Лекция 5. Рекламная коммуникация

Потребительский рынок и его информационная насыщенность несет в себе ежедневные изменения. Разнообразие предлагаемых товаров и услуг свидетельствует о жесткой конкурентной борьбе за внимание потребителя. В этой борьбе особую, важную роль играют так называемые интегрированные коммуникации. Речь идет о таких профессиональных специализированных коммуникациях, как реклама, маркетинг, связи с общественностью, паблисити (как деятельность), брендинг, имиджмейкинг и пр. Именно па них возложена великая миссия по информированию и разъяснению населению всех аспектов того нового, полезного, необходимого и т.д., что нужно ему знать для того, чтобы было легче выбрать, обратить внимание, принять решение, совершить действие и т.д.

Интегрированные коммуникации в немаловажной степени определяет наш образ и стиль жизни. Их феномен значителен и многогранен. Именно поэтому немецкий журнал Spiegel определил их как "пятую власть" вслед за властью СМИ, которая считается "четвертой".

Достижение максимального эффекта в реальной предпринимательской деятельности в нынешних условиях массированного и интенсивного применения интегрированных коммуникаций уже невозможно без применения достижений и инструментария многих наук. Важное место в ряду этих наук занимает теория коммуникации. Эта наука рассматривает наиболее общие закономерности формирования и функционирования человеческой коммуникации.

Научный подход к изучению интегрированных коммуникаций требует рассматривать их как одну из форм человеческих взаимодействий. Сущностью этих коммуникаций является формирование взаимосвязи в процессе взаимодействия и общения, налаживание каналов общения между источником информации экономико-коммерческого, социального или политического характера с его аудиторией потенциального потребителя данного информационного продукта.

Интегрированные коммуникации должны быть, безусловно, определены как социальные коммуникации, так как вне рамок человеческого общества их существование немыслимо.

Коммуникации классифицируются по целому ряду признаков: вербальная — невербальная, устная — письменная — печатная, внутри одной страны — международная, внутри одной культуры — межкультурная и т.д. Важным критерием для определения места интегрированных коммуникаций в общей системе коммуникаций является количество ее участников. В подавляющем большинстве случаев они относятся к массовым коммуникациям.

Как уже упоминалось выше, под интегрированными коммуникациями понимают различные виды человеческого взаимодействия по обеспечению информационной связи, каждые из которых имеют свои специфические особенности, но, в то же время, обладающие общими признаками и закономерностями с точки зрения рассмотрения их наукой по теории коммуникации. Поэтому в данной главе в качестве примера интегрированной коммуникации мы будем рассматривать рекламу как наиболее изученный, описанный, понятный и известный большинству читателей вид убеждающего коммуникативного воздействия.

Основные функции социальной коммуникации — информационная, экспрессивная, прагматическая и управленческая свойственны и рекламной коммуникации. Эти функции социальной коммуникации используются в процессе рекламного воздействия на ее получателя. Таким образом, реклама может рассматриваться как специфическая область социальных массовых коммуникаций между рекламодателями и различными аудиториями рекламных обращений с целью активного воздействия на эти аудитории, которое должно способствовать решению определенных маркетинговых задач рекламодателя.