Регулирование системы заработной платы – центральный вопрос для социального страхования

В России институциональная база, страховые и финансовые механизмы социального страхования еще только формируются, размеры пенсий и объемы качественной медицинской помощи для большинства получателей существенно ниже минимальных социальных стандартов, установленных международными организациями. Низкий размер страхового возмещения во многом объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов, – всего 24% ВВП. Крайне низкий уровень заработной платы в стране, ее запредельная дифференциация представляют собой суть "нервного узла" всех проблем в сфере доходов населения. Развязывание этого узла позволит уменьшить неравенство граждан при доступе к материальным и духовным благам, гарантировать возможность "зарабатывания" достойных пенсий и других социальных страховых выплат.

Эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Существенная заниженность же последней становится здесь непреодолимым препятствием. Так, расчеты свидетельствуют, что при уровне заработной платы до 25–28 тыс. руб. задача формирования достаточных по объему страховых ресурсов для пенсионного и медицинского страхования не имеет должного решения в рамках институтов обязательного социального страхования.

В то же время значительная часть трудоспособного населения, занятого в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, гостиницы и рестораны, образование, здравоохранение, предоставление социальных и коммунальных услуг, получают заработную плату ниже этого уровня (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Среднемесячная начисленная заработная плата в России (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности за период январь – апрель 2012 г.

Вид экономической деятельности

Руб.

% к обще- российскому уровню

Всего

24756

100

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

12436

50

рыболовство, рыбоводство

26392

107

добыча полезных ископаемых

46950

190

обрабатывающие производства

23028

93

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

27708

112

строительство

24275

98

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий

21844

88

гостиницы и рестораны

15912

64

транспорт и связь

29890

121

финансовая деятельность

56472

230

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

28890

117

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

30711

124

образование

17183

69

здравоохранение и предоставление социальных услуг

18663

75

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

19631

79

Источник: Информация о социально-экономическом положении России. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012.

В настоящее время при положительных сдвигах в значениях макроэкономических показателей финансовое положение системы социального страхования стабилизировалось, но на абсолютно и относительно низком уровне. Покупательная способность пенсий и пособий на начало 2013 г. составляла примерно 80–85% от величины 1990 г.

Вторым системным препятствием для формирования необходимых условий функционирования социального страхования является высокая дифференциация заработной платы и совокупных доходов населения, рост которой в стране стал устойчивой тенденцией за последние 22 года.

Дело в том, что финансовый механизм социального страхования эффективно функционирует, когда дифференциация заработной платы между крайними децилями составляет неболее 1: 6. Он начинает "давать сбои", когда этот порог составляет 1: 10, а когда он превышен, то эффективность социального страхования резко падает, что и наблюдается в современной России (табл. 5.8).

Таблица 5.8

Динамика дифференциации доходов населения в период 1985-2008 гг.

Показатель

Годы

1985

1991

1996

2002

2008

Всего денежных доходов

100

100

100

100

100

в том числе:

первая 20%-я группа населения (с наименьшими доходами)

10,0

11,9

6,5

5,6

5,1

вторая 20%-я группа населения

14,6

15,8

10,9

10,4

9,7

третья 20%-я группа населения

18,3

18,8

15,5

15,4

14,9

четвертая 20%-я группа населения

23,1

22,8

22,4

22,8

22,5

пятая 20%-я группа населения (с наибольшими доходами)

34,0

30,7

44,7

45,8

47,8

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни)

0,260

0,375

0,398

0,422

Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов, раз)

4,5

13,0

14,0

16,8

Источник: URL: modern-econ.ru/ekonomika-rossii/osobennosti/ denejnye-dohody/neravenstvo.html

Следует также отметить издержки перехода от социалистической системы социального обеспечения к системе социального страхования. За последние 20 лет практически ликвидированы программы оздоровления трудящихся и членов их семей: санаторно-курортное лечение трудящихся сведено только к долечиванию, составляя всего несколько процентов от существовавшей ранее базы, которая была достаточно развита, а масштабы проводимой работы были одними из самых крупных в мире. Кроме того, безжалостно урезаны расходы на детский отдых.

Острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Средний размер пенсии хотя и превысил прожиточный минимум и составил 170% его величины, однако абсолютные размеры пенсий более 15% пенсионеров остаются ниже прожиточного минимума, что вызывает необходимость дотаций федерального и региональных бюджетов с целью доведения абсолютных размеров пенсий до величин региональных прожиточных минимумов пенсионеров.

Совокупный объем страховых финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 9% ВВП. Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в два-три раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии, составляющие в основной своей массе всего 30–35% (и ниже) размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.

Кроме того, в последнее время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Все это вызывает необходимость уточнения стратегии развития системы социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе.

Эпилог

Финансовые ресурсы социального страхования – это элемент системы оплаты труда, предназначенной для выплат в случаях наступления социальных рисков утраты трудоспособности (временной и стойкой), места работы и оплаты медицинских услуг. Они есть часть необходимого продукта и себестоимости продукции (услуг). Их объективная обусловленность связана с закономерностями функционирования экономических отношений в обществе, когда работник вступает в трудовые отношения с работодателем, средством материального вознаграждения выступает заработная плата, а также ее резервируемая часть в форме страховых платежей в специализированные фонды, предназначенная для выплат в случае утраты заработной платы.

Страховые платежи:

а) исчисляются с учетом размеров текущей заработной платы работников, а также в зависимости от периодов их трудовой деятельности;

б) резервируются за счет зарабатываемых средств самих работников на основе объединения возможностей достаточно больших групп работников, т.е. используется эффект распределения социальных рисков (которые наступают только для части работников) между всеми работниками, что делает систему социального страхования экономически выгодной;

в) выплачиваются только в явных случаях утраты трудоспособности (болезненное состояние и инвалидность подтверждаются медицинской экспертизой, возраст выхода на пенсию по старости определяется на основе законодательных норм);

г) рационально перераспределяются во времени – от периода работы к периоду, когда работа прекращается, и между работниками (от здоровых – к больным и инвалидам), а также между доживающими и не доживающими до возраста выхода на пенсию;

д) финансируются за счет отчислений работников (из их текущей заработной платы) и средств работодателей (дополнительных к текущей заработной плате), что позволяет гармонизировать отношения между социальными субъектами, препятствует неоправданному снижению текущих доходов работников, повышает уровень и гарантированность страховых выплат.

Ядром экономических трудовых отношений в случаях наступления нетрудоспособности работника или лишения его места работы становится компенсация утраты заработка. Данная компенсация становится общественно признанной платой за функционирование экономики в условиях нестабильности для субъектов экономической деятельности, т.е. экономических рисков (организация производственного процесса в условиях неуправляемой рыночной стихии), которые для наемного персонала выступают в форме социальных рисков – рисков потери заработной платы из-за утраты здоровья, трудоспособности или места работы.

Программы социального страхования осуществляют перераспределение дохода от взносов путем трансферта сто домашним хозяйствам, когда доход работника прекратился из-за наступления страховых случаев, предусмотренных системой. Замещение дохода, обеспечиваемое периодически получаемыми денежными пособиями, позволяет трудящимся и их иждивенцам пережить некоторые ситуации (например, болезнь, выход на пенсию), которые стали причиной выплаты пособия. Периодические выплаты пособий направлены на обеспечение стабильности потребления трудящихся и их иждивенцев, включая периоды болезни и нахождения на пенсии.

Кроме того, такие системы обычно помогают поддерживать совокупный спрос и потребление, особенно если в числе ситуаций, предусмотренных системой, числится безработица, а экономический анализ их последствий должен учитывать как взносы, так и пособия.