Регулирование процессов выполнения норм

Различия в восприятии норм человеком социальным (поведение всецело определено структурой общества) и человеком экономическим (поведение требует нестандартных решений в условиях неопределенности) обусловливает отношение к ним с различных позиций и исторических ситуаций.

Выделяют три особенности роли нормы в обеспечении координации деятельности:

• неизбирательность — использование определенной нормы одним индивидом не уменьшает ее доступности для остальных. Наоборот, чем доступнее норма, тем легче на ее основе координировать деятельность в различных сферах;

• неисключаемость — ни одному человеку не может быть запрещено использование нормы, даже если он не участвует в ее создании или корректировке. Норму вообще нельзя потребить индивидуально, ее потребление носит всегда совместный характер. Использование индивидами разных норм делает взаимодействие неэффективным;

• неисчерпаемость — использование нормы одним индивидом не уменьшает полезного эффекта от использования этой же нормы другим индивидом. Наоборот, чем шире распространена норма, тем больше полезный эффект от ее применения, так как выбор общепринятой нормы снижает неопределенность во взаимодействиях. Например, чем больше людей выполняют правила дорожного движения, тем более предсказуема и безопасна ситуация на дорогах.

Распространение норм в обществе для организации повседневного взаимодействия индивидов становится препятствием достижению устойчивого эффекта, что стимулирует поиск условий их модификации.

Распространение норм по аналогии не обязательно ведет к эффективности или оптимальности результата в решении конкретных задач хозяйственной деятельности.

Одной из причин, по которым преобразование распространенных неформальных норм в эффективно действующие формальные рамки становится затруднительным, являются их характеристики как чистого общественного блага, которое используется для организации взаимодействия экономических агентов, вне зависимости от того, принимают ли они участие в процессе корректировки норм, и об их интерпретации с позиций нового опыта.

Но характеристика норм как общественного блага затрудняет их интерпретацию и корректировку. Так, все люди заинтересованы в создании на базе неформальных норм эффективной легальной системы, но не все готовы участвовать в законотворческом процессе ни непосредственно, ни косвенным образом, через возмещение части связанных с законотворчеством издержек (например, в форме налогов).

Юристы полагают, что закон — это важная форма приведения норм в жизнь, больше всего похожая на воспитание (образование). Но удовлетворение специфических потребностей может вести к нарушению применяемых легально норм, которые могли быть созданы без согласования с этими нуждами. Закон может быть предсказуем относительно применения санкций при нарушении норм, когда личные выгоды от такого поведения будут наивысшими или личные издержки (либо из-за упущенной выгоды, либо по вине) незначительны, так как не все и не всегда подчиняются нормам. Пока оба условия не будут удовлетворены, маловероятно, что выгоды от легальных санкций будут превышать издержки такого регулирования.

Стимулы подчинения закону достаточно ясны. Но закон может разрушать добро так же, как плохие нормы, путем уменьшения стимулов к исполнению.

Стимулы к выполнению социальных норм характеризуют отношения между законом и нормами:

• некоторые нормы необязательны к исполнению (побудительным мотивом к следованию им является покорность в целях получения личной выгоды), потому что они являются условием выгодной сделки. Если вы не говорите на каком-то языке, то невозможно заставить себя понять чужие слова. Если вы не играете в шахматы по правилам, то нельзя претендовать на участие в официальных соревнованиях. Это имеет отношение к нормам, регулирующим беспристрастное поведение судей: не те нормы стоят за законом, как правила против взяток, но те, что заставляют судью отказываться от личных симпатий, игнорировать общественное недовольство или похвалу, чтить прецедент как свои собственные ценности — оставаться верным принципу "правления права";

• некоторые нормы приводятся в жизнь эмоциями, жизненный принцип понимания крайности (чрезвычайности) закона. Кодекс чести, требующий от человека вызвать на дуэль оскорбившего его достоинство, был жив для системы, где месть заменяла суд. То, что сейчас называется законом, было системой социальных норм, которые исполнялись отчасти из страха остракизма (изгнания, гонения как нежелательного или опасного) и отчасти из страха мести. В нем есть нечто биологическое. Побудительным мотивом "слепого гнева", невзирая па сопутствующие выгоды или убытки, является инстинктивная реакция на нарушение (ущемление) прав, мыслимых как фундаментальные условия (основы) выживания и воспроизводства;

• нормы появляются из-за выражения неодобрения, чем предполагается отказ от благоприятной сделки. Если индивид одет причудливо (неординарно) или неопрятно в обществе (на публике), он может понести те же убытки, что и продавец, который теряет покупателей, потому что открыто обманывает их, или иностранец, который не может заставить себя понимать окружающих;

• нормы, выполняемые из чувства вины или стыда. Родители из альтруистических побуждений, руководствуясь благими надеждами и собственным интересом, и учителя, оплачиваемые родителями или государством, пытаются вбить нормы в голову ребенка, где они могут (должны бы) преобразоваться (перерасти) в привычку. Особую силу имеют инстинктивные мотивы к следованию нормам у детей и других членов семьи в тех обществах, где существует меры коллективного наказания и проблемы выживания.

С формированием единой мирохозяйственной системы и осознания закономерностей экономики мирового рынка товаров, услуг и капитала по удовлетворению все возрастающих потребностей общества реалии нормативных оценок в экономической ответственности для управленческих структур за принимаемые решения становятся доминирующими во взаимоотношениях "личность — общество — государство", а сбалансированность экономических интересов, целей и приоритетов — условием устойчивого развития. Существование и развитие каждого хозяйствующего субъекта становится частью общей системы экономических отношений с регулируемой ролью формальных и неформальных институтов, обеспечивающих развитие. Тогда институциональный подход позволяет регулировать поведение во взаимодействии хозяйствующего индивидуума и структур.

Итак, норма как институционально обусловленная мотивация поведения в процедурах принятия решений рассматривается в качестве базовой характеристики формирования действий в целях достижения желательных результатов.

Общественное производство и бытие сопровождаются постоянным взаимодействием людей между собой. Процесс совместной деятельности людей не может протекать вне рамок определенных обязанностей, правил, норм, соглашений. Подчиняясь им или согласуй с ним свои действия, люди обеспечивают условия совместной деятельности по достижению того или иного результата, производству конкретного продукта.

Пример

Важнейшей особенностью институциональной среды в нефтегазовом секторе России является относительно высокая степень автономности норм и правил, регламентирующих процесс освоения и разработки месторождений, от норм и правил, определяющих особенности налогообложения. Именно в силу данной причины поведение компаний характеризуется активным применением трансфертных цен, различными формами "оптимизации" налоговой нагрузки.