Региональные торговые соглашения – регуляторы международной торговли

Относительно новым явлением в международной торговой практике стало активное распространение двусторонних или многосторонних преференциальных торговых соглашений, в терминологии ВТО получивших название Региональные торговые соглашения (РТС).

• Региональные торговые соглашения – это соглашения двух или большего числа государств, создающие зону свободной торговли, таможенный союз или более глубокие интеграционные объединения.

Статья XXIV ГАТТ отмечает, что положения ГАТТ не препятствуют членам ВТО создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли, а также применять временные соглашения, цель которых – образование интеграционных группировок при условии, что такие соглашения будут содействовать развитию свободной торговли и не приводить к созданию препятствий в торговле с участниками региональных торговых соглашений. Государства, желающие создать региональные торговые соглашения, обязаны уведомить об этом ВТО (Совет по торговле товарами). Для рассмотрения вопроса о соответствии региональной торговой группировки правилам ВТО создается рабочая группа, которая изучает этот вопрос и готовит рекомендации. Договоренность о толковании ст. XXIV ГАТТ-1994 предусматривает, что страны – участницы региональных соглашений представляют в Секретариат ВТО один раз в два года доклады о функционировании региональных торговых соглашений [1]. В этих соглашениях страны-участницы договариваются между собой об условиях либерализации взаимной торговли, имея целью полное освобождение торговых связей от тарифных барьеров. В настоящее время такого рода официальные договоренности становятся неотъемлемым элементом современной многосторонней торговой системы.

К этой практике, как отмечают эксперты, страны подталкивает отсутствие прогресса в многосторонних торговых переговорах в рамках Доха-раунда. Как написал известный ученый Р. Болдвин, "страны голосуют ногами против ВТО" [2] .

В настоящее время практически все страны мира вовлечены в интеграционные процессы, некоторые участвуют в десятках преференциальных соглашений, направленных на активизацию торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами.

Рис. 11.1. Динамика роста количества региональных торговых соглашений (РТС) в мире по группам стран

Источник: WTO. World Trade Report, 2011. The WTO and Preferential Trade Agreements: From co-existence to coherence, 2011. P. 55. URL: wto.org

Начиная с 1990-х гг. количество заключаемых преференциальных торговых соглашений растет опережающими темпами (рис. 11.1). За это время их число увеличилось почти в 10 раз (на конец 2012 г. ВТО имела 575 заявок на регистрацию РТС, а нотифицировано ею было 379 соглашений) [3]. При этом 60% из них были подписаны без участия развитых стран, только между развивающимися, что еще раз подчеркивает возрастающую роль этой группы стран в международной торговле. Среди соглашений имеются как чисто торговые соглашения, так и "интеграционные", где содержатся вопросы торговли услугами и интеллектуальной собственностью, инвестиционного и инфраструктурного сотрудничества. Объемы торговли в рамках преференциальных соглашений (без учета товарооборота в рамках ЕС) выросли за это время с 18% мировой торговли до 50%.

Например, США, являясь членом НАФТА, имеют еще 13 действующих РТС с 18 странами: Панамой, Колумбией, Республикой Корея, Оманом, Перу, Центральноамериканской зоны свободной торговли (ЦАФТА) и Доминиканской Республикой, Бахрейном, Марокко, Австралией, Чили, Сингапуром, Иорданией, Израилем [4].

Можно сказать, что отмечаемый рост мировой торговли сопровождается увеличением объемов оборота внутрирегиональных соглашений, на долю которого теперь приходится 40% всей торговли в странах Северной Америки, 63% в Европе и 25% в странах АСЕАН.

Еще одним фактором быстрого распространения практики РТС является то, что многие страны, оказавшиеся вне уже сформировавшихся интеграционных группировок и ощутившие неравноправность условий для развития своей торговли, были вынуждены искать альтернативные пути взаимодействия с участниками этих блоков или самими блоками. Что касается развивающихся стран, то немалую роль здесь сыграли чисто имиджевые соображения. Наличие разветвленной сети торговых соглашений, особенно с развитыми государствами и блоками, служило своего рода "визитной карточкой" – свидетельством стабильности и надежности страны как партнера. Лидерами в этой области выступают небольшие экспортоориентированные страны: Сингапур (34 соглашения) и Чили (33 соглашения с 58 странами). В Чили, например, уже 93% экспорта реализуется в рамках преференциальных соглашений. Активно этот механизм используют, например, латиноамериканские страны (табл. 11.2). В результате получилось переплетение взаимосвязей, которое американский ученый Джагдиш Бхагвати еще в начале 1990-х гг. обозначил как "клубок спагетти" [5].

Таблица 11.2. РТС ведущих латиноамериканских стран

Страна

Партнер по соглашению

Чили

США, Канада, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор, ЕС, Гватемала, Гондурас, ЕАСТ, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Бруней, Сингапур, МЕРКОСУР, Колумбия, Индия, Мексика, Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Перу, Турция.

Мексика

США, Канада, Коста-Рика, Никарагуа, Чили, ЕС, Израиль, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, ЕАСТ, Япония, Перу, Колумбия, Боливия, Венесуэла, МЕРКОСУР, Республика Корея

Перу

Сингапур, Китай, Чили, Республика Корея, США, Япония, Колумбия, Канада, Мексика, ЕС, Таиланд, МЕРКОСУР, Коста-Рика

Панама

Чили, Коста-Рика, Гондурас, Сальвадор, Китай, США, Доминиканская Республика

Колумбия

Мексика, Канада, Сальвадор, Гондурас, Гватемала, Чили, ЕАСТ, Андское сообщество, КАРИКОМ; США и ЕС (не вступили в силу)

Коста-Рика

Доминиканская Республика, ЦАОР, Канада, Мексика, Панама, Перу, Китай, Чили

Источник: по официальным сайтам МИД соответствующих стран.

Заключение новых РТС в последнее время было обусловлено также стремлением стран поддержать формирование торговых режимов без пошлин и нетарифных барьеров для упрощения процедур торговли в рамках глобальных производственно-сбытовых цепочек. Вследствие этого новые РТС охватывают более широкий круг вопросов, таких как инвестиции, конкуренция и государственные закупки, которые не регулируются соглашениями ВТО.

Развивающиеся страны используют преимущества региональной интеграции по линии "Юг – Юг" для поощрения экономии за счет роста масштабов производства, а также диверсификации и устойчивости экономики. Параллельно некоторые развивающиеся страны используют в своих взаимоотношениях Глобальную систему торговых преференций (ГСТП). В целом экономические последствия региональной торговой интеграции оказываются большей частью благоприятными для стран – участниц РТС (табл. 11.3). Однако реальные преимущества в каждом отдельном случае не столь очевидны и зависят от многих факторов как экономического, так и неэкономического характера.

Таблица 11.3. Выигрыш от частичной либерализации торговли, млрд долл.

Страны, участвующие в соглашениях

Страны, не участвующие в соглашениях

Итоговый

выигрыш

АТЭС

159,6

(39,8)

119,1

Американское ССТ

7,5

(6,9)

0,5

Трансатлантическое ССТ

7,8

(7,2)

0,6

Транстихоокеанское

партнерство

3,2

(3,5)

(0,4)

Источник: ПАМТ-8 по модели ЮНКТАД; Записка секретариата ЮНКТАД. Эволюция международной торговой системы и тенденции в ней с точки зрения развития (TD/B/59/5). С. 9.

Следует уточнить, что правила ВТО разрешают создание региональных экономических группировок в форме таможенных союзов и зон свободной торговли (ст. XXIV.5 ГАТТ-1994) (в отношении общих рынков, экономических союзов, единых экономических пространств такие правила отсутствуют). Это разрешение ограничено условием, что пошлины и другие меры регулирования торговли в отношении членов ВТО, не являющихся участниками такого союза или соглашения, не станут более высокими или более ограничительными в целом, чем они были до образования таких соглашений.

Эксперты ЮНКТАД полагают, что рост числа заключаемых РТС, расширение круга их участников и их все более глубокий характер высвечивают необходимость обеспечения согласованности между торговой многосторонностью и торговым регионализмом в целях взаимного подкрепления этих двух путей развития торговых отношений. С точки зрения аспекта развития в РТС "нового поколения" все больше регламентируются условия интеграции в международную торговлю развивающихся стран. Важно, чтобы эти страны имели возможность устанавливать в рамках РТС надлежащую степень и темпы открытия рынка, а многосторонние правила, которые требуют либерализации всей торговли в рамках РТС, обеспечивали такие механизмы гибкости [6].

На 21-м Саммите Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), который завершился 20 ноября 2012 г. в Пномпене (Камбоджа), лидеры стран этого объединения и шести стран – партнеров АСЕАН по соглашению о свободной торговле официально объявили о своем решении начать переговоры с целью подготовки всеобъемлющего регионального экономического партнерства (должны завершиться к концу 2015 г.). В переговорах участвуют страны – члены АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), а также их партнеры: Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония. Данное соглашение должно способствовать расширению торгово-экономического, технического и инвестиционного сотрудничества внутри региона, защите прав интеллектуальной собственности, смягчению политических конфликтов, а также сохранению мира и стабильности внутри региона и другие вопросы [7].

В настоящее время также проходят переговоры по подготовке соглашения по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП) [8], которое призвано стать моделью новых отношений между странами, основой для более широкого Азиатско-Тихоокеанского соглашения. В них участвуют США, Австралия, Бруней, Чили, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Вьетнам.

Евросоюз тоже активно устанавливает тесные связи со своими основными экономическими партнерами путем заключения двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле. При этом Европейская комиссия прикладывает все усилия, чтобы эти соглашения способствовали дальнейшей либерализации, поскольку стороны вырабатывают обязательства по тем вопросам, которые могут быть достигнуты в ВТО. Это касается таких ключевых вопросов, как инвестиции, правительственные закупки, конкуренция и защита прав интеллектуальной собственности. Для заключения подобных соглашений ЕС использует следующие ключевые экономические критерии: потенциал рынка (экономический размер и рост) и уровень протекционизма против интересов европейского экспорта (тарифные и нетарифные барьеры). Кроме того, принимаются во внимание переговоры потенциальных партнеров с конкурентами ЕС и возможное влияние таких переговоров на интересы стран – членов Евросоюза.

В список стран и региональных объединений, с которыми Евросоюз уже заключил или планирует заключить соглашения о свободной торговле, входят Мексика, ЮАР, Чили, Республика Корея, АСЕАН, Канада, Индия, Малайзия, Сингапур, Совет сотрудничества стран Персидского залива, страны Центральной Америки, Андского сообщества и МЕРКОСУР. Во время председательства Литвы в Совете Евросоюза в 2013 г. большой акцент был сделан на сближение с шестью странами, входящими в интеграционную программу "Восточное партнерство", – Грузией, Азербайджананом, Арменией, Украиной, Молдовой и Беларусью. Кульминацией стал саммит в Вильнюсе, где были подписаны соглашения об ассоциации с Грузией и Молдовой, а также соглашения об облегчении визового режима с Азербайджаном. С Арменией и Украиной договоренности достигнуты не были. Однако заинтересованность ЕС во включении в свою орбиту стран СНГ сохраняется.

В середине февраля 2013 г. ЕС и США сообщили о решении начать переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. Помимо традиционных вопросов, таких как снижение тарифов, создание благоприятного климата для инвестиций, увеличение торговли услугами и улучшение доступа к правительственным закупкам, стороны планируют выработать правила по техническим стандартам – в настоящее время они являются основным барьером в трансатлантической торговле. Все эти договоренности, по оценкам ЕС, позволят повысить конкурентоспособность Европы в глобальной экономике, а также создадут дополнительные рабочие места и будут способствовать укреплению внутреннего рынка и росту экономики [9].

Необходимость развивать торговлю между африканскими странами тоже способствовала заключению между ними ряда региональных соглашений (Восточноафриканского сообщества (ЕАС); Общего рынка для Восточной и Южной Африки (COMESA); Сообщества развития Юга Африки (SADC); трехстороннего Соглашения о свободной торговле (TFTA) [10], а также созданию к 2017 г. континентальной зоны свободной торговли (CFTA), которая объединит государства от Каира до Кейптауна). Посредством использования дополнительных программ, в том числе таможенного сотрудничества, гармонизации промышленных стандартов, развития инфраструктуры и борьбы с недобросовестной торговой практикой, это будет содействовать росту внутрирегиональной торговли в рамках региональных экономических сообществ [11].

Однако до того как соглашение о свободной торговле сможет реализовать все выгоды от расширения торговли, его стороны должны устранить препятствия на пути свободного движения товаров и рабочей силы в своих странах и региональных экономических сообществах. Необходимо также учитывать, что в любой торговой договоренности всегда присутствует возможность возникновения споров между сторонами соглашения. Если отсутствует хороший механизм урегулирования споров, некоторые разногласия могут поставить под угрозу дальнейшее функционирование соглашений о свободной торговле [12].

Параллельно с процессом либерализации международной торговли, примером которой можно считать практику РТС, развивается и тенденция протекционизма. ВТО отмечает, что в связи с мировым кризисом достаточное число стран ищет механизмы решения своих проблем на путях ограничения торговли. За последнее десятилетие все большее количество стран вводит экспортные ограничения на продовольствие, энергоресурсы и природные ископаемые. Если ранее основные экспортеры облагали товары экспортными пошлинами в фискальных целях или для стимулирования внутренней переработки сырья, то сейчас некоторые страны вводят экспортные барьеры по другим соображениям. Так, в период с 2007 по 2011 г. более 30 стран ввели экспортные ограничения на сельскохозяйственные товары в связи с обеспокоенностью по поводу продовольственной безопасности и роста цен на продовольственную продукцию. Для того чтобы обеспечить бесперебойные поставки сырьевых ресурсов и товаров, представляющих особую важность для определенных стран, они заключают между собой двусторонние и региональные торговые соглашения, которые содержат положения о стратегических ресурсах. Однако такие соглашения могут усиливать риски дефицита для других стран-импортеров, которые не участвуют в подобных договоренностях, и представляет серьезную проблему для многосторонней торговой системы.

Таким образом, в последнее время увеличивается число, охват и доля РТС в международной торговле. Дополнительным стимулом для их распространения стал слабый прогресс в переговорах Дохийского раунда.