Реформы Солона

Солон, причисляемый к семи величайшим мудрецам, с молодости занимался торговлей, приводя в порядок дела рода Кодридов (Кодриды-Медонтиды были последней царской династией Пелопоннеса, бежавшие в Афины после завоевания их земель дорийцами), которому он принадлежал. По матери Солон приходился троюродным братом тирану Пизистрату. Много путешествуя по миру, Солон не упускал возможности встретиться с другими мудрецами своей эпохи и примечал образцы хозяйствования в других странах.

В глазах рядовых афинян Солон завоевал популярность, используя их любовь к театру и поэзии. Из-под маски сумасшедшего (что помогало ему обойти закон, каравший некоторые мотивы пропаганды вплоть до смертной казни) Солон в стихотворной форме элегий излагал на площадях Афин свои взгляды на социальные и политические проблемы, которые в эго время обострились до предела. Этим экстравагантным способом Солону удалось настроить общественное мнение на продолжение борьбы за остров Саламин с мегарянами. В глазах же власть имущих Солон был, конечно, прежде всего успешным политиком (и, скорее всего, также и военачальником), поскольку борьба за Саламин увенчалась успехом Афин.

В 594 г. до н.э., на пике социального кризиса, афиняне избрали Солона архонтом. Благодаря чрезвычайным полномочиям, которыми наделили Солона для проведения реформ, ему удалось провести "революцию сверху". Так, некоторые ранее возникшие права собственности – особенно кредиторов в отношении должников – были признаны незаконными и подлежащими аннулированию. В этом же революционном ключе, т.е. вразрез надеждам собственников па "вечность и нерушимость их нрав", действовал и ряд других установлений, проведенных Солоном.

Радикальной мерой Солона стала сисахфия (греч. σεισάχθεια). Слово это, буквально означающее снятие тяжести или обременения, характеризует сразу две стороны реформ.

Во-первых, Солон "удалил закладные камни с обремененных долгами земельных участков и вернул обратно проданных из-за долгов в чужие страны и бежавших туда людей"[1].

Солоновская сисахфия отнюдь не была первым в истории мероприятием такого рода. Так называемые "юбилейные годы", когда рабы отпускались на свободу, а заложенные дома не отходили кредиторам, практиковались каждые 50 лет у древних иудеев, что отражено в Библии[2]. Этимологически "юбилей" восходит к yo-bale', древнееврейскому слову, изображающему звук шофара – бараньего рога, оглашавшего наступление юбилейного года.

Во-вторых, Солон "облегчил" монету на 27%; фактически провел девальвацию путем перехода с эгинской монетной стопы на эвбейскую.

По весу эгинская и аттическая (солоновская) драхмы соотносились как 7:5. Если по эгинской стопе из 1 мины серебра чеканилось 73 драхмы, то Солон стал чеканить из этого же количества 100 драхм. Таким образом, взявшие в долг 100 полновесных монет (греки стали называть их "толстыми драхмами" – παχεϊα δραχμή) отдавали по номиналу те же 100 драхм, но по весу всего лишь эквивалент 73 "толстых драхм".

Освободив порабощеных за долги, Солон впредь запретил заклады под обеспечение личности заемщика. Был также определен земельный максимум – предельный размер землевладений у отдельного лица.

Была преобразована и надстройка. К древнему совету старейшин (ареопагу) добавился буле. Прежде это был совет родовой знати; теперь же в состав этого "совета 400" каждая из четырех аттических фил избирала по 100 человек. Кроме этого был создан и суд присяжных – гелиэя.

Права и обязанности каждого гражданина сообразно его достатку и доходу были классифицированы по четырем классам:

– пентакосиомедимны (доход свыше 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла) могли избираться архонтами и казначеями;

– гиппеи (доход от 300 до 500 медимнов зерна) должны были на свой счет снярядить одну кавалерийскую единицу;

– зевгиты (от 200 до 300 медимнов зерна) шли в ополчение гоплитами (тяжеловооруженная пехота);

– феты (доход менее 200 медимнов зерна) призывались в легковооруженную пехоту или во флот. Феты, составлявшие большинство населения, имели право участвовать в народном собрании и суде присяжных.

1 медимн = 52,5 л. Во времена Солона прожиточный минимум семьи оценивается в 1/3 серебряной драхмы в день. При цене зерна 1 драхма за медимн это составляет около 122 медимнов зерна в год. Один бык оценивался в 5 драхм.

Солон кардинально реорганизовал финансы страны и закрепил новые основы экономической политики. Во внешней торговле Афины встали на путь протекционизма в отношении местного сельского хозяйства и ремесла. Вывоз зерна из Афин был запрещен, а оливководство и вывоз масла стали, наоборот, поощряться. Оливководство существенно дополнило доходы селян, поскольку его развитие шло в основном не в ущерб пахотным землям и выпасам. Одновременно Солон стремился ослабить экономику соперничавших с Афинами островов: они продавали масло в обмен на зерно, будучи объективно ограниченными в возможности наращивать местное земледелие.

Солон принял поощрительные меры для приглашения ремесленников из других полисов и закрепления их в Афинах. Касательно коренных афинян было установлено, что родители, не обучившие своего сына ремеслу, лишались права требовать от него их поддержки в старости. Это подтолкнуло развитие ремесленных технологий, повысило качество и, соответственно, цену, которую платили за этот товар иноземные купцы.

Внутренние экономические реформы Солона проходили на фоне интенсивного развития товарно-денежных отношений во внешней торговле. Стандарты монет, ходивших в торговле между полисами Архипелага, между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией, различались. Прежнюю эгинскую монетную стопу Солон заменил на эвбейскую, что дополнительно усилило позиции Афин в их внешней торговле.

Таким образом, Солон создал условия экономического роста в каждом из доходообразующих секторов экономики и упорядочил саму систему сбора этих доходов. В новой системе гарантию поступления налоговых и таможенных сборов взяли на себя откупщики – физические лица (иногда товарищества), которые предоплачивали казне ожидаемый доход "оптом", а затем собирали его "в розницу" с плательщиков. Откупщиков греки называли "тело- пес", "архонт", "теломарх", а позже "демосион".

Исторический приоритет в передаче сбора налогов на откуп отнюдь нс за Солоном. Во времена Хаммурапи в Вавилоне налоги собирали купцы-тамкары, "торговые агенты" царя. Эту практику переняли либо вновь "изобрели" в державе Ахеменидов (будущая Персия), с которой греки торговали.

На откуп в Афинах отдавались налоги с продаж, пентекоста ("пятидесятница", 2% от цены товара) и эпонион, а также налог с метэков. Когда в 404 г. до н.э. взносы союзников заменили таможенной пошлиной (5%, а на фракийском Босфоре 10%), то ее взимание также передали откупщикам.

В масштабах страны сбором доходов ведала коллегия из 10 полетов (греч. Πωληταί), подотчетная Совету.

Полеты заготовляли списки предстоящих податных платежей и следили за соблюдением сроков их внесения. Полеты также оформляли сдачу в аренду общественных земель и Лаврийских россыпей; выдавали подряды на строительные и ремонтные работы, включая установку камней с надписями. Полеты устраивали распродажи с публичного торга имущества, конфискуемого либо взимаемого в погашение недоимок (энехирасия), и продавали в рабство неграждан, уличенных в нарушении законов о гражданстве. Коллегия также принимала на себя опеку над имуществом несовершеннолетних сирот.

При оформлении откупа полет записывал имя откупщика (единоличного или главного представителя товарищества, специально созданного для откупа) и его поручителей. При нескольких заявителях между ними производился торг; выигравший тендер немедленно вносил предоплату в установленном проценте от обещанной суммы. Откупы продавались на год; остаток долга перед казной откупщик вносил частями в кассу колакретов (после реформ Клисфена – аподектов). "Приходные ордера" хранились в здании совета. По окончании срока договора их извлекали, и аподекты в присутствии членов совета проводили ревизию итоговой суммы.

Ежегодные торги по откупам вызывали ажиотаж среди состоятельных греков. Некоторые вступали в конкуренцию за право откупа, чтобы получить отступные.

Схожая с Афинами практика откупа государственных сборов действовала и в других политиях Греции. Институт полетов действовал также в Галикарнасе, на Косе, в Эпидамне и др. Но откупщики в Греции не имели такого политического веса, как в Риме, так как основным полем извлечения доходов для древнеримских публиканов были провинции – источники мощных потоков перераспределяемых благ.