Региональные интересы

Еще в 1990-е гг. было открыто 150 региональных правительств. Их финансирование и штат весьма разнятся: от 1–2 до 15 чел. Это зависит от роли региона в государстве – члене Евросоюза. Один из распространенных мотивов для представительства интересов – обмен информацией. Другой мотив – конфликт региональных и государственных интересов, когда политические требования лидера региона вступают в конфликт с требованиями национального правительства. В том числе это касается языковых и культурных различий.

Региональные представительства редко вступают в коалиции с представительствами собственного государства, а скорее находятся по разные стороны баррикад. Национальные правительства не возражают против такой активности региона лишь до тех пор, пока речь не заходит об угрозе национальной целостности.

Разные регионы обладают и весьма разными возможностями для лоббирования. И здесь определяющим является не состоятельность территорий, а принцип государственного устройства в странах, состоящих в ЕС. Регионам в составах федераций гораздо легче заниматься лоббизмом, чем регионам из унитарных государств. Их статус, например, позволяет делегировать своих министров на встречи Совета ЕС наравне с национальными министрами, а также получать статус партнеров в ходе консультаций в комитетах.

Наиболее важные организации, представляющие интересы региональных правительств – это Ассамблея европейских регионов (Assembly of European Regions, AER)[1] и Совет европейских муниципалитетов и регионов (Council of European Municipalities and Regions)[2], которые фактически являются конкурентами друг другу. AER образована в 1985 г. и на данный момент состоит из 250 региональных представительств 35 стран, охватывающих 80% населения Европы. Бюджет 2011 г. составил чуть более 2 млн евро, из которых большая часть была пожертвована членскими организациями. В сфере ее интересов – содействие развитию межрегионального сотрудничества, а также популяризация идей регионализма и федерализма. AER способствовала созданию при Европейской комиссии комитета регионов, хотя затем их отношения стали напряженными. В целом эксперты отмечают, что AER постепенно утрачивает свое влияние.

Пример лоббистской кампании но защите региональных интересов

Одна из кампаний AER проводится под слоганом "Субсидиарность – это слово". Субсидиарность – один из важнейших принципов функционирования ЕС, суть которого в том, чтобы политические решения принимались на как можно более низком уровне. Внедрение субсидиарности, разумеется, несет весьма ощутимые преимущества для регионов. Для популяризации этого принципа AER добивается включения самого слова "субсидиарность" во все возможные словари, в том числе во встроенный словарь программы MS Word. С этой целью созданы группы в социальных сетях, открыт канал на Youtube и даже проводятся различные перформансы.

Также деятельность AER направлена на популяризацию идеи децентрализации и предоставления регионам большей свободы, что должно приводить к их большей экономической эффективности. С этой целью AER регулярно составляет рейтинги децентрализации европейских государств, в последнем из которых наиболее децентрализованными государствами признаны Швейцария, Германия, Бельгия и Испания, а наиболее централизованными – балтийские страны – Эстония, Латвия, Литва, а также Болгария и Греция[3].

Существует три типа сетевых организаций, занимающихся продвижением интересов регионов.

Первый – продукт Еврокомиссии. Такая организация осуществляет коммуникацию между регионами со схожими проблемами и появляется вместе с какой-нибудь программой или инициативой. Довольно часто действует в интересах одного или двух регионов.

Второй – организации создаются самими регионами с общими границами или проблемами, например Ассоциация Альп или Ассоциация европейских приграничных регионов. Они имеют тесные связи с Комиссией и часто получают от нее финансирование.

Третий – демонстрация силы в ЕС. Например, соглашение Четырех моторов между Баден-Вюрнтенбергом, Рона-Альпами, Каталонией и Ломбардией, которые представляют четыре наиболее динамичных региона в своих странах. В этих объединениях региональные политики выполняют роль брокеров, которые устанавливают рамки и сводят заинтересованные лица друг с другом, в то время как решения и кооперация оставлены на усмотрение частных акторов. Подобная кооперация регионов вызвана усиливающейся конкуренцией в глобальном мире.

Впрочем, у Комитета регионов не всегда имеется возможность согласовать противоречивые интересы всех регионов и представить единую позицию. К тому же полномочия Комитета сведены к совещательным функциям, что снижает его значимость в процессе принятия решений. Поэтому часто регионы предпочитают лоббировать свои интересы в других комитетах Комиссии.