Региональные приоритеты России

Приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствамиучастниками СНГ, дальнейшее укрепление Содружества Независимых Государств как основы углубления регионального взаимодействия его участников, имеющих нс только общее историческое наследие, но и обширный потенциал интеграции в различных сферах. Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза, призванного не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств. Строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В качест

ве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Сохраняется актуальность дальнейшей трансформации ОДКБ в универсальную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах.

Приоритетный характер имеет развитие отношений с государствами Евро-Атлантического региона, с которыми Россию связывают, помимо географии, экономики и истории, глубокие общецивилизационные корни. С учетом растущей востребованности коллективных усилий государств перед лицом транснациональных вызовов и угроз Россия выступает за достижение единства региона без разделительных линий, через обеспечение подлинно партнерского взаимодействия России, Европейского союза и США. Основной задачей в отношениях с Евросоюзом для России как неотъемлемой, органичной части европейской цивилизации является продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. Россия выступает за заключение с ЕС нового базового соглашения о стратегическом партнерстве на принципах равноправия и взаимной выгоды. Наша страна будет способствовать эффективной реализации совместной инициативы Россия ЕС "Партнерство для модернизации", развитию взаимовыгодного энергетического сотрудничества в целях создания объединенного энергетического комплекса Европы на основе строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств. Перспективной задачей является построение единого рынка с Европейским союзом.

Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по продвижению к общему пространству мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантическом регионе на основе взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнению всеми членами альянса взятого на себя в рамках Совета Россия – НАТО обязательства не стремиться к обеспечению своей

безопасности за счет безопасности других, а также обязательств по военной сдержанности. Вместе с тем Россия сохраняет отрицательное отношение к расширению НАТО и приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом как к действиям, нарушающим принцип равной безопасности и ведущим к появлению новых разъединительных линий в Европе.

Российская Федерация выстраивает отношения с США с учетом значительного потенциала развития взаимовыгодного торгово-инвестиционного, научно-технического и иного сотрудничества, а также особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом. Россия будет вести активную работу в целях противодействия введению односторонних экстерриториальных санкций США против российских юридических и физических лиц, продвигать инициативы по дальнейшей либерализации визового режима между двумя странами.

Россия проводит инициативную и конструктивную линию, направленную на укрепление разноформатного международного сотрудничества в Арктике. Кроме того, будет продолжена работа по сохранению и расширению присутствия Российской Федерации в антарктическом регионе, в том числе на основе эффективного использования механизмов и процедур, предусмотренных системой Договора об Антарктике.

Возрастающее значение приобретает укрепление позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), что обусловлено принадлежностью нашей страны к этому самому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики. Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах, происходящих в регионе, использовании возможностей АТР при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах. Россия считает важными формирование и продвижение в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнерской сети региональных объединений. Особое значение в этом контексте придается укреплению роли ШОС в региональных и глобальных делах, конструктивное влияние которой на положение дел в регионе в це

лом заметно возросло. Россия рассматривает механизм Восточноазиатских саммитов как основную площадку для стратегического диалога лидеров но ключевым аспектам безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Важнейшее направлениероссийской внешней политики – развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Внешнеполитическое взаимодействие с Китаем Россия будет развивать на различных направлениях, включая поиск ответов на новые вызовы и угрозы, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в Совете Безопасности ООН, "Группе двадцати", БРИКС, Восточноазиатском саммите, ШОС и других многосторонних объединениях. Наша страна считает важным дальнейшее совершенствование механизма эффективного и взаимовыгодного внешнеполитического и экономического сотрудничества в формате Россия – Индия – Китай.

Россия продолжит всемерное укрепление отношений со странами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом растущей роли региона в мировых делах. Развитие стратегического сотрудничества с Бразилией, в том числе в рамках БРИКС, а также партнерских отношений с Аргентиной, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа и другими государствами Латинской Америки и Карибского бассейна будет ориентировано на расширение политического взаимодействия, продвижение торгово-экономического, инвестиционного, инновационного, культурно-гуманитарного сотрудничества, совместный поиск ответов на новые вызовы и угрозы, закрепление российских компаний в динамично развивающихся секторах промышленности, энергетики, связи и транспорта стран региона.

Россия будет расширять разноплановое взаимодействие с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе с упором на совершенствование политического диалога и продвижение взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, содействовать урегулированию и предотвращению региональных конфликтов и кризисных ситуаций в Африке. Важная составная часть этой линии – развитие партнерских отношений с Африканским союзом и субрегиональными организациями.

Таким образом, Концепция внешней политики Российской Федерации намечает взвешенный многовекторный

подход нашей страны к решению внешнеполитических проблем в сложной обстановке новых вызовов и угроз наступившего века.