Реформация индуизма. Индуизм в политической жизни современной Индии

Одну из наиболее серьезных трансформаций индуизм претерпел в XIX–XX вв. В этот период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и способность противостоять любым попыткам ассимиляции религия получила сильный стимул к развитию. Толчком послужило распространение культуры и религии британских завоевателей, начавшееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отношений. В таких условиях и были предприняты первые попытки реформации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772–1833). Обладавший широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бенгальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии национальных газет и светских школ – колледжей, а также создал в 1828 г. религиозное общество "Брахмо самадж" – "Общество Брахмы", единого Бога, которому должны были поклоняться не только индуисты, но и мусульмане, и христиане.

В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии зачастую трудно, а то и вовсе невозможно разделить религиозную реформацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роя наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции: в критике религиозных традиций, представлениях о разуме, здравом смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и всроучительным положениям.

Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в 1875 г. Даянандой Сарасвати (1824–1883) религиозное общество "Арья самадж". Близкое к "Обществу Брахмы" по реформаторскому духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма, "Арья самадж", однако, отказалось от сближения с другими религиями, провозгласив лозунг "Назад, к Ведам!". Обращение к древней индийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой популярности общества (оно объединяло до 1,5 млн индуистов, в то время как численность "Брахмо самадж" не превышала 10 тысяч человек). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в целом бывшее, скорее, брожением интеллигенции города, не привлекло крестьянских масс, как в Европе, и с течением времени движение реформации "навстречу массам" все более опиралось на индуистскую традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт индуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к новым общественным требованиям, индуизм тем не менее по-прежнему существует в массовом религиозном сознании в устоявшихся, привычных формах.

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и ортодоксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Рамакришна Парамахамса (1836–1886), учивший, что каждый определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога. После смерти Рамакришны его последователями была создана всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название "Миссия Рамакришны". Возглавивший миссию ближайший ученик Рамакришны Свами Вивекананда (1863–1902) сделал следующий шаг в создании учения, цель которого – охватить нс только все религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и непротиворечивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все дороги ведут к истине через моральное отношение, Вивекананда в своих действиях в первую очередь руководствовался постулатом: "Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преуспели в развитии одной фазы человечества, они – другой. Соединение обеих – вот что необходимо". Миссия Рамакришны, основанная им в 1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи неоведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.

Активное включение индуизма в политическую жизнь страны началось в XIX в. в общем контексте борьбы индийского народа против колонизаторов и протекало параллельно с процессом трансформации этой религии, вызванным коренными структурными изменениями в жизни индийского общества и прежде всего становлением и развитием капиталистических отношений.

В политике Индии конца XX в. "индуистский фактор" преломлялся сквозь призму индуистского коммунализма, включающего апеллирование к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей, отождествление религиозной и этнической общности (индиец-индуист, индус). В первой половине 1990-х гг. крайне обострилось историческое противостояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответственно около 83 и 11 % населения страны. Взаимоотношения индуистской общины с конфессиональными меньшинствами (сикхами, христианами и пр.) не носят столь напряженного характера, но внимание коммуналистов неизменно приковано к электоральному поведению представителей этих религий.

Еще до независимости в Индии возникли две крупные ком- муналистские организации – "Хинду Махасабха" (практически прекратившая свое существование после 1947 г.) и "Раштрия Сваямсевак Сангх" (РСС), объединяющая десятки тысяч индусов и выполняющая роль главного центра и поставщика кадров индусских коммуналистов. Будучи запрещенной организацией, РСС теснейшим образом связана с рядом партий, открыто участвующих в политической борьбе. С начала 1980-х гг. выразителем политических устремлений РСС стала "Бхаратия Джаната Парты", быстро набравшая силу и популярность, добившаяся феноменального успеха па выборах в парламент страны в 1991 г. и сохраняющая достаточно сильные позиции по сей день. Особенностью последних двух десятилетий стала резкая конфессионализация общественно-политического сознания подавляющей части населения, о чем говорит стремительный рост численности различного рода коммуналистских организаций и группировок. В стране насчитывается более 500 индуистских коммуналистских объединений, в деятельности которых принимает активное участие несколько миллионов человек.