Реформы Людовика IX

Начиная с XIII в. во Франции усилилась тенденция укрепления королевской власти и были созданы предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат произошла отмена выборности короля, возрос королевский домен, который к концу XIII в. стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти большое значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего, это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативой короля или назначенных им судей. В домене короля междоусобные войны были запрещены, на остальной территории вводились так называемые "40 дней короля". В этот период любая из сторон могла обратиться в королевский суд для разрешения спора. В 1250–1260 гг. была создана специальная судебная инстанция – Парижский парламент, который стал высшим апелляционным судом Франции. В рамках финансовой реформы в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны была введена королевская золотая монета. Из королевской курии выделилась Счетная палата, которая контролировала поступление судебных пошлин. В ходе военной реформы были созданы отряды городской милиции и наемников, что уменьшило зависимость королевской власти от феодального ополчения.

Проведенные реформы стали основой для последующего объединения страны.

Сословно-представительная монархия

В XIV в. объединение страны завершилось. Государство приняло форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий – Генеральными штатами и местными парламентами.

Можно выделить три основных причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности: поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом. Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления. Сеньориальная власть утратила свой самостоятельный политический характер.

Короли лишили феодалов права собирать налоги, чеканить монету, вести частные войны. В XIV в. было установлено, что для сбора тальи сеньорами необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными феодалами. Король запретил феодалам устанавливать и новые косвенные налоги. Людовик XI лишил феодалов права на чеканку монеты. С XV в. во Франции в обращении находилась только королевская монета.

Лишь отдельные крупные феодалы (герцоги Бургундии, Бретани, Арманьяка) в XV в. обладали некоторой политической автономией, сохранив еще свои независимые армии.

По мере расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции па любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент.

К концу XIII – началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более независимой и от папской власти. Король Филипп Красивый потребовал от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространил королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа в 1301 г. издал буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой королевской власти. Под давлением французских королей резиденция римских пап из Рима была перенесена в город Авиньон. Началось так называемое "авиньонское пленение пап" (1309–1377).

Победа французской короны над диктатом папства, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождались неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. В 1303 г. была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора. Король мог создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов монарху не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис, что "всякое правосудие проистекает от короля". В соответствии с данным утверждением король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам. В это же время утвердился важный принцип, согласно которому все административные и иные властные полномочия государственных чиновников исходят от короля.

Основным источником пополнения казны стал сбор королевских налогов. В 1369 г. был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. В 1439 г. Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, размеры которой неуклонно увеличивались. Так, при Людовике XI (1461–1483) она выросла в три раза.

С XIV в. король требовал непосредственной военной службы от всего дворянства, в годы Столетней войны этот порядок утвердился окончательно.

Укрепление финансовой базы короля позволило ему создать наемную вооруженную силу (из немцев, шотландцев и др.), организованную в ударные отряды. В 1445 г. Карл VII организовал регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были расквартированы постоянные гарнизоны, призванные не допускать возрождения феодальной смуты.