Рефлексия

Записка после лекции: "Попалась на книжном развале книга “Педагогика рефлексии”. Про рефлексию на занятиях по психологии слышали, с рефлексами тоже разобрались, а педагогика здесь при чем?"

Вопрос отнюдь не праздный: в нем отразился возросший общественный интерес к целостной проблеме самореализации человека.

О рефлексии на самом деле много и по-разному пишут и говорят специалисты разных областей, занимающиеся изучением личности, а упомянутую в записке "педагогику рефлексии" противопоставляют идеям нормативного и тоталитарного внешнего воздействия на личность.

Как вы считаете: не переоценивают ли одни внутреннюю самооценку, самоанализ, самонастроение человека, а другие – значимость целенаправленных на него влияний, одни – самостоятельность и свободу саморазвития, другие – жесткие и единые требования подчинения и ответственности? Может быть, есть третьи, четвертые?.. И все же: если рефлексия – труд души, участвующей во всей жизни человека, его мыслях и чувствах, то и основанная на рефлексии образовательно-воспитательная система есть совершенное проявление гуманизма? Представьте свою жизнь: часто ли вы предаетесь размышлениям, "себя на строгий суд призвав"? Плодотворны ли они? Можно ли научиться или научить рефлексии? Если да, то как? Если нет, то почему? А можно ли жить вовсе без нее?

Семья

Студенческая аудитория. Преподаватель социологии читает лекцию:

– Семья – первичная ячейка общества. Почему ячейка общества? Потому что его типичная единица, способ родственной связи людей, простейший и органичный элемент, необходимый для их сосуществования, для физического и социального воспроизводства поколений. Почему первичная? Потому что только через нее новое поколение входит в жизнь общества, обретая первоначальный опыт сосуществования, потому что именно с создания новой семьи начинается самостоятельная жизнь молодых супругов.

Одна студентка шепчет другой:

– Зачем мудрить? У каждого все по-своему!..

Подавляющее большинство воспринимает семью сугубо личностно, как бы отъединенно, как свой дом, быт, самых близких родственников. Чем же объединена семья? Разве общественное бытие – производительность труда каждого работающего, его положительное (отрицательное) социальное поведение, воспитанность (невоспитанность) детей – не зависит от духовности, достатка, от потребностей и способов их удовлетворения каждой семьей? А эти последние, как бы они ни были индивидуальны, от внимания и выбора общества?

Как вы считаете, эта взаимосвязь существовала в семье, где вы росли? Что выступало и выступает, по вашему мнению, решающим фактором семейного благополучия – крепость семьи, построенная на взаимной любви, заботе, помощи, или социальная среда, государство? А неблагополучия? Нужно ли и можно ли извне регулировать семейную ситуацию? Если нет, то почему? Если да, то как?

Совесть

Записка после лекции о духовности: "Чем объяснить, что в учебниках и других учебных книгах по педагогике, да и психологии, очень редко говорится о совести?"

Приходится согласиться с недоумением автора записки. Совесть – одно из главных оснований реальных отношений человека и окружающего его социума, внутренний стержень взаимосвязи сознания, эмоций и воли, ничем не заменимый саморегулятор духовных потребностей и содержания, способов их удовлетворения. Она дана генетически, от Бога, или с годами становится средством развития, духовного становления человека? Можно ли совесть сознательно воспитывать в других, в себе?

Есть люди без совести? Когда вы последний раз слышали ее голос? Стыд – внутреннее звучание этого голоса? Можно ли апеллировать к чьей-то совести, пытаться, как говорил Л. Н. Толстой, "усовестить" врага? Как быть, если разные люди по-разному толкуют (а значит, и реализуют) совестливость – кто же судья? И нужно ли человеку воспитание, если у него есть совесть?