Регулирование международной миграции

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике и, соответственно, к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика.

Это комплекс законодательных, организационных и иных мер. направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальная защита.

С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защищать интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции и гражданстве от 1996 г. въезд в страну различных категорий иммигрантов лимитируется определенными квотами.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в конце XX и начале XXI в., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 1990-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. В начале XXI в. в ряде стран Западной Европы были даже приняты беспрецедентные решения по выдворению нелегальных иммигрантов (Бельгия, Голландия). В ряде стран ЕС ставится вопрос о введении ограничений на безвизовый режим, т.е. фактически об отмене шенгенских соглашений.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами – участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные – по отношению к третьим странам. Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г. и предоставляющий работникам шести стран – первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны – члены ЕС); Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые правила въезда в страны – участницы соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г., устанавливающая правила предоставления убежища.

В целях регулирования миграционных потоков в Россию был принят Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Он устанавливает принципы гражданства РФ, регулирует порядок приобретения и прекращения гражданства. Непосредственно на регулирование иммиграции направлен Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Кроме того, 13.06.2012 Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики РФ на период до 2025 года.