Реформирование Международного валютного фонда

В современной валютной системе МВФ сохранил свои полномочия по надзору за валютной политикой стран-членов по поддержанию стабильности валютных курсов и сбалансированности платежных балансов. В условиях стремительного роста и глобализации финансовых рынков, кризисов 1990-х гг. и особенно конца 2000-х гг. роль МВФ в регулировании международных валютных, кредитных и финансовых отношений оказалась малоэффективной и подлежащей реформированию. Наиболее интенсивно разработка реформы МВФ как института межгосударственного валютно-кредитного регулирования международной валютной системы осуществляется последние 10—15 лет.

Основные направления реформирования МВФ определились: усиление его надзорной функции; реформа распределения квот и механизма голосования в Фонде; перестройка кредитного механизма Фонда и увеличение его ресурсов; разработка и осуществление системы помощи и содействия странам с низкими доходами в урегулировании их платежных трудностей по внешним обязательствам.

Надзорная функция МВФ за экономической, финансовой и валютной политикой государств-членов усиливается, особенно за финансовым сектором [1]. С 1999 г. МВФ осуществляет оценку стабильности финансовой системы государств-членов, надзирает за соблюдением ими стандартов и принципов в целях обеспечения прозрачности их экономических политик. В 2011 г. были обозначены наиболее актуальные направления надзора МВФ, включая мониторинг трансграничных потоков капитала, совершенствование оценки обменных курсов валют, сальдо балансов текущих операций.

В 2012 г. МВФ разработал "Решение об интегрированном надзоре", направленном на объединение методов мониторинга показателей отдельных стран и глобального анализа, включая оценки потенциального риска и каналов его распространения, выделение сфер и методов надзора на многосторонней основе. В 2013 г. обновленные "Руководящие принципы по управлению валютными резервами стран" были направлены на стимулирование вложений в долговые ценные бумаги государств-эмитентов ведущих мировых валют (доллар и евро) и в облигации МВФ. В надзорную деятельность МВФ включается анализ проблем экономического роста, увеличения занятости и выявления препятствий их реализации.

С 2006 г. МВФ проводит реформу распределения квот и механизма голосования в Фонде [2]. Предлагается новая форма расчета пятилетних квот государств-членов на основе средневзвешенной величины, включая ВВП, открытость экономики, состояние платежных балансов и объем золотовалютных резервов. Принято решение о специальном увеличении квот 54 стран, которые имели недостаточное представительство в Фонде.

В результате осуществления реформы 2010 г. может произойти перераспределение квот в общей сумме голосов в МВФ. Доля развитых стран сократится с 60,6 до 55,2%; развивающихся стран — увеличится с 31,7 до 37,1%; стран с низкими валовыми доходами — с 5,4 до 5,9% голосов. По размеру квоты в МВФ Китай станет третьим государством в мире с квотой 6,4%, после США (17,4%) и Японии (6,5%); далее следуют Германия (5,6%), Великобритания и Франция (по 4,2%), Италия (3,2%). Индия выйдет на 8-е место (2,7%), Россия — на 9-е (2,7%), Бразилия — на 10-е место (2,3%); совокупная доля стран БРИК составит 14,18% общей суммы квот МВФ.

Реализация реформы 2010 г. зависит от ее ратификации США, которые обладают нравом вето, имея долю в Фонде 16,7% (на 2008 г.), и могут препятствовать изменению институциональной системы управления. Сохраняется прежняя система частичной избираемости Исполнительного совета Фонда, когда пять стран с наибольшими квотами назначают собственного директора и еще пять государств (в силу размеров своих квот и особенностей формирования избирательных групп) обладают таким же правом.

В связи с глобальным финансово-экономическим кризисом и обострением проблемы суверенных долгов в еврозоне возникла острая необходимость пополнения финансовых ресурсов МВФ. С 1947 по 2010 г. капитал МВФ увеличился с 7,7 до 217,4 млрд СДР (328,5 млрд долл.) за счет принятия новых стран-членов и пересмотра квот. Четырнадцатый общий пересмотр квот (декабрь 2010 г.) предусматривает удвоение общей суммы квот государств-членов, к октябрю 2012 г. подписной капитал МВФ должен был удвоиться до 476,8 млрд СДР (772,9 млрд долл.).

Наряду с удвоением квот в результате 14-го общего пересмотра квот (2010), осуществляются другие способы реформирования источников и пополнения ресурсов МВФ, в том числе посредством заключения двусторонних соглашений о займах с членами МВФ на основе решений "Группы 20" (2009, 2011); расширения механизма Новых соглашений о займах (НСЗ, 2009—2011); продажи облигаций МВФ (2009); продажи части золотых авуаров МВФ.

В соответствии с решением "Группы 20" в 2009 г. капитал МВФ увеличился на 250 млрд долл, посредством двусторонних соглашений. В 2009 г. МВФ заключил соглашение о займе с Японией на сумму 100 млрд долл., в июле с Канадой (10 млрд долл.), затем с Норвегией (4,6 млрд долл.). В 2011 г. на основе решения "Группы 20" были приняты обязательства но увеличению ресурсов МВФ на 430 млрд долл. в дополнение к увеличению квот в соответствии с реформой 2010 г.

В 2009 г. был утвержден порядок увеличения ресурсов Фонда посредством продажи облигаций (нот) МВФ. Соглашения о покупке облигаций МВФ были заключены в сентябре 2009 г. — марте 2010 г. с Народным банком КНР на сумму 49,9 млрд долл., с Бразилией (10 млрд долл.), с Резервным банком Индии (10 млрд долл.).

В 2009 г. была достигнута договоренность о расширении (НСЗ) до суммы 600 млрд долл. В 2011 г. процесс ратификации расширения НСЗ завершился, НСЗ был увеличен с 34 млрд СДР (55 млрд долл.) до 367,5 млрд СДР (576 млрд долл.).

План по реализации 1/8 части золотых авуаров МВФ объемом 403,3 т был реализован в конце 2009 г. Общее поступление от продажи золота МВФ составило 9,54 млрд СДР, из этой суммы балансовая стоимость составила 2,69 млрд СДР; прибыль — 6,84 млрд СДР, средняя цена реализации равнялась 1133 долл, за тр. ун. при планируемой 935 долл.

В результате принятых мер, направленных на пополнение ресурсов МВФ, годовой потенциал будущих обязательств, определяющий способность МВФ предоставлять кредиты, на конец 2011 г. составил 251,4 млрд СДР (386 млрд долл.), что позволило оказывать содействие и развитым странам с кризисом суверенных долгов. В 2010—2011 гг. МВФ предоставил кредит "стэнд-бай" Греции (40 млрд долл.); расширенный кредит Ирландии (30 млрд долл.), а также Португалии (37 млрд долл.).

Происходит перестройка кредитного механизма МВФ, в результате которой в дополнение к обычным кредитным механизмам (договоренности "стэнд-бай" и "Механизм расширенного кредитования") создаются новые механизмы. С марта 2009 г. действует "Гибкая кредитная линия" (ГКЛ) для стран с хорошими базовыми показателями и положительным опытом проведения экономической политики. Кроме ГКЛ введен ряд других кредитных инструментов, ориентированных на страны с более низким валовым доходом.

В ноябре 2011 г. была создана "Превентивная линия для предоставления ликвидности", которая может использоваться для краткосрочного финансирования дефицита платежного баланса в размере до 250%, в исключительных случаях — до 500% квоты государства-члена. Дополнительно был введен "Инструмент для ускоренного финансирования", который может быть использован немедленно и предусматривает обязательное принятие плана мероприятий страной-получателем для устранения трудностей в области платежного баланса.

Предоставление кредитов МВФ сопровождается жесткими требованиями к странам-реципиентам по укреплению макроэкономической стабилизации посредством сокращения бюджетного дефицита за счет увеличения налогов, сокращения расходов на образование, здравоохранение и др., снижения социальных выплат (пенсий, пособий по безработице, многодетным и др.), повышения пенсионного возраста, а также но дерегулированию национальной экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности.

Международный валютный фонд оказывает содействие бедным странам с низким валовым доходом па душу населения, которое направлено на преодоление бедности, достижение макроэкономической стабилизации, осуществление структурных реформ, обеспечение экономического роста, повышение долговой устойчивости, и с этой целью Фонд ввел специальные инструменты финансирования. С ноября 1999 г. действует "Механизм финансирования на цели снижения бедности и содействия экономическому росту"; в 2005 г. был создан "Инструмент поддержки экономической политики" и "Механизм финансирования для преодоления внешних шоков". В 2009 г. лимиты заимствований наиболее бедным странам в рамках этих механизмов были удвоены.

В 2009 г. был создан "Трастовый фонд на цели снижения бедности и содействия экономическому росту", в рамках которого были образованы три новых механизма, заменившие прежние: "Расширенный кредитный механизм" — для предоставления долгосрочного кредита при условии принятия стратегии снижения бедности; "Кредитный механизм “стэнд-бай”" — для краткосрочного финансирования платежных балансов; "Механизм ускоренного кредитования" — для удовлетворения срочных потребностей, вызванных внешними шоками и стихийными бедствиями.

За последние годы МВФ провел значительную работу по преобразованию основных направлений своей деятельности, что, однако, не изменило первоначальных принципов его деятельности; и займы Фонда по-прежнему сопровождаются жесткими требованиями к странам-заемщикам и рассматриваются как крайние меры.

Россия стала членом МВФ в 1992 г.; в 2005 г. после погашения кредитов Фонду она вошла в группу стран-доноров. Россия принимает участие в реализации решений "Группы 20", в реформе МВФ и международной

валютной системы; она приняла участие в пополнении ресурсов МВФ путем покупки его облигаций на сумму 10 млрд долл.

Россия активно выступает за повышение роли развивающихся стран в МВФ путем увеличения их квот в его капитале и в голосах для преодоления абсолютного доминирования развитых стран в Фонде. Квота России в Фонде но итогам реформы 2008 г. составила 2,5% капитала и 2,39% голосов; после ратификации преобразований 2010 г. она должна составить 2,7% капитала и 2,6% голосов.