Региональные экономические сообщества на постсоветском пространстве

Если говорить отдельно о бывшем СССР, то на его территории в настоящее время также создано несколько региональных экономических сообществ. Прежде всего это СНГ, которое планировалось как альтернатива сосуществованию государств — союзных республик в рамках СССР.

Содружество Независимых Государств

СНГ было учреждено Россией, Украиной и Белоруссией Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г.[1] Решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 г. был утвержден Устав СНГ[2].

Содружество объединило все государства — республики бывшего СССР[3], за исключением стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии). Правовая сущность СНГ выражена в Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г.: "Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием"[4].

Согласно ст. 4 Устава СНГ к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

1) обеспечение прав и основных свобод человека;

2) координация внешнеполитической деятельности;

3) сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

4) сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

5) охрана здоровья и окружающей среды;

6) вопросы социальной и миграционной политики;

7) борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Схема управления СНГ предполагает функционирование целого ряда координирующих органов. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств — членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Координация исполнительных органов власти ведется Советом глав правительств, собирающимся на заседания четыре раза в год. Координирующий характер СНГ отражается в способе принятия решений органами управления Содружества. Так, согласно ст. 23 Устава СНГ решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ является Координационно-консультативный комитет. Также Уставом СНГ предусмотрено функционирование Совета министров иностранных дел (координация внешней политики), Совета министров обороны, Совета командующих пограничными войсками (координация деятельности в области коллективной безопасности), Комиссии по правам человека (наблюдение за выполнением обязательств по правам человека). В целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества создан Экономический суд. Кроме того, Совет глав государств и Совет глав правительств могут создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе (например, Межгосударственных статистический комитет СНГ[5], Совет руководителей таможенных служб[6]), а на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества (например, Межгосударственный валютный комитет[7]).

В рамках СНГ принято множество решений, заключено большое количество международных договоров, которые могут быть основой для достижения существенной интеграции государств-участников, например Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.[8], Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г.[9] Указанные акты ставят своей целью создание на территории СНГ единого экономического союза, включая его важнейший элемент — единый таможенный союз.

Вместе с тем политические противоречия государств — членов СНГ после распада СССР оказались настолько сильны, что СНГ не смогло стать реальным механизмом их реинтеграции. Решения и договоренности, принимаемые в рамках СНГ, в большинстве своем остаются декларативными. Так, Президент Казахстана П. А. Назарбаев отметил, что СНГ ".захлебнулось в многочисленных бумагах, превратилось в громоздкое и бюрократическое объединение, занятое производством многочисленных документов, зачастую оторванных от потребностей реальной жизни"[10]. Это стало причиной того, что все острее и острее встает вопрос вокруг самой целесообразности Содружества. Как минимум все, в том числе Россия и Белоруссия, признают необходимость реформирования данной организации.

Евразийское экономическое сообщество

Невозможность полноценной широкой интеграции в рамках СНГ заставила государства бывшего СССР искать иные формы региональной интеграции. Такой поиск вылился в создание на территории СНГ ряда более узких по составу интеграционных объединений. 20 января 1995 г. Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан был учрежден Таможенный союз[11], к которому в дальнейшем присоединились Киргизия и Таджикистан. Таможенный союз стал основой для движения в направлении к строительству единого экономического пространства на территории указанных государств[12]. В 2000 г. для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства была учреждена организация "Евразийское экономическое сообщество" (ЕврАзЭС)[13].

В ЕврАзЭС созданы межгосударственные органы управления. Высшим органом Сообщества является Межгосударственный Совет (Межгоссовет), в состав которого входят главы государству и главы правительств государств-участников. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. В качестве постоянно действующего органа ЕврАзЭС учрежден Интеграционный Комитет, в задачи которого входит:

1) обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;

2) подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;

3) подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением;

4) контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств членов Сообщества, а его заседания проводятся не реже одного раза в три месяца. В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) государств-участников при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников. В рамках ЕврАзЭС функционирует Межпарламентская Ассамблея (МПА), являющаяся органом парламентского сотрудничества. Создан Суд Сообщества, который призван обеспечивать единообразное применение государствами-участниками Учредительного договора и других, действующих в рамках Сообщества, договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений, а также рассматривать споры экономического характера, возникающие между государствами-участниками по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения. Кроме того, Договором об учреждении ЕврАзЭС установлено, что Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества.

Центрально-Азиатское экономическое сообщество

Потребность в реальной интеграции, реализация которой оказалась невозможной в рамках СНГ, стала также основой для учреждения Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном в 1998 г. Центрально-Азиатского экономического сообщества (ЦАЭС), преобразованного в 2002 г. в организацию "Центрально-Азиатское Сотрудничество" (ЦЛС)[14]. В 2004 г. к Договору об учреждении ЦАС присоединилась Россия[15]. С этого момента ЦАС фактически стала дублировать ЕврАзЭС, так как из членов ЕврАзЭС только Белоруссия не входит в ЦАС. В связи с этим в октябре 2005 г. на заседании совета ЦАС в Санкт-Петербурге было принято решение объединить эту организацию и ЕврАзЭС, учитывая, что Белоруссия дала на это свое согласие.

Организация Договора о коллективной безопасности

Кроме ЕврАзЭС из СНГ выделилась Организация Договора о коллективной безопасности[16]. Договор о коллективной безопасности был заключен 15 мая 1992 г., а его участниками стали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан[17]. В соответствии с указанным договором государства-участники обязались консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по ним свои позиции. Договором провозглашено, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников. В этом случае все остальные государства-участники предоставят государству, подвергшемуся агрессии, необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Первоначально, как уже было сказано, Договор о коллективной безопасности подписало девять государств — членов СНГ, однако в дальнейшем из него официально вышел Узбекистан[18], а Азербайджан и Грузия по политическим мотивам фактически перестали принимать в нем участие. Это заставило остальные государства-участники в 2002 г. закрепить военный союз путем создания региональной международной организации — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В настоящее время в нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. По утверждению Президента РФ В. В. Путина: "В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии"[19].

ГУУАМ

В целях противостояния политическому влиянию России на территории СНГ был создан единый политико-экономический блок ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова). 10 октября 1997 г. президенты этих государств (тогда — без Узбекистана) во время саммита Совета Европы в Страсбурге провели встречу, на которой речь шла о создании политико-консультативного форума ГУАМ. 24 апреля 1999 г. на Вашингтонском саммите НАТО к ГУАМ присоединился Узбекистан (тогда же блок приобрел новую аббревиатуру — ГУУАМ). При этом в совместном заявлении президентов государств — членов ГУУАМ были обозначены основные цели этой организации, среди которых — максимальное взаимодействие с НАТО. На "саммите тысячелетия" в 2000 г. в Нью-Йорке было объявлено о превращении ГУУАМ в международную организацию. Эта организация была структурирована на Ялтинском саммите 2001 г., когда был принят уставный документ ГУУАМ — Ялтинская Хартия. Высшим органом ГУУАМ была названа ежегодная встреча глав государств блока, исполнительным органом совет министров иностранных дел, рабочим — комитет национальных координаторов[20].

Кроме необходимости политического противостояния России формирование ГУУАМ обусловлено совпадением экономических и политических интересов Украины, Узбекистана, Грузии, Азербайджана и Молдовы как государств, которые связаны с поиском альтернативных маршрутов транспортировки каспийской нефти, с реализацией глобального проекта возрождения Великого шелкового пути, создания Евразийского транспортного коридора, перспективами сотрудничества с европейскими структурами. Правда, несмотря на большую общность интересов, в 2005 г. из ГУУАМ вышел Узбекистан.

Интеграция России и Белоруссии. Создание и деятельность ГУУАМ являются отражением серьезных политических противоречий между государствами — бывшими республиками СССР, а также ослаблением политического влияния России на постсоветском пространстве как одного из факторов интеграции. Союз России и Белоруссии возник в том числе и как альтернатива сотрудничеству этих государств в рамках СНГ. Формат СНГ не позволяет динамично двигаться по пути интеграции, так как предполагает одновременную интеграцию всех государств — членов СНГ. Это обстоятельство нашло свое отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации, которая определила, что, "исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами — участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств"[21].

Кроме всего прочего, нельзя не учитывать, что интеграция выгодна России и Белоруссии с геополитической точки зрения. Для России интеграция с Белоруссией в рамках Союзного государства — это способ противодействия существующему на Западе плану отделения России от Европы путем создания своеобразного "санитарного кордона" вдоль западных границ Российской Федерации, составленного из ряда стран — бывших республик распавшегося Советского Союза и бывших дружественных ему государств Центральной Европы[22], а для Белоруссии Союзное государство — способ обеспечения своей энергетической безопасности за счет гарантированных поставок нефти и газа из России по ценам ниже общемировых. 12 января 2007 г. было принято Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, согласно которому "таможенной пошлиной не облагается нефть сырая, транспортируемая из Российской Федерации по заявкам компетентного органа Республики Беларусь, исходя из годового объема внутреннего потребления российской нефти, определяемого компетентными органами государств Сторон, согласно утверждаемому Министерством энергетики Российской Федерации графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации по системе магистральных нефтепроводов и по согласованию с открытым акционерным обществом „Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (Российская Федерация) железнодорожным транспортом субъектам хозяйственной деятельности Республики Беларусь". Кроме того, "размер вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, вывозимую из Российской Федерации сверх объема российской нефти, поставляемой в беспошлинном режиме, определяется исходя из "ставок", установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации". Соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 10.06.2008 № 79-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов".