Речевой этикет государственного и муниципального служащего

Под речевым этикетом государственного и муниципального служащего понимается совокупность правил речевого общения, используемых им в своей профессиональной деятельности.

Речевой этикет базируется на знании и овладении человеком государственным языком. В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ΦЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком является русский. Обеспечивая его поддержку и защиту, закон установил, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке (п. 6 ст. 1).

В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории РФ;

2) разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы;

3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации;

4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, а также осуществляют подготовку научнопедагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на русском языке за пределами Российской Федерации;

5) содействуют изучению русского языка за пределами Российской Федерации;

6) осуществляют государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка;

7) осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ о государственном языке Российской Федерации;

8) принимают иные меры по защите и поддержке государственного языка Российской Федерации (ст. 4).

Следует отметить, что степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это относится прежде всего к государственным и муниципальным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кому по роду своей деятельности приходится постоянно общаться с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, офиса производит на клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.

Государственный служащий, который умеет четко и ясно выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Все произносимое и написанное им должно быть изложено хорошим языком. Нужно следить за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов. Следует избавить свой словарный запас и от слов-паразитов, например "короче", "вот", "как бы" и т.п., не следует делать длительных пауз во время разговора.

Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, т.е. нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производя шума, вежливым, но не утрируя вежливость.

Уметь слушать – такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь говорить, и, если вы хотите, чтобы вас слушали, нужно самому слушать. Нужно помнить, что в России существует собственная традиция отношений, у нас ценится умение слушать и беззлобно шутить. Но с шутками всегда следует быть осторожным: можно легко попасть впросак. Слишком уверенные в себе люди зачастую шутят неудачно.

Важно всегда соблюдать правила ведения разговора:

– то, что сообщается, должно быть истинным:

– все необходимое партнеру для понимания должно быть соответствующим образом ему представлено;

– говорящий предполагает, что собеседник верит ему;

– вопрос задается с надеждой на ответ;

– просьба предполагает воплощение в действие.

С позиций современного речевого этикета выбор той или иной формы обращения государственных и муниципальных служащих друг к другу зависит от ряда условий. Незнакомым и малознакомым людям принято говорить "вы". Хорошо знакомым, близким обычно говорят "ты", хотя и среди близких людей в некоторых случаях принято употреблять "вы", особенно когда это связано с чувством повышенного уважения к собеседнику.

В условиях официального общения предпочтительно обращение только на "вы", даже среди хорошо знакомых людей. В неофициальной обстановке допускается обращение на "ты", но с незнакомым или малознакомым человеком и в официальной и в неофициальной обстановке лучше придерживаться обращения на "вы".

Если даже при давнем знакомстве говорящий относится к своему визави холодно и сдержанно, то общение должно строиться на подчеркнуто вежливой и корректной основе и избирается обращение на "вы".

Если между партнерами существуют добрые, теплые, дружеские отношения, то ситуация общения характеризуется как раскованная, доверительная, и поэтому допускается обращение на "ты".

Следует помнить, что "вы" – это свидетельство уважения к человеку, хорошей речевой культуры, это часть речевой культуры, соблюдать которую обязан каждый государственный и муниципальный служащий. Интересно по поводу "вы" и "ты" высказался известный немецкий писатель-гуманист Томас Манн: "Когда друг друга называют на “ты” совершенно посторонние люди, которым полагается говорить “вы”, – это отвратительная дикость, игра в первобытность, распущенность, поэтому я ненавижу, так как она, в сущности, направлена против цивилизации".

Правила речевого этикета играют большую роль в различных служебных ситуациях, в которых принимают участие государственные и муниципальные служащие.

Ниже предлагаются к рассмотрению правила общения в двух служебных ситуациях – во время выступления на служебном совещании и во время ведения деловых переговоров.

Выступление на служебном совещании

1. Нет необходимости многословно формулировать цель выступления. Она определена, во-первых, повесткой дня, во-вторых, должностным статусом выступающего, в-третьих, узостью круга специалистов, приглашенных для работы.

2. Во вступлении не следует употреблять длинные вступительные фразы. Они занимают много времени и, кроме того, отвлекают слушателей от рассмотрения главного вопроса.

3. ОГЛАВЛЕНИЕ выступления должно соответствовать степени служебной компетенции участников по решаемой проблеме.

4. Эмоциональная окраска речи должна быть умеренной или вообще отсутствовать.

5. Выступление должно быть конкретным.

6. Иногда доклад выполняется в письменной форме и заранее рассылается участникам совещания. Это налагает особую ответственность на исполнителя, так как письменная речь значительно отличается от устной.

Правила ведения деловых переговоров

1. Приходите на переговоры хорошо подготовленными.

2. Определите, хотите ли вы по тактическим соображениям сесть рядом или напротив партнера.

3. Каждый раз проверяйте ожидания противоположной стороны, устанавливайте обратную связь.

4. Ищите визуальный контакт с партнером для того, чтобы усилить действие своих высказываний.

5. Последовательно ведите свою линию, придерживайтесь обсуждаемой проблемы.

6. Одновременно активизируйте различные каналы передачи информации – показывайте, рассказывайте, объясняйте, привлекайте внимание и т.д.

7. Обращайтесь к партнеру всегда по имени и отчеству.

8. Передавайте информацию кратко, в доступной форме.

9. Внимательно слушайте собеседника, обозначайте свою реакцию.

10. Избегайте повторений. Вместе с тем, если партнер не понял ваше высказывание, повторите свою мысль другими словами.

11. Не торопитесь говорить о том, в чем вы не уверены.

12. Заранее разработайте альтернативные решения поднимаемой проблемы.

13. Делайте все необходимое для того, чтобы инициатива была в ваших руках.

14. Заранее подготовьте документ об итогах переговоров.

15. Не переходите на критику и обсуждение личности партнера.

16. Реагируйте на критику в ваш адрес спокойно, попросите уточнить ее предмет, факты. Можно сказать: "Спасибо, я об этом подумаю" или "Это можно рассмотреть под другим углом".

17. Если обстановка на переговорах накалилась, то говорите тише, используйте по возможности юмор, в крайнем случае сделайте перерыв.

18. Закончите обсуждение выводами, поблагодарите партнера, обговорите дальнейшие перспективы сотрудничества.

В процессе речевого общения государственных и муниципальных служащих важная роль отводится жестам, которые делают речь более информативной, разнообразной и эмоциональной.

Бывшего президента США Р. Никсона чрезмерное злоупотребление ограниченным набором жестов и движений сделало излюбленной мишенью для пародистов. Его жестикуляция, позы, манеры поведения, испарина на лбу и нервный голос, которые безжалостно фиксировала телевизионная камера, стали причиной его поражения в дебатах с Дж. Кеннеди, а затем и на президентских выборах в 1960 г.

Под жестом понимается некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, т.е. являющееся знаком или символом.

Выделяются жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-эмблемы, жесты-адаптеры, жесты-аффекторы.

Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения: указатели ("указывающий перст") и пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы, представляющие собой различные движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

Жесты-регуляторы – это жесты, которые выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками).

Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении (например, сжатые руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой – "до свидания").

Жесты-адаптеры сопровождают и отражают специфические привычки человека, связанные с движением рук (почесывание, подергивание отдельных частей тела или касания, похлопывания партнера, поглаживание, перебирание предметов, находящихся под рукой, и т.д.).

Жесты-аффекторы – это жесты, которые выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции (собранные морщины на лбу – раздумья, опущенные вниз уголки губ – разочарование, уныние и т.д.).

Следует помнить, что существуют еще и микрожесты. Среди них выделяют движения глаз, покраснения щек и кончиков ушей, увеличение или уменьшение количества миганий в минуту, подергивание губ, учащенное дыхание и т.д. Практика показывает, что жесты достаточно точно отражают эмоции человека, потому что связаны с его инстинктами.

В процессе делового общения чаще всего проявляются следующие жесты:

• жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щек; вставание и похаживание и др. Таким образом, собеседник оценивает полученную информацию;

• жесты открытости – раскрытые руки, обращенные к собеседнику, расстегивание пиджака;

• жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, рубящее движение руки;

• жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание пальцами по столу, касание спинки или сидения стула перед тем, как на него сесть, и т.д.;

• жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую, поза человека, сидящего на стуле, вцепившись в подлокотник, и т.д.;

• жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

• жесты отрицания и защиты – сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, скрещенные руки и т.д.;

• жесты-расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и т.д.;

• жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи рук сверху вниз и т.д.;

• жесты неискренности – жест "прикрытие рукой рта", прикосновение к носу, поворот корпуса в сторону от собеседника, бегающий взгляд.

В последнее время процесс общения государственных и муниципальных служащих между собой, с обществом стал перемещаться в Интернет, который стал неотъемлемой частью информационного общества.

Информационное общество явилось основателем нового вида профессиональной этики – компьютерной этики. Ее основные положения были изложены в работе Дебора Джонсона "Компьютерная этика", в которой представлены кодексы специалистов, прописана ответственность за сбой и ошибки, проявленные или допущенные в ходе функционирования компьютерных программ, а также сформулированы нормы взаимоотношений между компьютерной техникой и институциональной властью.

В лоне компьютерной этики появилось такое явление, как сетевой этикет ("Сетикет"), который представляет собой совокупность правил, с помощью которых облегчается общение в Интернете.

Представляется целесообразным привести несколько базовых правил, используемых участниками интернет-сообщества, которые будет полезно знать государственным и муниципальным служащим.

• Уважайте труд модератора. Модератор – это пользователь, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах и т.д.). Его основной задачей является поддержание порядка в сообществе, создание комфортной атмосферы для присутствующих, недопущение ругани, оскорблений, перехода на личности, отслеживание и пресечение всевозможных технических нарушений. Самый лучший модератор – это тот, чья деятельность практически не заметна.

Публично обсуждать действия модераторов категорически запрещено. Все разногласия решаются в личной переписке. Если вы с ним не согласны – поищите другой форум, с более демократичными порядками.

• Все мнения и заявления, сделанные в сообщениях на форумах, в чатах, дневниках и комментариях к любым материалам, должны восприниматься только как мнение человека, написавшего это сообщение, но не обязательно как мнение организации, которую он представляет.

• Не следует использовать чат для рекламы.

• Никогда не сообщайте ваши логин и пароль незнакомым вам участникам общения в сети. И не требуйте того же от своих новых знакомых.

• В сетевом этикете есть такое понятие, как флейм, которое означает спор ради спора. Есть несколько правил, позволяющих определить, что перед вами человек, который собирается спровоцировать флейм:

– он переходит по ходу разговора на личности;

– допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера;

– ведет дискуссию эмоционально неуравновешенно;

– провоцирует скандал.

Пользователи сети со стажем общения советуют: никогда не стоит поддерживать флейм. Игнорируйте скандалистов и "флеймеров" – и тогда вас, несомненно, начнут уважать все остальные.

• Старайтесь не писать письма большими буквами, что воспринимается как грубый крик, избегайте грамматических ошибок, пользуйтесь принятыми сокращениями и значками.

Среди наиболее употребляемых сокращений можно выделить:

IMHO, имхо – "In Му Humble Opinion" – "по моему скромному мнению";

LOL – "Laugh Out Loud" – "я громко смеюсь";

BTW – "By The Way" – "кстати";

AFAIK – "As Far As I Know" – "насколько я знаю";

NFC – "No Further Comments" – "я все сказал";

WBR – "With Best Regards" – "с наилучшими пожеланиями";

ASAP – "As Soon As Possible" – "как можно скорее";

AKA – "Also Known As" – "известный так же как..."

При обмене текстовыми сообщениями невозможно слышать живые интонации нашего собеседника. Поэтому пользователи Сети научились использовать для обозначения своих эмоций простые "картинки", составленные из нескольких знаков препинания. Их называют "смайлики". Ниже представлены самые распространенные смайлики:

:-) – улыбка, радость;

:-( – печаль, грусть;

:-о – удивление;

;-) – подмигивание.

Смайлики – это излюбленное средство пользователей выразить свои эмоции в письме. Однако стоит помнить, что излишнее количество смайликов затрудняет чтение текста. Для обозначения своих эмоций вполне достаточно поставить один смайлик.

Можно предложить следующие пути формирования речевого этикета у государственных и муниципальных служащих:

1) читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, обращение к словарям русского языка;

2) больше читать литературу различных жанров, пытаться анализировать прочитанное, накапливать интересную информацию и новые знания;

3) систематически обращаться к различным справочникам, энциклопедиям;

4) внимательно прослушивать хороших ораторов, выдающихся актеров, анализировать их выступления с точки зрения языковой культуры;

5) осуществлять постоянный самоконтроль, бороться с погрешностями языка в повседневной речи;

6) приобретать навыки публичных выступлений, практиковать участие в беседах, дискуссиях, обсуждениях;

7) регулярно вести записи, помогающие пополнению знаний о правилах и нормах русского языка;

8) ни на минуту не сомневаться в том, что можно стать хорошим специалистом, обладающим высокой культурой речи.

Таким образом, уровень владения государственным и муниципальным служащим речевым этикетом определяет степень его профессиональной пригодности. Кроме того, знание основных правил речевого этикета способствует росту авторитета, порождает доверие и уважение к человеку, облеченному государственной властью.