Региональные международные организации

Поскольку основным объектом обсуждений при создании ООН была международная безопасность, ст. 52 Устава ООП предусматривает создание региональных соглашений или органов для поддержания мира и безопасности в регионе при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН. Региональное сотрудничество в иных областях не регламентируется Уставом ООН.

Можно выделить два основных периода активного появления региональных организаций: 50–60-е гг. и 80–90-е гг. XX столетия. Существующие региональные организации различны по своей природе, сфере и степени эффективности деятельности, количеству членов и юридической силе принимаемых решений. Региональные организации подразделяются на организации общей компетенции, преследующие цели поддержания мира и безопасности, развития экономического и иного сотрудничества и организации технического взаимодействия в специальных областях.

В основу членства в подобных организациях положен принцип принадлежности к определенному региону, четкие границы которого подчас трудно определить. Иногда параметры региона указываются в учредительных документах организации. По часто при приеме новых членов принадлежность государства к определенному региону определяется не только его географическим положением, но и желанием государств-основателей региональной организации допустить в нее нового участника.

Ниже представлены наиболее известные из региональных организаций в алфавитном порядке согласно их названию на русском языке.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – региональная межправительственная организация стран Юго-Восточной Азии. Датой создания организации считается 8 августа 1967 г., когда в Бангкоке пятью странами (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины) была подписана Декларация АСЕАН, более известная как Бангкокская декларация. Начало договорного оформления организации было положено в 1976 г. после подписания Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор). И только 20 ноября 2007 г. на 13-м Саммите организации в Сингапуре лидеры стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии подписали Устав АСЕАН. Организация ставит перед собой цели ускорения экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, а также содействия установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Основными органами АСЕАН являются: Саммит лидеров (глав государств и правительств, высший орган, созывается раз в год); Совещание министров иностранных дел (разрабатывает основные направления деятельности АСЕАН, созывается также раз в год); Постоянный комитет (осуществляет повседневное руководство и состоит из министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов, аккредитованных в стране председателя); Постоянный секретариат, возглавляемый генеральным секретарем (оказывает административно-техническое содействие Ассоциации). Штаб-квартира АСЕАН находится в Джакарте (Индонезия).

Африканский союз является преемником Организации Африканского Единства (ОАЕ), которая была создана в 1961 г. на Учредительной конференции в Аддис-Абебе (Эфиопия). В сентябре 1999 г. на Чрезвычайной сессии Ассамблеи ОАЕ в Сирте (Ливия) по инициативе Ливии африканские государства приняли решение о том, что происходящие на континенте процессы, в особенности направленные на политическую и экономическую интеграцию стран этого континента, требуют изменения характера деятельности ОАЕ и преобразования ее в организацию нового типа. Сессия приняла в этой связи решение о преобразовании ОАЕ в Африканский Союз. В июле 2000 г. па Саммите в Ломе (Того) был принят Конституционный Акт об учреждении АС, который вступил в силу в 2001 г. Целями АС являются: достижение большего единства и солидарности между странами и народами Африки; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости африканских государств; ускорение политической и социально-экономической интеграции континента; поддержка и защита общих африканских интересов; поощрение международного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН; укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте; поддержка и защита прав человека и народов на континенте; обеспечение устойчивого экономического, социального и культурного развития и интеграции африканских стран и др.

Штаб-квартира АС находится в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Европейский союз представляет собой региональное политическое и экономическое интеграционное объединение государств Западной Европы, сочетающее в себе признаки федеральной сверхдержавы и международной организации. Начало Европейской интеграции было положено в 1950-х гг., когда шестью западноевропейскими державами (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ) были постепенно заключены три международных региональных соглашения, создающие организации специальной компетенции:

1) Договор 1951 г. о создании Европейского объединения угля и стали – ЕОУС, целью которого было развитие угольной и металлургической областей, модернизация, повышение эффективности и улучшение условий труда в этой сфере промышленности под общим управлением;

2) Римский договор 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества, т.е. единого экономического пространства в Европе, предполагающего свободное движение лиц, услуг и капиталов, снятие ограничений на внутреннюю торговлю и установление общих таможенных тарифов, развитие общей транспортной и сельскохозяйственной политики;

3) Римский договор 1957 г. о создании Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом, направленный на создание общего рынка продуктов атомной энергетики.

В 1965 г. государства-участники трех вышеуказанных организаций учредили единые руководящие органы, подписав 8 апреля 1965 г. Брюссельский договор. Последовавшее за этим подписание ряда договоров и соглашений способствовало дальнейшей интеграции европейских государств. Наиболее значимыми из них являются:

– Единый Европейский Акт 1986 г. продолжил интеграцию в политической, экономической и социальной сферах;

– Маастрихтский договор 1992 г., согласно положениям которого Европейское Экономическое Сообщество было преобразовано в ЕС. Этот договор установил и новые области сотрудничества государств-членов: в области безопасности, правосудия и внутренних дел. Данный договор содержал положения о создании единой денежной единицы Союза – евро, введенной в обращение с 1 января 2002 г. и действующей пока только на территории ограниченного числа членов ЕС;

– Амстердамский договор 1997 г. – подтвердил возможность дальнейшего расширения ЕС и определил единство политики государств-членов в социальной сфере, в области защиты окружающей среды и нрав потребителей, по вопросам иммиграции и предоставления убежища;

– Ниццский договор 2000 г. – создал условия для реформирования основных органов и институтов ЕС;

– Евроконституция – договор, устанавливающий Конституцию для Европы, был подписан в Риме 29 октября 2004 г., однако процесс его ратификации встретил трудности в некоторых государствах-членах ЕС и он, очевидно, никогда не вступит в силу;

– Лиссабонский договор. Был подписан 13 декабря 2007 г. Он вносит поправки в действующие договоры по созданию ЕС. Договор направлен на дальнейшую демократизацию институтов ЕС путем усиления, в частности, роли Европейского парламента.

Основными институтами ЕС являются: Совет ЕС (Совет министров), Европейский Совет, Европейский парламент, Европейская комиссия, Европейский Суд.

Совет ЕС является главным политическим и правомочным институтом Союза, за которым закреплена функция принятия решений по всем основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Совет собирается на уровне министров, возглавляющих ведомства, вопросы ведения которых обсуждаются на собрании. Решения в Совете по вопросам, имеющим особо важное значение для государств, таким как налогообложение, вопросы иммиграции, безопасности и др., принимаются на основе единогласия. Все другие решения принимаются большинством голосов, при этом каждая страна-член ЕС имеет количество голосов, отражающее в целом размеры ее населения, с уклоном в пользу малых стран.

Европейская комиссия является исполнительным институтом ЕС. Она состоит из 28 членов (комиссионеров), назначаемых национальными правительствами на пятилетний срок по согласованию с ее президентом и подлежит утверждению Европарламентом. Кандидатура президента Комиссии определяется по согласованию между государствами-членами и подлежит одобрению Европарламентом. Работе Комиссии оказывает административно-техническое содействие 24 000 гражданских служащих, большинство из которых работает в Брюсселе. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу деятельности (политики) ЕС.

Европейский парламент является консультативным и совещательным институтом ЕС, состоящим из 766 депутатов, избираемых напрямую населением согласно квоте на пятилетний срок. Несмотря на название, парламент выполняет лишь функцию соучастия в законодательном процессе – он рассматривает законопроекты, предложенные Комиссией. Решение о принятии законопроекта принадлежит Совету.

Европейский Суд является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд состоит из 28 судей и восьми генеральных адвокатов. Судьи и генеральные адвокаты назначаются с согласия государств-членов на шестилетний срок с правом переизбрания. Генеральные адвокаты оказывают содействие работе Суда, представляя свои независимые заключения но делам, переданным им с этой целью. Штаб-квартира Суда находится в Люксембурге. Главной задачей Суда является обеспечение единообразного толкования и применения права ЕС.

В рамках ЕС действуют также многочисленные органы, созданные для осуществления контрольной, правоохранительной и консультативной функций, органы специальной компетенции и др.

Лига арабских государств (ЛАГ) – региональная организация, объединяющая арабские и дружественные им неарабские страны (Сомали). ЛАГ создана 22 марта 1945 г. Ее учредительный документ (Пакт) вступил в силу 10 мая 1945 г.

Основными целями ЛАГ являются: обеспечение тесных отношений между государствами-членами; координация их политических действий; организация сотрудничества в экономической, финансовой, торговой, культурной, социальной и других областях; обеспечение их независимости и суверенитета; рассмотрение общих вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы.

Высший орган ЛАГ – Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос. Совет собирается на очередные сессии два раза в год. Решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех государств- членов, а решения, принятые большинством голосов, – обязательны только для поддержавших решение государств. Помимо Совета структура органов ЛАГ включает: Конференцию глав государств и правительств, Секретариат, Экономический совет, Совет совместной обороны и др.

Штаб-квартира Лиги находится в Каире (Египет), однако согласно ст. 10 Пакта заседания Совета могут созываться в любом другом месте.

Организация американских государств (ОАГ) – региональная организация, объединяющая 35 государств Американского континента, включая США и Канаду. Организация была создана в 1948 г. в Боготе, где был одобрен ее Устав, на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 г. Учредительными документами организации являются: Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.; Устав ОАГ, вступивший в силу 13 декабря 1951 г.; Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.

Согласно решению Ассамблеи ОАГ, принятому в апреле 1971 г., государства-нечлены ОАГ, но проявляющие интерес к ее деятельности, могут приобрести статус постоянных наблюдателей. В настоящее время такой статус приобрели 69 стран, в том числе Россия.

Согласно Уставу основными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности в Западном полушарии; урегулирование споров между государствами-членами; организация совместных действий против агрессии; развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях (ст. 4). Основными принципами ОАГ являются: взаимное уважение независимости, суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешение споров мирными средствами, отказ от угрозы использования силы.

Основными органами ОАГ являются: Генеральная ассамблея (высший орган, состоящий из представителей всех государств-членов; определяет общую деятельность ОАГ и ее политику, утверждает бюджет Организации; созывается ежегодно); Консультативное совещание министров иностранных дел (рассматривает проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государство – член ОАГ); Постоянный совет (состоит из представителей государств-членов, аккредитованных при ОАГ; выполняет задачи, возложенные на него Ассамблеей и Консультативным совещанием министров; оказывает содействие государствам- членам в мирном разрешении споров между ними); Генеральный секретариат (обеспечивает организационно-техническую работу, возглавляется генеральным секретарем ОАГ); Межамериканский юридический комитет (является консультативным органом по правовым вопросам международного характера, его штаб-квартира находится в Буэнос-Айресе (Аргентина)); Метамериканская комиссия по правам человека.

Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне (США).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляет собой крупнейшую региональную организацию по безопасности, в состав которой входят 57 государств, в том числе и Россия. Данная организация была создана в результате преобразования 1 января 1995 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в ОБСЕ. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Основными задачами ОБСЕ являются: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; экономическая и экологическая безопасность. Хотя ОБСЕ не имеет устава, сложилась довольно разветвленная структура органов ОБСЕ, которая включает: Совещание глав государств и правительств, Совет министров, Руководящий совет, Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности, Форум по экономике и окружающей среде, Секретариат.

Совещание глав государств и правительств является высшим органом ОБСЕ и созывается каждые два года. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. Совет министров – состоит из министров иностранных дел государств-участников. Совет создан для проведения регулярных политических консультаций в рамках ОБСЕ. Его задачей служит также подготовка встречи глав государств и правительств государств-членов. Собирается один раз в год. Руководящий совет – состоит из директоров политических департаментов. Его задача – обсуждение и формулирование принципов политического и бюджетного характера, определение вопросов будущей работы организации. Собирается на встречи в Праге не реже двух раз в год. Совет собирается также один раз в год в качестве Экономического форума. Постоянный совет – создан для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для оказания поддержки миссиям ОБСЕ в их работе. Состоит из постоянных представителей государств-участников и собирается на заседания раз в неделю (находится в Вене). Непосредственное руководство оперативной деятельностью Совета осуществляет Председатель, в роли которого выступает министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета министров. Срок его полномочий, как правило, составляет один год. В его компетенцию входит также информирование Парламентской ассамблеи о деятельности ОБСЕ. Секретариат обеспечивает административное обслуживание организации, ведет архив ОБСЕ и распространяет документы по просьбе стран-участниц. Секретариат возглавляется генеральным секретарем, который избирается на три года по рекомендации Руководящего совета и действующего председателя.

Особенностью ОБСЕ является то, что она учреждена не международным договором, а на основании ряда политических решений.

Организация Североатлантического договора (НАТО[1]). В марте 1948 г. в целях противодействия угрозам безопасности и создания общей системы обороны пять западноевропейских держав (Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция) подписали Брюссельский пакт, положивший начало существованию Западноевропейского союза.

Затем последовали переговоры этих держав с США и Канадой о создании Североатлантического союза, присоединиться к которому были приглашены Дания, Исландия, Италия, Норвегия и Португалия. Итогом этих переговоров стало подписание в 1949 г. в Вашингтоне договора о создании НАТО, политического и военного союза 12 стран, включая вышеупомянутые европейские страны, а также США и Канаду. В настоящий момент членами НАТО являются 28 государств. За последнее время состав НАТО был расширен в марте 2004 г., когда в нее вступили семь стран (Болгария, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Румыния, Эстония), а затем (в 2009 г.) к НАТО присоединились Албания и Хорватия.

Главным и единственным, упомянутым в Североатлантическом договоре органом НАТО является Североатлантический совет (САС), также известный как Совет НАТО. Все остальные органы НАТО были созданы Советом. САС собирается на сессии дважды в год в составе министров обороны, иностранных дел или глав правительств. Еженедельные сессии Совета проводятся в составе представителей государств-членов в ранге посла. Председательствует в Совете генеральный секретарь НАТО. В Совете обсуждаются все вопросы, затрагивающие безопасность государств-членов. Его решения принимаются на основе единства мнений и общего согласия – в НАТО не существует процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Юридическая сила и статус решений не зависят от уровня, на котором проводился Совет, их принявший. В работе Совета участвуют подчиненные ему комитеты. Подготовку заседаний Совета и работу по выполнению его решений осуществляют те комитеты, в ведении которых находится направление работы, обсуждаемое на Совете.

Большинство заявлений и коммюнике НАТО готовятся Главным политическим комитетом, состоящим из заместителей представителей государств-членов САС. Комитет военного планирования с 1966 г. является высшим военно-политическим органом НАТО. Он состоит из министров обороны и собирается на сессии дважды в год. В работе данного комитета принимают участие все члены НАТО. В задачи данного комитета входит планирование коллективной обороны. Группа ядерного планирования состоит из министров обороны, входящих в состав Комитета военного планирования. В рамках работы группы обсуждаются вопросы политики, связанные с ядерными силами. Принятие решений по военному командованию в трех зонах – Североевропейской, Южноевропейской и зоне Атлантики осуществляет Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов государств-членов и гражданского представителя Исландии. Военный комитет проводит заседания дважды в год. Возглавляется Военный комитет Верховным главнокомандующим союзных сил.

В период между заседаниями вышеуказанных комитетов их деятельность осуществляется соответствующими постоянными комитетами в составе представителей стран-участниц в ранге послов.

Отношения России с НАТО строятся на базе подписанного 27 мая 1997 г. "Основополагающего Акта о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности", в соответствии с которым был создан Совместный Постоянный Совет Россия – НАТО. В 2002 г. на основании принятой 28 мая 2002 г. в Риме Декларации глав государств и правительств России и государств-членов НАТО Постоянный Совет был заменен учрежденным, согласно Декларации, Советом Россия – НАТО, ставшим главным форумом по продвижению отношений между Россией и НАТО. В декабре 2004 г. Совет Россия – НАТО одобрил План действий по борьбе с терроризмом.

Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Совет Европы (СЕ) представляет собой международную региональную организацию, которая объединяет страны Европы. Ее учредительный документ (Устав) был подписан в Лондоне 5 мая 1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. В настоящее время се членами являются 47 государств. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г., а 30 марта 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Штаб-квартира организации находится в Страсбурге (Франция). Святой Престол, США, Канада, Япония и Мексика имеют статус наблюдателя при Совете Европы.

Согласно Уставу целями организации являются достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Эти цели будут достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод. Экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Результатом такой работы стали разработка и принятие порядка 170 конвенций практически по всем сферам деятельности организации. Среди наиболее известных международных договоров, разработанных Советом Европы, следует отметить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколы к ней.

Руководящими органами Совета Европы являются: Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, Секретариат. В рамках Совета Европы функционирует также Европейский суд по правам человека, Комиссар по правам человека и Конференция международных неправительственных организаций.

Комитет министров – это руководящий орган. Членами Комитета являются министры иностранных дел всех государств-членов или аккредитованные в Страсбурге представители. Комитет собирается на сессии один раз в год. Аккредитованные в Страсбурге представители обычно проводят встречи раз в неделю. К сфере компетенции Комитета относится осуществление политического диалога, взаимодействие с Парламентской ассамблеей и Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, прием новых членов, наблюдение за выполнением обязательств государствами-членами, заключение конвенций и соглашений, принятие рекомендаций государствам-членам, принятие бюджета, принятие и контроль за выполнением Программы действий, выполнение программы сотруд

ничества и помощи, наблюдение за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Под руководством Комитета также действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые на рассмотрение Комитета документы.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) – представляет собой консультативный орган, который состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Россия имеет в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство – два члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного гендерного представительства (мужчин и женщин). Ассамблея проводит пленарные заседания четыре раза в год. Раз в год проводятся выборы председателя Ассамблеи. Ассамблея принимает: рекомендации Комитету министров; резолюции, в которых она выражает свою точку зрения по рассматриваемым вопросам; заключения (opinions) по кандидатурам новых членов и проектам договоров и другим документам, представленным ей Комитетом министров. Кроме того, Ассамблея избирает генерального секретаря Совета Европы и судей Европейского суда по правам человека. В работе Ассамблеи ей оказывают содействие 10 ее комитетов и Бюро, состоящее из 20 вице-президентов, председателей пяти политических групп и председателей комитетов.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы – является консультативным органом, представляющим местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат – представляет собой административно-технический орган. Секретариат возглавляется генеральным секретарем, который избирается на пять лет.

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано государствами из числа бывших республик СССР. Его учредительными документами являются: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной; Протокол к Соглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии); Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана), который вступил в силу через год после принятия. Однако в августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя. Следует также отметить, что Молдавия и Украина, как и Туркмения, так и не ратифицировали Устав СНГ, несмотря на то, что, например, Украина остается одним из государств-основателей и участником СНГ. 18 августа 2008 г. МИД Грузии известил нотой Исполнительный комитет СНГ о выходе страны из СНГ.

Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение нрав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

Членом СНГ может стать любое государство, принимающее на себя обязательства по Уставу, при условии согласия всех членов. Для государств, желающих участвовать лишь в некоторых видах деятельности СНГ, существует возможность ассоциированного членства. Государства могут быть представлены на заседаниях Совета глав государств СНГ как наблюдатели. Следует отметить, что систематическое нарушение решений органов СНГ приравнивается к нарушениям обязательств по соглашениям в рамках СНГ и может явиться причиной приостановления либо прекращения членства.

Главными органами СНГ согласно Уставу являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический совет, Экономический суд, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет.

Совет глав государств (СГГ) – является высшим органом СНГ. Данный орган уполномочен решать наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью СНГ. Совет собирается на заседания два раза в год, при этом он может проводить и внеочередные заседания. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов (ст. 22). Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов. Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения. Согласно Уставу оба Совета могут проводить совместные заседания. Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того, Уставом СНГ предусмотрены совещания руководителей соответствующих государственных органов для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГ и СГП. Третьим органом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД), который действует на основе решений СГГ и СГП (ст. 27). СМИД осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Уставом СНГ предусмотрен также ряд органов, находящихся в структуре СГГ. Это Совет министров обороны, основными задачами которого являются: координация военного сотрудничества государств-участников Содружества; рассмотрение концептуальных подходов к вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества; выработка предложений по вопросам реализации усилий государств Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов; рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других документов по вопросам обороны и военного строительства, при необходимости внесение предложений на рассмотрение Совета глав государств СНГ; осуществление руководства Коллективными силами по поддержанию мира в СНГ; выработка предложений по сближению правовых актов в области военного строительства; осуществление контроля за деятельностью рабочих органов Совета министров обороны. Кроме того, Устав СНГ предусматривает также создание Главного командования Объединенных Вооруженных Сил, Совета командующих пограничными войсками. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил призвано обеспечивать поддержание мира в Содружестве. Для этих целей оно осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами и группами военных наблюдателей. Совет командующих пограничными войсками обеспечивает охрану внешних границ СНГ.

Экономический суд – создан для рассмотрения экономических споров в рамках СНГ. Место нахождения – г. Минск. К его компетенции относятся споры, возникшие при исполнении экономических обязательств, и иные споры, которые отнесены к его ведению соглашением государств-членов. Суд также может толковать положения договоров и иных актов СНГ по экономическим вопросам. В соответствии с подписанным 3 марта 2004 г. Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС Суду подведомственны дела по межгосударственным спорам экономического характера, возникающим при применении Договора об учреждении ЕврАзЭС и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами Сообщества решений; при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями его органов. Деятельность суда регламентирована Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г.

Межпарламентская ассамблея была создана на основании Соглашения руководителей Верховных Советов (парламентов) государств-участников СНГ от 27 марта 1992 г. В Уставе СНГ ей посвящен раздел VII, тогда как другие органы СНГ определены в разделе VI. В Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ от 26 мая 1995 г. Ассамблея определена как межгосударственный орган Содружества. Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций государств- участников, избираемых или назначаемых парламентами этих государств из числа своих членов в соответствии с внутренними регламентами и процедурами. Главы парламентских делегаций образуют Совет Ассамблеи, избирающий из своего состава председателя Совета. На сессиях Межпарламентской ассамблеи, созываемых не реже двух раз в год, председательствуют поочередно руководители парламентских делегаций.

Межпарламентская ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различных областях и направляет рекомендации по этим вопросам СГГ и (или) СГП, другим органам СНГ. Ей отведена важная роль в сближении законодательств государств-участников путем разработки типовых (модельных) законодательных актов, принятия рекомендаций по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств-участников СНГ договоров (соглашений), заключенных в рамках СНГ, а также иных международных договоров, участие в которых государств Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей. Она уполномочена принимать рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках СНГ. Особенность данного органа состоит и в том, что Ассамблея обладает также полномочиями заключать международные договоры в рамках своей компетенции (ст. 12 Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств 1995 г.).

Местопребывание Межпарламентской ассамблеи – Санкт-Петербург.

Исполнительный комитет – является административно-исполнительным органом, оказывающим содействие работе других органов СНГ.

Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) была принята шестью государствами (Казахстан, КНР, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) 15 июня 2001 г. на встрече в Шанхае. Хартия ШОС была принята 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге. Государства, находящиеся за пределами региона, но заинтересованные в участии в деятельности организации, или международные организации могут получить статус наблюдателя или партнера по диалогу. Статус наблюдателя на сегодня имеют Монголия, Индия, Пакистан, Иран.

Согласно Хартии целями ШОС являются: укрепление взаимного доверия, добрососедских отношений и дружбы между государствами-членами; развитие их эффективного сотрудничества в политической, экономической и торговой областях, науке, культуре, образовании, в вопросах энергетики, транспорта, защиты окружающей среды и других областях; совместная работа по сохранению в регионе мира, безопасности и стабильности; способствование созданию нового международного политического и экономического правопорядка, основанного на демократии и справедливости.

Высшими органами ШОС являются Совет глав государств и Совет глав правительств, собирающиеся на ежегодные заседания. Эти органы определяют политику ШОС и принимают решения по основным вопросам деятельности организации. Совет глав правительств также утверждает бюджет ШОС. Текущей деятельностью организации руководят Совет министров иностранных дел, Конференция глав агентств (министерств) и Совет национальных координаторов. Административно-техническим органом ШОС является Секретариат, возглавляемый исполнительным секретарем, кандидатура которого утверждается СГГ на три года в порядке ротации. Штаб- квартира ШОС находится в Пекине (КНР).

В последнее десятилетие XX в. произошли кардинальные политические изменения в стратегически важном для мировой гражданской авиации Европейско-Азиатском регионе. Порой политические изменения в тех или иных странах создавали значительные затруднения для международной гражданской авиации. Этого не произошло в государствах, расположенных на территории бывшего СССР.

Понимая свою ответственность перед мировым авиационным сообществом и руководствуясь принципами Чикагской конвенции 1944 г., руководители 12 новых независимых государств в декабре 1991 г. подписали Межгосударственное Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства и создали Межгосударственный авиационный комитет (МАК) как постоянно действующий исполнительный орган этого Соглашения. Ряд государств присоединился к Соглашению в качестве ассоциированных членов.

Указанным Соглашением, как международным договором, определена сфера совместного ведения в области гражданской авиации, основные принципы обеспечения безопасной и упорядоченной работы гражданской авиации.

Полномочия и ответственность МАК в реализации делегированных ему государствами-участниками Соглашения функций подтверждены национальными законодательными актами: воздушными кодексами, указами президентов, постановлениями правительств и т.д.

Соответствие правовой основы деятельности МАК международной практике подтверждено ИКАО, зарегистрировавшей в 1992 г. в соответствии с положениями Чикагской конвенции 1944 г. и Процедурами ИКАО МАК в качестве межправительственной организации гражданской авиации.

Деятельность МАК признана международными договорами и соглашениями со многими государствами (США, Канада, Великобритания, Франция, Израиль, Италия, Египет, Бразилия, Чехия, Монголия и др.) и международными организациями гражданской авиации (ИКАО, ИАТА, ИФАЛПА и др.).

Государствами-учредителями МАК была реализована цель создания на постсоветском пространстве региональной международной организации гражданской авиации, аналогичной межправительственным организациям в области гражданской авиации Европы, Америки и Африки.

На МАК, как на исполнительный орган Соглашения, возложены следующие функции:

– разработка гармонизированных с международными и учитывающих национальные законодательства авиационных правил и процедур;

– сертификация авиационной техники и ее производств, международных аэродромов и их оборудования;

– расследование авиационных происшествий с воздушными судами государств-участников Соглашения;

– координация политики в области межгосударственного воздушного транспорта, тарифов на авиаперевозки, упрощения формальностей, борьбы с авиационным терроризмом;

– координация взаимодействия в вопросах использования воздушного пространства и управления воздушным движением, в том числе с использованием спутниковых технологий и др.

МАК на основе подписанного Соглашения сотрудничает со многими институтами СНГ – Межпарламентской ассамблеей, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны, а также ЕврАзЭС, ОДКБ и др.

Важнейшим результатом деятельности МАК как в политическом, так и в техническом плане является создание новой нормативной базы сертификации авиационной техники, состоящей из Авиационных правил, полностью гармонизированных с аналогичными правилами США и Объединенной Европы.

Система сертификации признана в качестве международной, а МАК заключены соглашения о взаимном признании сертификации с ведущими авиационными государствами.

На этой базе МАК сертифицированы все воздушные суда и их компоненты, авиадвигатели производства государств-участников Соглашения, а также зарубежная авиационная техника, эксплуатируемая в государствах-участниках Соглашения.

Основной принцип системы расследования МАК – независимость. Это согласуется с Рекомендациями ИКАО и Международной авиатранспортной ассоциации (ИАТА) в части независимого расследования авиационных происшествий, а также Директивой Европейского сообщества, согласно которым организация или орган по расследованию должен быть функционально независим, в том числе от национальной администрации, в ведении которой находятся вопросы летной годности, летной эксплуатации, лицензирования, управления воздушным движением, эксплуатации аэропортов.

Реализация МАК этого принципа при расследовании катастроф, в том числе с воздушными судами западного производства, позволила не только принять эффективные профилактические меры по повышению уровня безопасности полетов, но и защитить интересы государств-участников Соглашения в лице их авиаперевозчиков от предъявления им необоснованных претензий. МАК заключил соглашения со многими государствами о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий.

Безопасность полетов – приоритет международной гражданской авиации. Руководствуясь этим, президент, генеральный секретарь ИКАО и председатель Межгосударственного авиационного комитета подписали Соглашение о сотрудничестве, целью которого является повышение безопасности полетов и эффективности воздушных перевозок в регионе и в соответствии с которым Стороны создали совместный Центр по проблемам безопасности полетов при МАК. Это даст возможность использовать ресурсы ИКАО, а также государств Европы и США, в том числе и финансовые возможности, для оказания государствам-участникам Соглашения технической и консультативной поддержки в развитии их авиационных структур безопасным и упорядоченным образом.