Регистрация, отчеты и иные практики регулирования лоббизма

По общему правилу любое регулирующее воздействие, связанное с лоббистской деятельностью, предполагает как минимум две формы: регистрацию и отчет. Практически все акты, регулирующие лоббизм, предполагают эти две формы.

В частности, закон США "Об открытости лоббистской деятельности" (1995), следуя уже упомянутой логике формулирования общего правила, из которого делаются исключения, предполагает обязательную регистрацию в течение 45 дней после осуществления лоббистского контакта у уполномоченных лиц Сената или Палаты Представителей. Исключения также прописываются. Во-первых, они связаны с установлением минимальной суммы, получаемой от клиента. Во-вторых, с определением максимальной суммы расходов, которую несет организация на лоббизм.

Закономерно в регулирующих нормативных актах прописываются те сведения, которые должны указывать лоббисты, лоббистские фирмы и т.д. Это чаще всего:

• основные данные (имя, адрес, контактные данные, вид деятельности и т.д.);

• данные клиента, если он есть, включая его основные данные и вид деятельности;

• данные организации, которая финансирует лоббистскую деятельность (кроме клиента);

• указание на наличие иностранных интересов (доля в собственности, превышающая определенный процент) лоббиста, клиента или субъекта, финансирующего лоббистскую деятельность;

• область (сфера) лоббирования, включая, по возможности, конкретные интересующие вопросы; и т.д.

Мировая практика знает несколько форм регистрации. Например, обязательная регистрация предусмотрена в США, добровольная (желательная) регистрация – в структурах ЕС.

Отчеты также содержат понятные (с гой или иной долей детализации) показатели. Прежде всего, устанавливаются сроки подачи отчета. Они бывают квартальные, полугодовые, годовые. Кроме этого, как правило, предусматриваются:

• основные данные отчитывающегося (имя, адрес, контактные данные и т.д.);

• перечень вопросов, по которым осуществлялась лоббистская деятельность, иногда включая список правовых актов и иных решений, к которым был проявлен интерес;

• наличие иностранных интересов (если таковые имелись);

• сумма поступлений от клиента;

• сумма расходов, если лоббирование осуществлялось в собственных интересах;

• сумма выплат должностным лицам, превышающая определенную сумму. Подчеркнем, что речь идет не о взятках, а, например, об оплате командировок, участия в конференциях, встреч и т.д.

Отчеты, как правило, анализируются, изучаются и в итоге соответствующие уполномоченные структуры докладывают о том, что было выявлено: нарушения, тенденции и т.д. Все отчеты становятся достоянием общества. Существуют специализированные структуры, цель которых – расследование деятельности лоббистов.

За выявленные нарушения при регистрации и предоставлении отчетности может быть назначено наказание как в рамках гражданского, так и уголовного законодательства, в зависимости от тяжести проступка. Например, в США предусматривается за ряд нарушений санкция в виде лишения свободы па срок до пяти лет.

Помимо указанных основных практик регистрации и отчетности в мировой практике регулирования лоббизма существуют и иные. Например, может устанавливаться невозможность получения лоббистскими фирмами правительственных грантов, кредитов, наград. Существует также практика невключения трат на лоббизм в структуру расходов, подпадающих под льготное налогообложение. Перечислим еще несколько возможных правовых практик регулирования лоббизма:

– составление перечня лиц, которым запрещено принимать любые подарки, даже минимальной стоимости;

– допущение возможности запросов официальных лиц к лоббистам, лоббистским фирмам и клиентам по различным вопросам их деятельности;

– обязательное объявление о наличии при лоббировании (лоббистском контакте) иностранных интересов или иностранного финансирования;

– наличие возможности у официального лица при лоббистском контакте выяснения той или иной информации у лоббиста (целей, наличия регистрации и т.д.);

– сочетание регулирующих механизмов в отношении к лоббистской деятельности с законодательством, регулирующим конфликты интересов.

Формы регистрации и отчета лоббистов в Сенате Пенсильвании, США за 2005–2006 гг. представлены на рис. 9.1 и 9.2 соответственно.

Рис. 9.1. Образец формы регистрации лоббистов в Сенате штата Пенсильвания

Рис. 9.2. Образец формы отчета лоббистов в Сенате штата Пенсильвания