Региональная стандартизация

Региональная стандартизация – это стандартизация, участие в которой принимают национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

Примером региональной стандартизации является европейская стандартизация, необходимость создания которой была подготовлена появлением Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Целью этих организаций является экономическая интеграция стран Европы, создание общеевропейского рынка; отмена таможенных ограничений на перемещение товаров; проведение общей торговой политики с третьими странами; устранение препятствий для движения лиц и капиталов; сближение законодательств и нормативной базы.

Основными принципами политики ЕЭС в области стандартизации являются:

• улучшение товарообмена путем устранения торговых препятствий, вытекающих из-за различий требований национальных требований и норм;

• укрепление конкурентоспособности экономики стран на внутреннем рынке и рынках третьих стран, особенно в области техники и технологии;

• приоритетное предпочтение международных стандартов при разработке европейских стандартов;

• предложение европейских стандартов как основы при разработке международных стандартов.

В 1972 г. Советом ЕЭС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества.

Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товара на соответствующий рынок.

В рамках этой программы ставилась задача создания единых европейских стандартов на основе согласования. При этом Комиссия ЕЭС рассматривала четыре вида согласования национальных стандартов:

полное согласование, когда директивы ЕЭС (название единых стандартов ЕЭС) полностью отражают требования существующих национальных стандартов;

необязательное согласование, когда директивы ЕЭС вступают в силу наравне с существующими национальными стандартами. При этом предприятия, производящие изделия в соответствии с нормами ЕЭС, приобретают право доступа на рынки всех стран ЕЭС. Предприятия, производящие изделия в соответствии с национальными требованиями, имеют доступ только на их внутренний рынок;

ссылка на стандарты, когда нормативы ЕЭС являются общими и содержат ссылки на стандарты ИСО, МЭК, СЕН или национальные стандарты. Изделия, соответствующие требованиям этих стандартов, принимаются как изделия, соответствующие общим требованиям директив ЕЭС. Производители имеют возможность согласовывать показатели выпускаемой продукции с требованиями других нормативных документов (например, национальными стандартами) и вносить изменения в свои технологические процессы;

взаимное признание, когда изделия, производимые или испытываемые в соответствии с нормами одной страны, могут свободно распространяться в других странах ЕЭС.

Начало реализации этой программы положил Европейский комитет по стандартизации (СЕН), созданный в 1961 г.

Работу по стандартизации в области электротехники и электроники проводит с 1972 г. Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕИЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК.

Разработка стандартов СЕН и СЕНЭЛЕК проводится только тогда, когда нет соответствующего международного стандарта, или когда особые обстоятельства не позволяют добиться необходимой согласованности в ИСО или МЭК, или имеют место особые требования ЕЭС или ЕАСТ.

Продукция, отвечающая требованиям директив стран – членов ЕЭС, маркируется знаком "СС".

На территории бывшего СССР действует несколько региональных организаций по стандартизации, которые относятся к межгосударственной стандартизации.

Межгосударственная стандартизация – это вид региональной стандартизации, которая проводится на уровне государств – участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии

и сертификации был создан 13 марта 1992 г. и является межправительственным органом СНГ по формированию и проведению согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации.

Высшим органом МГС является заседание членов МГС, которое проводится два раза в год поочередно в государствах – участниках Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, принятого правительствами государств – участников СНГ.

Между заседаниями руководство работой Совета осуществляет председатель. Функции председателя МГС выполняют поочередно руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации.

Деятельность МГС осуществляется в соответствии с Положением о Межгосударственном Совете по стандартизации, метрологии и сертификации и подкреплена комплексом нормативных документов по межгосударственной стандартизации.

Организация и проведение работ по межгосударственной стандартизации осуществляется в соответствии с Правилами процедуры Межгосударственного Совета но стандартизации, метрологии и сертификации.

Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам в составе группы экспертов и регионального Информационного центра. При Совете создано 270 межгосударственных ТК по стандартизации. Деятельность Бюро по стандартам МГС осуществляется в соответствии с Положением о Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

МГС признан Международной организацией по стандартизации ИСО – Региональной Организацией по стандартизации как Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). Документы, которые выпускает организация, называются стандартами ЕАСС.

Направление деятельности МГС:

• разработка нормативных документов по стандартизации (межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов);

• формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение государств – участников Соглашения этими стандартами;

• координация работ по развитию эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

• ведение межгосударственной службы времени и частот;

• ведение межгосударственных информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;

• разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

• разработка правил и процедур по взаимному признанию аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества;

• международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.

Советом МГС определены приоритетные области, которые должны быть обеспечены нормативными документами. Критериями включения объектов или областей стандартизации в приоритетные являются:

1) необходимость создания доказательной базы для выполнения требований технических регламентов;

2) устранение технических барьеров;

3) ресурсосбережение.

Аспектами стандартизации и установления норм являются нормы безопасности, показатели качества, методы испытаний, определения, размеры, энергопотребление, единство измерений.

Общее количество приоритетных областей стандартизации – 27, в том числе: здравоохранение, машиностроение, энергетика, электротехника, электроника, теплотехника, информационные технологии, механические транспортные средства и прицепы, технология текстильного и кожевенного производства, швейная промышленность, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, химическая промышленность, резиновая и пластмассовая промышленность, лакокрасочная промышленность, бытовая техника, охрана окружающей среды, метрология и пр.

Работы по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации осуществляется на основе решений МГС, предложений национальных органов и рекомендаций рабочих комиссий и групп.

По основным направлениям деятельности МГС созданы научно-технические комиссии: по стандартизации; по метрологии; по оценке соответствия; по аккредитации; по надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил; по гармонизации технических регламентов государств – участников СНГ.

В МГС функционируют рабочие группы:

1) по классификации и кодированию технико-экономической информации;

2) по стандартным образцам;

3) по стандартным справочным данным;

4) по неразрушающему контролю;

5) по разработке межгосударственных электронных систем обмена информацией;

6) по обучению и повышению квалификации специалистов в области стандартизации, метрологии, сертификации;

7) совет полномочных представителей по реализации межправительственного соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты;

8) по методическому обеспечению стандартов ИСО 9000;

9) для координации работ по внедрению методов оценки неопределенности измерений в метрологической практике государств – участников Соглашения.

В рамках межгосударственной стандартизации в области строительства и промышленности строительных материалов действует Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).