Лекция 15. Региональная гражданская служба

В структуре современного государственного управления важное место занимает система управления субъектов Федерации, и в частности их гражданская служба. В последнее время произошла серьезная децентрализация властных функций. Было проведено разграничение полномочий Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления. При этом произошла передача большей части функций в сфере социально-экономического развития на уровень субъектов Федерации и местный уровень с определением их финансовой и материальной базы.

Сущность и особенности региональной гражданской службы

Структура государственной власти в регионах России на сегодняшний день более или менее просматривается. Правда, она все еще размыта внизу, на районном уровне. Если федеральная гражданская служба в основном создана, то о государственной гражданской службе субъектов Федерации этого сказать еще нельзя. Она находится в стадии становления.

Причин задержки с формированием региональной гражданской службы можно выделить три. Во-первых, ему мешала значительная задержка с принятием общего закона о государственной службе. Во-вторых, оно сдерживалось определенной нерешительностью, недостаточной инициативой многих субъектов Федерации при выработке своих нормативных документов по данному вопросу. И, в-третьих, некоторые руководители исполнительной власти субъектов Федерации пытались через законодательство о государственной службы провести свою линию на все большую автономизацию регионов, что противоречило федеральной политике.

Точкой отсчета, с которой начинается становление государственной службы субъектов Федерации, видимо, можно признать принятие 26 марта 1993 г. в Республике Саха (Якутия) Закона "О государственной службе". Следующим шагом в этом направлении было принятие в 1994 г. Положения о государственной службе Республики Коми, образцом для которого послужило Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

Кроме того, часть субъектов Федерации (в основном русские края и области) многие вопросы государственной службы еще до принятия специальных законов о государственной (гражданской) службе закрепили в региональных уставах. Так обстояло дело в Саратовской, Тамбовской, Архангельской, Курганской, Липецкой, Свердловской и некоторых других областях. После вступления в силу Федерального закона о государственной службе 1995 г. процесс принятия региональных законов по государственной службе активизировался. А завершился он лишь к концу 2000 г.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" был принят в 2004 г. На его основе значительная часть субъектов Федерации тоже приняла аналогичные законы и потому их аппараты теперь именуются "государственной гражданской службой". В чем сущность гражданской службы субъектов Федерации?

Гражданская служба субъектов Федерации - это профессиональная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения и исполнению полномочий региональных государственных органов.

Каковы ее особенности?

Во-первых, она имеет переходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем. Но пока эти уровни, формы и элементы есть, их нельзя игнорировать в теоретическом анализе и практической жизни.

Во-вторых, гражданская служба субъектов Федерации политически, экономически, юридически и организационно все еще представляет практически самостоятельный срез государственного управления, плохо связанный с федеральной и муниципальной службами. Регулирующие ее законы и нормативные акты недостаточно встраиваются в систему гражданской службы Российской Федерации. Нередко они были нелогичными в архитектонике государственного строительства, создавали дополнительные трудности в технологии государственного управления.

В-третьих, после принятия указа о полномочном представителе Президента в федеральных округах региональная гражданская служба в основных чертах начала постепенно повторять структуру федеральной государственной гражданской службы страны в целом. Но ее разрыв с нынешней федеральной гражданской и муниципальной службами все еще значительный.

Наконец, в-четвертых, как и на федеральном уровне, большую часть среди региональных гражданских служащих также занимают женщины (табл. 11).

Таблица 11. Состав кадров государственной гражданской службы субъектов РФ по полу, категориям и группам должностей, ветвям власти на 1 октября 2011 г.

Как известно, после Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (2004 г.) органами управления на федеральном уровне стали министерства, службы и агентства. Очевидно, что эта структура со временем будет принята и субъектами Федерации, в результате чего станет доминировать в системах регионального управления.