Лекция 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные дефиниции и роль валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе развития международных экономических отношений;

уметь

• анализировать современные тенденции и факторы, влияющие на формирование валютной политики государства;

владеть

• методом выявления основных направлений валютного регулирования;

• особенностями валютного регулирования в Российской Федерации.

Валютное регулирование: сущность, факторы и инструменты

Валютное регулирование – это комплекс законодательных, административных и экономических мер в сфере валютных отношений, предпринимаемых государством на национальном и международном уровнях для управления движением валютных ценностей внутри страны и в процессе внешнеэкономической деятельности.

Государственное вмешательство в международные валютные отношения присутствовало на всех этапах эволюции мировых валютных систем. Оно выступает составной частью системы регулирования международных валютных отношений, направленного на преодоление негативных возмущений рыночной среды, развитие на основе конкуренции и сотрудничества, изменение соотношения спроса и предложения, результатом которых является формирование валютного курса. Оптимальная реализация рыночных форм регулирования происходит после того, как государство целенаправленно создаст для этого необходимые условия, а степень превалирования одной формы над другой всегда зависит от конкретной ситуации. При осложнении валютно-экономического положения усиливается государственное валютное регулирование, и наоборот, при улучшении экономического положения происходит либерализация режима валютных отношений.

В зависимости от степени и характера воздействия валютного регулирования на участников валютного рынка вмешательство государства в валютные отношения может быть прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование реализуется через нормативные положения, решения и указания, исходящие от монетарных властей государства по отношению к непосредственным субъектам валютного рынка. Косвенное регулирование осуществляется посредством влияния на поведение финансово-кредитных и некредитных учреждений через инструменты валютно-финансовых рынков. К формам прямого государственного валютного регулирования относят государственные меры воздействия на изменение валютного курса (девальвация и ревальвация валют), использование валютного контроля и валютных ограничений, а также обязательное валютное резервирование, установление лимита на открытую валютную позицию. К формам косвенного валютного регулирования следует отнести дисконтную и девизную политику (валютные интервенции), операции на открытом рынке.

К основным направлениям валютного регулирования относятся:

• регулирование конвертируемости валюты;

• регулирование текущих операций;

• регулирование международного движения капитала;

• валютные ограничения.

1. Регулирование режима конвертации валюты. Как известно, еще недавно владение валютой частными лицами в России расценивалось как уголовное преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, и процветал "черный" валютный рынок. Для предприятий существовало множество льготных валютных курсов, что создавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции. Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные курсы валют по различным операциям, группам товаров и странам, характерна для некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Некоторые ограничения конвертации валюты сохранялись в развитых странах Западной Европы до середины 1980-х гг. Китай поощряет конвертацию долларов в юани, однако обратная операция сопряжена с определенными трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот вывоз требует многоступенчатых разрешений и согласований. Всем, кто желает поменять юани на доллары, чтобы их вывезти, пытаются продать китайские товары на вывоз. Граждане КНР имеют право получать доллары из-за границы, хранить валюту в банках и покупать на них юани. Покупка долларов внутри страны пока запрещена. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе сто становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом для расширения международных связей и экономического развития. Поэтому международный опыт свидетельствует, что вначале государства снимают ограничения с нерезидентов, затем с резидентов, ослабляют контроль за проведением текущих операций и в последнюю очередь либерализируют режим вывоза капитала. Только с отменой всех вышеперечисленных ограничений национальная валюта с юридической точки зрения становится свободно конвертируемой.

2. Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции с валютой, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим валютным операциям относят обслуживание большинства экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнеторговым регулированием и экспортным контролем.

Основными формами валютного регулирования текущих операций являются:

• ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специальных контролируемых счетах, которые можно при необходимости блокировать;

• обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров центральному и уполномоченным банкам или на валютной бирже;

• ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

• внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;

• ограничения на форвардные покупки иностранной валюты импортерами;

• запрещение продажи части товаров за рубеж за национальную валюту;

• запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

Основной тенденцией последних лет становится либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного контроля в развитых зарубежных странах. Многие страны, такие как Франция и Италия, практиковавшие в 1970–1980-е гг. достаточно жесткие системы валютного контроля, значительно их смягчили. Однако практически во всех развитых странах сохранилась система экспортного контроля по существующим в разных формах специальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспортом которых был ранее регламентирован Координационным комитетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоящее время в эту систему контроля включены практически все страны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров. В некоторых странах экспортный список достаточно широк, например, в Японии он включает товары массового спроса (рис, цветные металлы, текстильные изделия, товары точного машиностроения и др.). Контроль над экспортом осуществляется в основном через лицензирование и квотирование экспортной деятельности. При этом срок действия лицензии может быть достаточно коротким. Например, в Японии он равен трем месяцам. В основе французского законодательства, регулирующего экспорт вооружений и продукции двойного назначения, лежит запретительный принцип, в соответствии с которым разрешение на экспорт каждый раз оформляется как исключение.

3. Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком более 180 дней.

Основными формами валютного регулирования движения капитала являются:

• лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

• разрешительная процедура вывоза капитала, т.е. каждая операция по вывозу капитала должна быть разрешена органами валютного контроля;

• запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им национальных ценных бумаг (практиковался в ФРГ и Японии);

• обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);

• ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными лицами;

• ограничения на форвардные продажи национальной валюты.

4. Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кредитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам и тщательной фиксации информации обо всех видах движения валюты.

Одной из форм валютных ограничений является режим валютного управления (currency board). Сущностью данного режима является установленная договоренность проводить эмиссию национальной валюты, обеспеченную иностранной. Гонконг является характерным примером такого механизма. Гонконгские монетарные власти удерживают долларовые резервы для покрытия банковских резервов в гонконгских долларах и наличной валюты в обращении. Это налагает определенную фискальную дисциплину, но гонконгский регулятор не может действовать в качестве кредитора последней инстанции, в отличие от центрального банка.

На выбор конкретных форм валютного регулирования, например западноевропейских стран, оказала влияние их валютная политика в процессе восстановления конвертируемости валют после Второй мировой войны. Переход к частичной обратимости валют приводил к постепенному отказу от некоторых валютных ограничений. В результате сужения круга валютных ограничений и мер валютного контроля произошли сокращение прямого вмешательства государства и возрастание значения косвенного регулирования рыночного характера.

Для стран с переходной экономикой и развивающимися рынками процесс становления валютного регулирования предполагает сочетание форм прямого и косвенного регулирования валютного рынка. Чем глубже интегрируется национальное хозяйство в мировое, тем больше стремление государства к созданию условий и мер, способствующих снижению неблагоприятных последствий влияния внешнего фактора для своей экономики.

Валютное регулирование – самостоятельный метод государственного регулирования экономики наряду с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием. Валютное регулирование, с одной стороны, находится в зависимости от денежно-кредитного регулирования, так как валюта – это деньги, используемые в международных экономических отношениях. С другой стороны, валютное регулирование оказывает прямое воздействие на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование в свою очередь влияет на валютные отношения.

Алгоритм валютного регулирования можно представить в виде последовательности этапов.

1. Определение целей валютного регулирования.

2. Разработка валютной политики.

3. Реализация валютного регулирования.

4. Осуществление контроля за реализацией валютного регулирования.

5. Корректировка процесса валютного регулирования.

Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

1) уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

2) государственный уровень (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);

3) межгосударственный уровень.

Валютное регулирование – составная часть механизма реализации валютной политики, проводимой для достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях. В этой связи валютная политика выступает как совокупность мер, осуществляемых в сфере международных валютных, кредитных и других экономических отношений.

В ОГЛАВЛЕНИЕ валютной политики входят меры, обеспечивающие:

• относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты;

• формирование золотовалютных резервов страны;

• необходимый уровень капиталовложений в национальную экономику;

• эффективное управление государственным внешним долгом;

• функционирование системы международных расчетов и международного движения капитала;

• экономическую безопасность страны, включая решение проблем экономического роста, безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

Формирование основных направлений валютной политики в первую очередь должно быть подчинено общегосударственным интересам и в то же время – не противоречить принципам международной валютной системы, в рамках которой развиваются все виды валютных отношений между субъектами мировой экономики. Юридически валютная политика оформляется па основе национального валютного законодательства и с учетом международных норм, двусторонних и многосторонних соглашений.

В зависимости от целей и форм валютную политику подразделяют на структурную и текущую. Структурная валютная политика предполагает разработку долгосрочных мероприятий, связанных с проведением валютных реформ, а текущая валютная политика включает краткосрочные меры оперативного характера, связанные с регулированием валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Валютное регулирование реализуется посредством инструментов валютного регулирования. Инструменты валютного регулирования – это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения. Закономерность взаимосвязи количества целей макроэкономической политики и имеющихся инструментов их достижения установил на основе принципов линейного программирования в начале 1950-х гг. голландский экономист Я. Тинберген. Согласно правилу Тинбергена, для достижения определенного количества экономических целей необходимо использовать такое же или большее количество инструментов макроэкономического регулирования. Таким образом, при решении задач валютного регулирования количество используемых инструментов должно быть больше либо равно числу решаемых задач. Рассмотрим классификацию инструментов валютного регулирования (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Классификация инструментов государственного валютного регулирования

Инструменты валютного регулирования можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.

Валютное законодательство представляет собой комплекс законов и подзаконных актов, регламентирующих области компетенции центрального банка и правительства в сфере валютных отношений, устанавливающих порядок совершения операций с валютой и определяющих правила валютного регулирования и валютного контроля со стороны государственных органов.

К основным валютным ограничениям относятся: выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Способы реализации валютных ограничений: регулирование международных платежей и переводов капиталов, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Основные принципы валютных ограничений: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках; лицензирование валютных операций; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение конвертируемости валют. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Φ3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон о валютном регулировании и валютном контроле) основными принципами валютного регулирования и контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в государственной политике в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона органами валютного регулирования в России являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

В Законе о валютном регулировании и валютном контроле определены следующие принципы валютного регулирования:

• свободное совершение валютных операций, прямо не ограниченных в законном порядке;

• запрет валютных операций между резидентами (за исключениями, предусмотренными Законом (ст. 9);

• отмена индивидуальных разрешений, установление общеприменимых норм валютного регулирования;

• установление исчерпывающего перечня валютных операций, подлежащих ограничению органами валютного контроля, каковыми "...являются Центральный Банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации..." (п. 2 ст. 22);

• установление пределов возможных ограничений валютных операций, разграничение полномочий органов валютного контроля по регулированию валютных операций;

• все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Рыночные инструменты валютного регулирования подразделяются на инструменты прямого регулирования и косвенного регулирования. В свою очередь, к инструментам прямого регулирования относятся валютные интервенции (девизная политика). Девизная политика – метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты ДБ продает, а для снижения – скупает иностранную валюту. Девизная политика осуществляется путем применения валютных интервенций, т.е. вмешательства ЦБ в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли иностранной валюты. Валютные интервенции осуществляются за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных кредитов ЦБ в национальной валюте но межбанковским соглашениям.

Существуют и другие способы девизной политики. Двойной валютный рынок – форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Ее сущность заключается в том, что валютный рынок делится на две части: рынок по коммерческим операциям и услугам, где применяется официальный валютный курс в силу того, что от состояния этого рынка зависит жизненный уровень населения; рынок инвестиций и капитала, где используется плавающий курс.

Дисконтная валютная политика (учетная) включает изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса. Для осуществления данного вида валютной политики банки воздействуют на: движение краткосрочных капиталов; динамику внутренних кредитов; динамику денежной массы; движение цен; размер совокупного платежного спроса. При пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из тех стран, где процентная ставка ниже. С другой стороны, повышение учетной ставки способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

Диверсификация валютных резервов – политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечения международных расчетов, проведения валютных интервенций и защиты от валютных потерь. Данный вид валютной политики осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых. Если ранее доллар был практически единственной резервной валютой и его доля в совокупных валютных резервах стран составляла около 85%, то к 2000 г. она уменьшилась до 60%. Значительное место в валютных резервах стали занимать евро и иена. В 2000 г. темпы роста США впервые за почти 10 лет стали меньше темпов роста стран ЕС. Это объективно должно привести к усилению евро и увеличению его доли в резервах большинства стран.

К инструментам косвенного валютного регулирования относится денежно-кредитное регулирование. Денежно-кредитная политика также основывается на общей экономической концепции развития страны. Основными инструментами этой политики являются учетная ставка центрального банка страны, нормативы резервных отчислений и эмиссионная стратегия ЦБ. Для развитых стран характерны ориентация на регулирование денежного рынка через учетную ставку и жесткая монетарная политика. Например, в 2007– 2010 гг. Федеральная резервная система США пошла на многократное снижение учетной ставки для того, чтобы удешевить кредиты, привлечь капитал в реальный сектор экономики и таким образом обеспечить выход из наметившейся рецессии. Такой метод уже приносил США успех в аналогичной ситуации в начале 1990-х гг. Широкое использование денежной эмиссии характерно для некоторых развивающихся стран. Этот метод опасен возможной гиперинфляцией и используется сейчас редко. Очевидно, что денежная политика может влиять на валютную политику и валютный курс. Например, применявшаяся в начале 1990-х гг. в России эмиссионная политика способствовала росту денежной массы, уменьшению реального (за вычетом инфляции) процента, оттоку капитала из страны и падению курса рубля.

Бюджетная политика ориентируется на принятую в конкретной стране концепцию роли и места государства в экономике. В либеральных странах через государственный бюджет проходит от 30% ВВП (например, в США), а в социально ориентированных – 50–55% ВНП (страны ЕС). Инструментами этой политики выступают государственные расходы и налоги.

Инструментами внешнеторгового регулирования являются импортные и экспортные тарифы, квоты, меры стимулирования экспорта (например, льготное кредитование экспорта) и т.п. Естественно, эти меры влияют на торговый и платежный балансы, а через них – на валютный курс.