Региональные интеграционные образования на постсоветском пространстве

Результатом распада СССР стала дезинтеграция прежде мощной единой экономики на 1/6 части мировой суши. В то время как в ведущих мировых региональных центрах все большую силу набирали центростремительные тенденции, десятилетиями складывавшиеся внутрихозяйственные связи мирового гиганта оказались разрушены в результате политических интриг властных элит.

В международном лексиконе утвердилась категория – "постсоветское пространство"[1].

Юридической основой новой реальности стало "Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)"[2], инициаторы принятия которого демонстративно игнорировали результаты Всесоюзного референдума о сохранении СССР от 17 марта 1991 г.[3]

В соответствии с Алмаатинской декларацией СНГ образовали 11 бывших республик СССР (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Украина[4], Молдова), к которым чуть позднее присоединилась Грузия в 2009 г., по политическим мотивам Грузия вышла из состава СНГ. С самого начала бывшие прибалтийские советские республики (Латвия, Литва и Эстония) отказались от участия в подобных структурах.

В первоначальных документах СНГ были поставлены цели сохранения единого экономического, валютного, правового, оборонного пространства. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не обладает наднациональными полномочиями.

Высший орган – Совет глав государств СНГ. Постоянно действующий орган – Исполком СНГ (Минск, Беларусь).

Несмотря на то, что объективных предпосылок для объединения хозяйств бывших советских республик было существенно больше, чем у ЕЭС в 1950-е гг. (общие история, инфраструктура, коммуникации, язык, денежная единица, научно-техническая и производственная кооперация, общее культурное пространство и т.д.), сравнение эффективности двух интеграционных группировок говорит не в пользу СНГ и показывает явную слабость Содружества.

Причин этого немало, и одна из главных, очевидно, состоит в том, что существовавшие в СССР как единой экономике кооперационные связи были в одночасье разорваны и их место заняли простейшие формы торгового обмена. Кроме того, ошибочно возлагались большие надежды па иностранные инвестиции и торговый обмен со странами дальнего зарубежья, что объективно могло привести и привело к переориентации внешнеэкономических связей со стран СНГ на других партнеров.

Очевидно, что в условиях рынка главными его субъектами выступают частнопредпринимательские структуры и организации, и только они принимают решения о необходимости того или иного сотрудничества, интеграции в любой форме. Попытки организовать интеграцию сверху в условиях разрыва хозяйственных связей и низкого уровня развития части участвующих в СНГ стран оказались малопродуктивными.

Свою негативную роль сыграл и субъективный фактор – стремление политических руководителей к независимости от России, которая объективно должна была стать интеграционным ядром как наиболее крупная и развитая экономика СНГ.

Неустойчивость внутриполитической ситуации и отрицательная хозяйственная динамика в России порождали центробежные тенденции в СНГ. В 1990-е гг., особенно в первой половине, на постсоветском пространстве дезинтеграционные процессы преобладали над интеграционными. Но в 2000-е гг. благоприятная экономическая конъюнктура в России и других странах СНГ, динамичное развитие мировых рынков энергоносителей способствовали относительно высоким показателям макроэкономического роста, роста взаимного товарооборота, грузоперевозок, инвестиций в основной капитал, роста доходов населения.

Положительные изменения в экономике способствовали и бо́льшим успехам в интеграционном движении. Экономическая интеграция как форма международных экономических отношений в максимальной степени демонстрирует свою эффективность при наличии развитых рыночных хозяйств и зрелых систем управления ими.

В рамках СНГ сложилась многоуровневая и разноскоростная модель интеграции. Различия в экономическом развитии, интересах компаний, политические предпочтения руководителей и другие факторы сделали целесообразным создание на просторах СНГ более компактных образований. Сформировались Союзное государство России и Беларуси, ЕврАзЭС (Евроазиатское экономическое сотрудничество в составе России, Беларуси, Казахстана,

Киргизии, Таджикистана, Узбекистана), Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан). Наконец, с 2010 г. действует Таможенный союз (ТС) трех государств – Беларуси, Казахстана и России, с 2011 г. эти страны образовали Единое экономическое пространство, которое постепенно эволюционирует в Евразийское экономическое пространство. Официально объявили о своем желании присоединиться к Таможенному союзу Армения и Киргизия. Беларусь, Казахстан и Россия четко обозначили свое стремление к более глубоким формам интеграции, нежели таможенный союз. Несомненно, что уже первые годы существования ТС показали резкий рост взаимной торговли и инвестиций, что еще раз демонстрирует положительные эффекты интеграции.