их способностью сохранять оперативность и инновационность; предлагать сравнительно простые решения, не требующие значительных временных, организационных и прочих затрат; быть достаточно гибкими, легко адаптируемыми к различным проблемным ситуациям; сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализованных количественных выкладок[1].

Рекомендации должны быть ориентированы на решения и обращены к специфической аудитории. Критерием успеха аналитика является то, в какой мере его аудитория действует на основании его советов и рекомендаций.

Невозможно предусмотреть все вероятные последствия для всех вовлеченных сторон, все значимые ценности или все возможные альтернативы. При формулировании рекомендации следует ориентироваться на конкретную юрисдикцию клиента, институциональные и политические ограничения его позиции, специфические ценности.

Даже если аналитик не может рекомендовать конкретный план действий, он должен ясно обозначить ценности, компромиссы между ними или риски, которые клиенту необходимо принимать в расчет в своем решении. Клиент имеет право на информацию о том, каковы должны быть его следующие шаги, даже если следующий шаг связан с принятием ответственности за трудный выбор.

Совет эксперта

Не стоит пытаться "продать" рекомендацию, демонстрируя только ее положительные стороны. Анализ должен ясно выявлять все слабые стороны рекомендованной альтернативы, равно как и сравнительные достоинства других альтернатив. Поступая таким образом, аналитик успешно проходит тест на отсутствие сюрпризов для своего клиента. "Не стоит уповать на то, что и на этот раз "пронесет" и твои рекомендации, как обычно, будут проигнорированы. Ставить своего клиента в положение, когда о слабостях рекомендованных тобою действий он узнает от своих политических противников — не самое удачная карьерная стратегия для политического аналитика"[2].

Рекомендация, подводящая итог усилиям политического аналитика, может быть представлена клиенту в различных формах:

— развернутая концепция, стратегический план;

— проект решения (указа, закона, постановления и т.д.);

— аналитический отчет, меморандум, служебная записка;

— публичный брифинг, презентация, выступление, доклад;

— конфиденциальный устный совет.

Па практике рекомендация как финальная стадия процесса политического анализа может представлять собой комбинацию из нескольких названных форм. Каждая из этих форм обладает специфическими особенностями в отношении структуры, стиля, содержания и т.д. Вместе с тем, можно выделить несколько общих требований и рекомендаций, сохраняющих практическую ценность вне зависимости от выбранной формы представления рекомендации[3].

Принципиально важно уяснить тот момент, что исследование, анализ и работа над аналитическим отчетом (рекомендацией) представляют собой единое творческое усилие, целостный процесс, посредством которого аналитик выявляет и формулирует свое определение проблемы; артикулирует цели, которые стоят перед клиентом; вырабатывает реалистичные варианты решения; соединяет теорию и факты для определения возможных последствий тех или иных действий[4].

Важно запомнить!

Типичная ошибка начинающего аналитика заключается в том, что законченный аналитический отчет он представляет себе как набор отдельно взятых элементов, таких как формулирование проблемы, сравнение нескольких альтернатив и выбор одной из них, а также план действий по претворению ее в жизнь. Все эти элементы должны быть подогнаны друг к другу, как ключ к замку: формулировка проблемы, например, ставит вопросы, ответом на которые является рекомендованная альтернатива; имплементационный план проясняет, что именно, кем и когда должно быть сделано, чтобы эта рекомендация была воплощена в жизнь (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Тест "ключа и замка"[5]

Отражая в рекомендации формулировку проблемы, следует показать, какие убытки (или упущенные возможности) в данной ситуации могут представлять интерес для клиента. Многие "проблемы" предстают в обертке "политической риторики": один из простых способов очищения проблемы состоит в идентификации сторон, интересы которых могут быть ущемлены в данной ситуации.

Не следует упускать из внимания границы юрисдикции, в противном случае проблема может быть сформулирована настолько широко, что предлагаемые "опции" окажутся за пределами возможностей клиента.

Ценности, принимаемые во внимание в анализе, должны быть обозначены открыто. Хорошая система критериев облегчает уяснение компромиссов между различными значимыми ценностями и позволяет заинтересованным сторонам переоценить приведенные в рекомендации выкладки со своих ценностных позиций.

Политический анализ является искусством возможных улучшений. Опытный аналитик всегда учитывает "альтернативу статус-кво" в качестве базиса, по отношению к которому оцениваются другие альтернативы. В политике непринятие решения — это тоже решение.

Действующие решения и нормы, как правило, представляют продукт аналитических усилий ваших предшественников, которые посчитали их наилучшими; в других случаях они являются результатом усилий отдельных заинтересованных групп, и внимательный "обратный" анализ их содержания может прояснить цели и позиции влиятельных заинтересованных сторон.

Не следует полагаться па то, что рекомендованная альтернатива обязательно будет "лучшим решением", а сам текст рекомендации — шедевром эпистолярного жанра. У практикующего аналитика никогда не бывает достаточно времени, чтобы сделать совершенный анализ. Даже на мелкую проблему могло бы уйти неограниченное количество времени, если бы оно было; даже очень крупная проблема может требовать практически немедленного решения. Иногда единственным шансом улучшить качество принимаемого решения будет то, что в профессиональной среде принято называть "быстрым и грязным" анализом. Надо осознавать временные рамки своего клиента и делать работу в соответствии с этими рамками. Запоздалая рекомендация хуже, чем отсутствие рекомендации (потому что на принятое решение повлиять уже не можешь и при этом потратил выделенные ресурсы впустую). В свою очередь, своевременная, но несовершенная рекомендация, улучшающая принятое решение, почти всегда лучше, чем отсутствие рекомендации.

Хорошая рекомендация помогает клиенту осознать спектр достоинств и недостатков предлагаемых альтернатив, что достигается с помощью различных приемов: выделение альтернатив с экстремальными значениями показателей; обращение внимания клиента на альтернативы, доминирующие над остальными по всем критериям либо уступающие им; выделение "обязательных" критериев, позволяющих отфильтровывать альтернативы, которые этим критериям не удовлетворяют. Полезным инструментом, суммирующим аргументацию по этому поводу, является матрица альтернатив и критериев.

Важно запомнить!

Хорошая рекомендация релевантна, ориентирована на клиента, ориентирована на действие и аналитична.

Структурирование и стилевое оформление. Аргументация должна быть структурирована подобно пирамиде, где основная идея образует вершину, а поддерживающие ее детали достраиваются к основанию. Аналитический отчет принято начинать разделом, содержащим краткое изложение вопроса и сути предлагаемых рекомендаций. Он должен быть составлен таким образом, чтобы читатель вник в смысл рекомендаций после 30-секундного чтения. Дело в том, что редкий аналитик может обоснованно рассчитывать на то, что клиент готов потратить на изучение представленного аналитического отчета столько времени, сколько потребуется: перегруженный график, разнообразие актуальных вопросов, требующих внимания, и другие обстоятельства накладывают свои ограничения. Па практике многие высокопоставленные клиенты не читают в отчете ничего, кроме вступительного резюме — в случае одобрения содержащихся в нем предложений они могут поручить детальное ознакомление с остальным текстом отчета своему помощнику, заместителю или другому подчиненному, профилю которого данная рекомендация соответствует.

Далее, некоторые студенты рассчитывают произвести впечатление на преподавателя, пытаясь втиснуть в курсовые и дипломные работы весь материал, который им удалось набрать; как правило, это говорит о том, что студент сам неразумно распорядился своим временем, и к тому же отнял лишнее время у преподавателя, который должен все это прочитать. Бог с ним, с преподавателем; хуже, если вчерашний студент — и новоиспеченный аналитик — попробует таким же образом "грузить" своего клиента.

Совет эксперта

Опытный аналитик умеет быть избирательным, руководствуясь при этом следующими соображениями1:

— отбери собранные данные и прилагаемую документацию так, чтобы они были представлены сжато, наглядно, помогая читателю, а не мешая ему;

- используй графики и схемы для иллюстрации или привлечения внимания к наиболее важным моментам;

— отнеси технические детали в приложения;

- избегай сверхнеобходимой информации. Лишняя информация требует от читателя лишних усилий. Воздерживайся от желания включить в текст все, что тебе удалось узнать по данной проблеме;

- не ПОЗВОЛЯЙ контекстуальным деталям размывать суть твоего месседжа. Многословное изложение контекста может просто затормозить читателя. Старайся разумно вкраплять контекстуальные делали в описание проблемы или в формулировку альтернативных решений;

— разумно подходи к составлению приложений. Включай только ту информацию, которая существенным образом углубляет понимание твоих рекомендаций.

Текст должен быть легко воспринимаем читателем, незнакомым либо равнодушным к поднимаемым в нем проблемам. Следует использовать простой язык общения, избегать бюрократического жаргона, прятать технические детали в сноски и приложения. Не нужно оставлять читателя один на один с графиками, схемами и приложениями: приложения и графические элементы текста должны быть снабжены указаниями, относящими читателя к той части анализа, которую они призваны подкрепить.

Каждая организация имеет предпочтительные форматы документации, которые стоит уважать и соблюдать. Это способствует осуществлению коммуникации и восприятию информации. При необходимости можно поинтересоваться у коллег, каким образом оформить материал в соответствии с организационными предпочтениями.

Если позволяет организационный формат, рекомендуется оставлять в черновом тексте достаточно места для пометок и комментариев. Типичными приемами являются установление тройного интервала между строками, использование увеличенных полей со стороны, соответствующей предпочтениям клиента (а вдруг он левша?), или разрыв страницы после каждого раздела.

Делая анализ для конкретных клиентов, следует помнить, что каждый из них, в свою очередь, имеет своих клиентов. Польза для клиента от рекомендации будет тем выше, чем большее число значимых для него людей смогут отдать за нее свой голос. Например, можно снабдить текст приложениями, которые клиент мог бы разослать тем, в чьем совете он нуждается, решая, следовать ли ему предложенным рекомендациям.

Трудно произвести па клиента впечатление лучше, чем предугадав его пожелание. Готовясь к итоговой аудиенции или брифингу, следует подумать, о чем клиент может спросить в развитие темы, и набросать черновой план заранее. Например, когда предполагается рассылка аналитического материала от имени клиента в вышестоящие инстанции, можно подготовить текст сопроводительного письма; если ожидается, что клиент издаст указ на основании предложенных рекомендаций, можно приложить к тексту его проект.