Регулирование рекламы в России

Государственное регулирование. Госрегулирование в России осуществляется с помощью нормативных актов, определяющих основные формы и правила рекламной деятельности. Это законы, принимаемые Государственной Думой, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и приказы отдельных министерств. Контроль за исполнением принятых документов осуществляют Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), отраслевые министерства и ведомства.

Если говорить о примерах государственного регулирования в России, то можно упомянуть регламентацию размера налогооблагаемой базы рекламы. Дело в том, что в настоящее время в России существует достаточно низкая норма рекламных расходов, отнесенных на себестоимость, т.е. рекламных расходов, освобожденных от налогов. До 1992 г. по статье "Рекламные расходы" можно было списывать любые суммы, но эту льготу стали часто использовать для уклонения от налогов. Поэтому было введено жесткое квотирование. До 2000 г. разрешалось тратить на рекламу не более 2% себестоимости товара, с 1 апреля 2000 г. эта норма была увеличена до 5%. В России с 1 апреля 2001 г. норма отнесения рекламных расходов на себестоимость составляет 7,5%. Согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ определены расходы организации на рекламу. К ним относят расходы: на рекламные мероприятия в СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети; световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика па приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 данного Кодекса.

В европейских странах на рекламные расходы квот вообще не существует. Для сравнения: в других странах на продвижение товаров в среднем тратят до 10–15% выручки. При этом доля рекламы в этом процессе может быть любой в соответствии со стратегией маркетинга.

Существующие нормы законодательства наносят ущерб развитию как отечественной рекламы, так и производства товаров массового спроса. Эти нормы ставят в неравные условия наших и иностранных производителей, для которых никаких ограничений на рекламные расходы не существует, кроме законов рынка. Кроме того, в нашей стране долгое время существовал налог на рекламу в размере 5%, который был отменен с 1 января 2005 г.

Федеральная антимонопольная служба РФ – основной исполнительный орган государственного регулирования в области рекламы. Практическая реализация законодательства по регулированию рекламной деятельности возложена на ФАС России и ее территориальные подразделения. Основным документом, на котором основывается его регулирующая деятельность, является Федеральный закон "О рекламе" и подзаконные акты, принятые для его практической реализации. В соответствии с данным нормативным актом ФАС России и ее территориальным управлениям дано право возбуждать дела по фактам нарушения законодательства о рекламе, издавать предписания о прекращении нарушения законодательства, выносить решения об осуществлении контррекламы, налагать штрафы на нарушителей и т.д.

Кроме вышеназванной Службы вопросами рекламы в пределах своей компетенции занимаются Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. ГИБДД, входящая в состав МВД России, осуществляет контроль за правильным размещением конструкций наружной рекламы на улицах городов.

Государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации началось с принятия первого Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе"[1]. До принятия Закона вся деятельность на территории России регулировалась указами Президента РФ, такими как: от 10 июня 1994 г. № 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"; от 11 июня 1994 г. № 1233 "О защите интересов инвесторов"[1]; от 17 февраля 1995 г. № 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы". В этот период рекламная деятельность в нашей стране была бурной, происходило формирование рекламного рынка. Но соответствующего закона не было, и указы восполнили этот пробел. После принятия Закона они утратили силу.

В настоящее время в России сложился и успешно развивается цивилизованный рекламный рынок, который имеет большое будущее. Регулирование современной рекламной деятельности в России осуществляется на основе Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Φ3 "О рекламе" (далее – Закон о рекламе), который осуществляет основные регулирующие функции в области рекламы, конкретизирует требования к рекламе и ее воздействию на потребителя. Целями Закона являются "развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы" (ст. 1).

В ст. 3 данного Закона определены следующие основные понятия: реклама, объект рекламирования, товар, ненадлежащая реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребители рекламы, спонсор, спонсорская реклама, социальная реклама, антимонопольный орган.

В ст. 5 представлены общие требования к рекламе, согласно которым реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается (приложение 3).

Среди наиболее значимых норм Закона о рекламе можно выделить положения: о защите несовершеннолетних в рекламе (ст. 6); о товарах, реклама которых не допускается (ст. 7); о рекламе товаров при дистанционном способе их продажи (ст. 8); о рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (ст. 9). Особое место в Законе занимают глава 2, характеризующая особенности отдельных способов распространения рекламы, и глава 3, регламентирующая особенности рекламы отдельных видов товаров, а именно: алкогольной продукции (ст. 21); табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23); лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24); биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25); продукции военного назначения и оружия (ст. 26); основанных на риске игр, пари (ст. 27); финансовых услуг (ст. 28); ценных бумаг (ст. 29); услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 30).

Глава 5 Закона посвящена государственному надзору в сфере рекламы и ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе. В ст. 33 установлены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы; ст. 34 регламентирует представление информации в антимонопольный орган; в ст. 35 определены обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны; в ст. 36 представлены решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе; ст. 37 устанавливает правила оспаривания решений и предписаний антимонопольного органа; ст. 38 – ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе.

Заканчивая разговор о самом главном для рекламистов законе – Законе о рекламе, еще раз подчеркнем его фундаментальный характер. Безусловно, к нему будут продолжать приниматься дополнения и изменения – это неизбежно, поскольку время движется вперед и рекламная деятельность приобретает новые перспективы.

Кроме Закона о рекламе в России действуют и другие законодательные акты, регламентирующие рекламную деятельность:

• Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

• Федеральный закон от 1 июля 2005 г. № 53-Φ3 "О государственном языке Российской Федерации", регламентирующий, в частности, особенности использования русского языка в рекламе;

• Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части изготовления агитационных материалов для выборов);

• Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, устанавливающий нормы расходов на рекламу;

• Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей";

• Часть четвертая Гражданского Кодекса РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-Φ3;

• Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

• Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 "О средствах массовой информации";

• Положение о лицензировании образовательной деятельности", утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174;

• Положение "О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1022;

• Письмо Министерства финансов РФ от 17 февраля 2005 г. № 05-03-06/11 "О ситуации в области изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией";

• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в части ответственности за нарушение законодательства о рекламе и порядка изготовления агитационных материалов);

• Государственный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения";

• постановление Правительства г. Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителем в режиме “одного окна”".