Лекция 9. Региональная социальная политика

Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. "е" ст. 71 Конституции РФ).

За федеральным уровнем закреплены:

— принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики;

- определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования, культуры, медицинского обслуживания;

- формирование внебюджетных государственных социальных фондов;

— определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией;

— финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ самостоятельно за счет своих бюджетов осуществляют полномочия по решению социальных вопросов, разрабатывают концепции и программы социально-экономического развития.

Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между федеральным центром и субъектами РФ. Отношения типа "центр— регион", "регион—регион" сложные и противоречивые. В них переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Как отмечается в учебнике "Социальная политика" под ред. Н. А. Волгина, "центр" возлагает на себя функций по формированию:

— целей и задач государственной социальной политики;

— норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

— механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики

включает в себя позиции по:

— передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);

— перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан;

— снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

— поддержанию оптимального уровня занятости. Формирование социальной политики на уровне региона

достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уроне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным "центром" правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы:

— формулировка целей;

— разработка понятийного аппарата;

— анализ причин и следствий;

— выработка путей и средств достижения целей;

— определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

— разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

— составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;

— разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;

— разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

В региональной социальной политике можно выделить следующие аспекты, по которым происходит управление социальными процессами в регионе:

- политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения;

- бюджетные и налоговые основы социальной политики;

— политика в сфере занятости и функционирования рынка труда;

- политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т.д.

Таким образом, региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие региона.

Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласования социально-экономической политики Российского государства и субъекта РФ. Конкретные направления социально политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния специфики территории.

Одним из направлений региональной социальной политики является политика социальной защиты.

Социальная защита-политика и целенаправленные действия государства, обеспечивающие различным категориям населения комплексное решение различных задач, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере сто прав, свобод, законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия.

Основными формами социальной защиты являются:

— законодательно определенные социальные гарантии и их удолетворении на основе базовых стандартов и нормативов;

— регулирование доходов и расходов малообеспеченным категориям населения;

— формирование мер социальной поддержки;

— развитие социальных услуг;

— формирование социальных программ. Рассмотрим в следующих параграфах опыт реализации

политики социальной защиты населения на примере крупного мегаполиса — города Москвы.