Редактирование интернет-сообщений

Всемирная сеть является источником самой разнообразной информации. В библиотеках Интернета можно найти и научную, и учебную, и научно-популярную, и художествен ну ю литературу, а бесчисленное (сегодня уже многомиллионное!) количество сайтов предоставляет информацию, публицистику и развлечения на любой вкус.

В основном материалы Интернета пишутся и редактируются по тем законам, которые применимы для обычных жанров и видов текстов. Однако существуют некоторые виды интернет-общения, которые, хоть и имеют печатные аналоги, все же обладают определенными особенностями. Это записи в блогах, комментарии в социальных сетях, выступления на интернет-форумах. Зачастую записи делаются спонтанно, в процессе общения со знакомыми или незнакомыми удаленными собеседниками, обсуждающими одну и ту же тему. Нередко комментарии (как говорят интернет-пользователи, комменты) могут иметь важное значение для какой-либо фирмы, если, например, содержат отзыв о ее продукции. Большую роль играют записи участников при обсуждении событий и явлений политической жизни: это дает возможность влиять на общественное мнение. Конечно, заинтересованная фирма или политическая сила могут целенаправленно размещать записи желательного содержания. По поскольку в таких обсуждениях необходима презумпция искренности: ведь мы хотим знать реальное мнение человека, а не то, что его заставили говорить или писать за деньги, – то и действия таких "проплаченных комментаторов" (их называют тролли) вызывают возмущение.

Нередко бывает так, что записи в сетях и комментарии на форумах размещаются безо всякого редактирования, и это способно затруднить восприятие сообщения. Чтобы понять, как можно и нужно корректировать (чаще всего – самим исправлять свои тексты), надо представлять основные особенности интернет-коммуникации.

Прежде всего нужно отметить, что восприятие текста с экрана отличается от чтения бумажного сообщения. Впрочем, и газетные, и даже книжные тексты нередко "пробегаются глазами", а уж для Интернета этот способ восприятия становится едва ли не основным. Вот почему следует выстроить и оформить текст таким образом, чтобы его основное ОГЛАВЛЕНИЕ было воспринято с ходу. Тут применимы практически тс же приемы, что и на бумаге: выделение заголовка (который должен частично информировать, частично интриговать), использование вводных, врезок, разбиение на параграфы со своими заголовками, выделение шрифтом наиболее важных частей. Кроме того, для текстов в Интернете выделением окажется и любая гиперссылка, которая дается синим цветом и подчеркивается, например: прибегаем к оксюморонам и метафорам. Читатель, кликнув ссылку, не только сможет узнать значение этих слои (гиперссылки часто ведут на справочные страницы), но и, учитывая шрифтовое выделение, быстрее обратит на них внимание.

В рекомендациях создателям интернет-текстов нередко предлагается использовать короткие слова и предложения. Однако при пробегании глазами длина предложения роли не играет, а слова распознаются с первого взгляда. Но, конечно, для внимательного чтения строить предложения нужно так, как мы уже рекомендовали.

Организация интернет-общения не только предполагает, но иногда и прямо предусматривает возможность познакомиться с частью текста на одной странице, а потом перейти на страницу с полным текстом (обычно через ссылку подробнее или еше). Получается, что читатель может не утруждаться даже тем, чтобы пробежать глазами текст до конца, если заголовок и вводная его не заинтересуют и не заставят кликнуть ссылку еще. В таких условиях выбор вводной становится весьма ответственным делом, а поскольку нередко отрезание осуществляется автоматически, то приходится начинать текст так, чтобы прерванный в любом месте после первых 10-15 слов он уже вызывал желание читать дальше. Это значит, что нужно успеть сделать введение: показать тему, ввести в курс дела – и тем самым завязать интригу. Интернет – зона быстрых!

Еще одна особенность интернет-сообщения заключается в том, что публикуемый текст доступен многим. Зачастую автор к этому стремится, причем не только из желания поделиться идеей со всем миром, но и в силу производственной необходимости. Ведь материал нередко носит рекламный характер, и хочется, чтобы он был доступен не только тем, кто знает адрес его размещения, а это означает, что текст должны найти поисковики. Конечно, в первую очередь поисковики дают ссылки на "раскрученные" сайты и блоги, посещаемые десятками и сотнями тысяч пользователей, но учитывается и близость фразы с сайта к тексту запроса. Например, если запрашивается обучение адаптации рекламы, а у вас на сайте есть предложение: Впервые в стране осуществляется обучение адаптации зарубежной рекламы... – запрос выдаст ссылку на ваш сайт раньше многотысячных по количеству посещений сайтов, где говорится только об обучении рекламе.

Рекомендация автору

В Интернете пишите энергично, не затянуто, особенно в начале текста, сочиняйте яркие заголовки и используйте (причем неоднократно!) слова, относящиеся к вашей сфере деятельности, по которым вас смогут найти через поисковики.

Необходимо отметить и такую сторону коммуникации η Сети, как поведение пишущего. Если автор электронного ресурса создает текст примерно так же внимательно, как журналист бумажных СМИ, то образ действий человека на форуме или в социальной сети практически не имеет аналогов среди стереотипов поведения за пределами виртуальной реальности. Действительно, чаще всего пользователь Интернета пишет комментарий на какой-то текст или событие, тогда как в реальной жизни он мог бы ответить устно. Однако письменная речь имеет много отличий от устной формы, о чем уже говорилось. В частности, на письме нельзя использовать интонационные варианты; правда, помогают выделения шрифтом и эмотики (смайлики), но этого недостаточно. Если при устном общении есть возможность прервать говорящего, уточнить, переспросить, то в Сети реакция будет только после размещения сообщения; и если оно составлено непонятно, то, возможно, и переспрашивать никто не захочет. Поэтому обязательно перечитайте то, что вы хотите добавить, и подумайте, все ли там понятно будет вашим читателям – посетителям Интернета.

Понятным сообщение будет, если читатели легко смогут догадаться, кто имеется в виду под тем или иным наименованием; если всем местоимениям найдутся соответствия среди упомянутых лиц или объектов. Например, нелегко с ходу понять, кого имеет в виду автор такой вот реплики: Это все ерунда, надо о них говорить совсем по-другому. Мы так и делаем. Нужно помнить, что ваш комментарий может появиться не сразу за фрагментом, на который вы отвечаете, а ниже; и тогда задача с местоимениями очень осложнится. При общении в группе, где используются придуманные имена (ники), непонятными окажутся и местоимения первого и второго лица: кто такие мы, вы? Лучше все называть полностью, чтобы было понятно, даже если о реплике, на которую вы отвечаете, уже забыли:

С предложением о продвижении укрывматериалов я не согласен. Надо упирать не на дешевизну, а на возможность повторного использования. Наше рекламное агентство так и делает.

Особенно осторожно следует обращаться с такими выразительными средствами, как ирония и гипербола. Эти средства рассчитаны на то, что читатель поймет их не буквально, а опираясь на знания, представления о собеседнике. Однако в массовой коммуникации, когда о собеседнике мало что известно, на понимание иронии рассчитывать трудно. Вот случай из обсуждения в соцсети MirTesen. В материале для дискуссии приводилось мнение Дж. Сороса о проблемах в российской экономике (орфография и пунктуация сохраняются):

(19) Илья 10928 да кто такой сорос? не знаем мы никакою Сороса! сорос в америке и ниче про нас не знает, мы верим тока нашему премьеру Медведеву, он сказал, все ништяк!!! а он явно в теме: у него айфон есть и он умеет твиттером пользоваться

Валерий Ковальчик 12950 Илья, кто-то минус ставил вам, не поняли, что это ирония.

Илья 10928 валера. ну наконец-то кто-то догадался. Я уж думал совсем плохо с юмором.

Илья не учел того, что собеседники могут не иметь чувства юмора, нс знать, какие имена для всех хорошо знакомы, а какие – не очень. Ирония, удачная в более узком кругу, натолкнулась на непонимание со стороны некоторых участников дискуссии.

Запись на форуме, коммент, блог воспринимаются как дискуссия, поэтому их язык должен быть достаточно эмоциональным. Кроме того, в Сети принято использовать более разговорный вариант общения, чем в аналогичных дискуссиях в прессе или даже в устных репликах, например на радио. Некоторые авторы грешат вульгаризмами, руганью. Однако не стоит забывать, что язык человека формирует представление о нем. Чем культурней (даже используя разговорную речь) вы окажетесь, тем больше уважения можете снискать. Ведь для победы в споре в принципе очень вредно переходить на ругань; как гласит пословица, "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав".

Заведомая грубость нередко используется теми, кто хочет сорвать обсуждение. Если вы хотите, чтобы разговор продолжался на достаточно серьезном уровне, не стоит обращать внимания на подобный "флейминг". Возможно, за таким "спором ради спора" стоят тролли – участники общения, которые имеют специальные задачи продвижения одних идей и срыва обсуждения или очернения других.

Рекомендация автору

Итак, в комментариях и записях в социальных сетях, на форумах будьте сдержаны, пользуйтесь грамотным и в то же время общедоступным языком, проверяйте, насколько понятна ваша запись, прежде чем вы ее отправите. Кроме того, старайтесь писать короче: чаще всего ваш текст пойдет одним абзацем, и он не должен быть слишком длинным.