Речь

Традиционно считается, что речь выполняет как минимум две функции: во-первых, формирование мысли посредством языка (языков), которым владеет человек; во-вторых, обеспечение понимания речевых высказываний других людей. Следовательно, речь является особой формой существования и развития языка.

Принято считать, что человеческая речь возникла в процессе развития коллективной трудовой деятельности и общения. Есть также основания полагать, что развитие речи и, соответственно, мышления происходило одновременно с биологическими изменениями мозга. Тем самым эволюционно сформировались особые универсальные механизмы овладения речью на генетическом уровне, чтобы люди любой расы, пола и национальности имели возможность общаться на любом языке, который существовал или существует на планете и которым они овладевают в социальной среде с момента своего рождения. Это еще раз подтверждает идею о том, что мозг является универсальным инструментом, обеспечивающим биологическую и социальную адаптацию индивида в условиях стремительно изменяющегося мира.

Если язык – это система символов, которая реализуется в речи, то речь как процесс – это язык в действии. Если язык – это некая система знаков и символов, элементами которой выступают слова (лексика), а структура слов задается особой системой правил их использования (синтаксис), то речь – это способ индивидуализации такой системы. В речи индивид использует язык в соответствии со своей мотивацией, эмоциями, структурой мышления, способностями, темпераментом и другими психическими процессами, свойствами и состояниями.

Многие российские психологи и психолингвисты уделяют особое внимание таким понятиям, характеризующим речь, как смысл и значение (Л. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев). Значение обычно трактуется как отношение знака (слова) к обозначаемому в реальности объекту независимо от того, как знак представлен в индивидуальном сознании. Смысл, напротив, есть отражение предмета или явления в индивидуальном сознании, что обычно связывают с индивидуальной психической деятельностью человека. Если значение представляет собой социально значимые признаки слова, то смысл (или личностный смысл) выступает неким субъективным переживанием значения.

Таким образом, речь – процесс, позволяющий одним людям передавать опыт другим людям, а также сохранять его в виде текстов, пополняя культуру знаниями для их передачи следующим поколениям. Соответственно, выделяют речь устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение). Поскольку речь является одним из средств построения мыслей, она становится основным, хотя и не единственным, механизмом абстрактного мышления, т.е. высшее (абстрактное, или словесно-логическое) мышление невозможно без речи как психического процесса. Психологи выделяют такие свойства речи как психического процесса: содержательность, связность, понятность (правильность построения речевых высказываний), выразительность, эмоциональность, действенность (способность влиять на других людей) и пр. Некоторые ученые, изучающие поведение животных, доказывают, что многие животные разными способами общаются между собой, подобно тому как люди общаются друг с другом с помощью языка.

Пример

К подобному выводу на основе анализа огромного количества наблюдений и экспериментов пришел американский зоопсихолог Роберт Йеркс, изучавший в течение нескольких десятилетий человекообразных обезьян, в частности шимпанзе. В 1948 г. он выпустил ряд работ, в которых утверждал, что у обезьян существуют язык, традиции и даже своеобразная культура, хотя и в самом примитивном виде. Другой американский ученый, Дэвид Примак, в 1986 г. высказал идею о том, что коммуникативное поведение шимпанзе определяется их умственными способностями высшего порядка. Исследователь пытался научить шимпанзе по имени Сара разработанному им искусственному языку, для чего использовал пластиковые жетоны, каждый из которых символизировал предмет, свойство предмета или некое сложное понятие. В 1960-е гг. американские зоопсихологи, супруги Алан и Беатрис Гарднеры, обучали обезьяну по имени Уошо языку жестов, которым пользуются глухонемые. За три года Уошо выучила 85 слов, за пять лет – 160 слов, которые она использовала точно по назначению: обращалась с просьбами к ученым, давала правильные ответы на вопросы. Когда Уошо отправили в колонию обычных обезьян, она поначалу возмущалась, что "неучи" не реагируют на ее знаки, а потом завела себе приемного сына и обучила его жестам "подойти", "обнять" и пр. Исследования 1990-х гг. показали, что в ряде случаев человекообразные обезьяны проявляют способность изучать язык самостоятельно и часто обучают друг друга. В ряде случаев они даже придумывают свои собственные обозначения для тех либо иных предметов или действий. Сейчас в мире известны уже сотни обезьян, которые владеют различными языковыми средствами общения. В американском исследовательском центре Университета Джорджии создана оригинальная компьютерная система, с помощью которой шимпанзе учатся разговаривать на человеческом языке (их жесты переводятся в человеческую речь), причем многие начинают самостоятельно строить даже простые фразы.

Сегодня хорошо известно, что дельфины общаются между собой посредством особой системы звуковых сигналов. Это сигналы двух типов: 1) так называемые эхолокационные, предназначенные для передачи информации об обстановке, препятствиях и обнаруженной добыче; 2) щебеты или свист, которые используются для выражения эмоциональных состояний в процессе общения с другими дельфинами. Для коммуникации используются также ультразвуки, которые не доступны человеческому уху. Установлено, что в языке дельфинов около 14 000 звуковых сигналов. Их пытаются расшифровать. Так, инженер из Великобритании Дж. С. Рейд изобрел даже специальный прибор – CymaScope. Американский исследователь Лоренс Дойл и известный лингвист Джордж Ципф разработали оригинальный способ для изучения сигналов, которые используют дельфины в процессе коммуникации друг с другом. Они применили закон Ципфа и показали, что непонятный дельфиний свист имеет такой же коэффициент наклона прямой на графике в логарифмическом масштабе, как и языки людей. По мнению исследователей, это доказывает, что сигналы дельфинов (свист) на самом деле несут информацию, а не являются абсолютно бессмысленными. Оказалось, что и уровень организации языка дельфинов очень похож на язык людей. Таких уровней было выделено шесть: это звук, стог, слово, фраза, абзац, контекст.

В 1990-е гг. специалист-кинолог из Норвегии Тюрид Ругос опубликовала результаты исследования сигналов, посредством которых собаки выражают свое эмоциональное состояние и коммуницируют друг с другом. Например, были выделены так называемые сигналы примирения, анализ которых показал, что эти животные достаточно разумны, а их психика устроена намного сложнее, чем ученым представлялось ранее. Другой исследователь – швед Андерс Халлгрен обнаружил, что собаки активно используют около 30 сигналов для общения друг с другом. В частности, существует достаточно много различных вариантов сигналов примирения, которые используются не только в ситуациях конфликта, но и для демонстрации вежливости, для приветствия друг друга и пр.

В 1980-е гг. американский зоопсихолог Ирэн Пепперберг изучала интеллектуальные возможности африканского серого попугая по кличке Алекс. Она обнаружила, что некоторые виды попугаев способны не только воспроизводить звуки, например, человеческой речи, но и обладают возможностью анализировать ситуации и даже рассуждать, при этом достаточно логично и творчески применяя слова и небольшие фразы.

Таким образом, речь как психический процесс появилась не случайно и не в один миг. Способность общаться на основе языка возникла на определенном этапе эволюции, она имеет биологические корни и не является результатом одного лишь социально-общественного исторического процесса. Возможно, что и высшие эмоции человека – чувства, связанные с общением, должны каким-то образом обусловливаться врожденной работой мозга. В частности, чувства стыда и гордости – основные регуляторы взаимодействия людей – возможно, имеют биологические (нейробиологические) основания и не могут объясняться, к примеру, исключительно социальной природой человека. Тем не менее эта важная проблема для современного уровня развития науки крайне сложна и вряд ли получит решение в ближайшие годы.

Сегодня в мире весьма популярны идеи американского лингвиста Авраама Хомского, который предложил концепцию связи языка и речи со строением определенных структур мозга. Его работы о так называемых порождающих грамматиках были направлены против идей бихевиоризма и послужили основой для развития когнитивной психологии. По сути, порождающая грамматика – это модель усвоения языка человеком. Способность человека усваивать язык объяснялась Хомским как специфическая особенность человеческого мозга, которая отличает его от других биологических видов. Отсюда и человеческое сознание, по Хомскому, во многом определяется строением мозга, а не только фактом научения с использованием мозговых процессов и структур как инструментов. Тем самым Хомский утверждает существование особой мозговой структуры, которая обеспечивает способность человека разговаривать с другими людьми, а значит, и мыслить по-человечески.

Хомский обратил внимание ученых на то, что множество грамматически правильных предложений, которые можно сформировать на любом естественном языке, бесконечно. Поэтому усвоение языка не может быть сведено к простому запоминанию всех грамматически правильных предложений, равно как и саму грамматику любого языка нельзя свести к описанию всех составленных на нем предложений. Но здесь наиболее интересен такой факт: любой нормальный ребенок очень быстро овладевает грамматикой родного языка, т.е. каким-то образом получает способность различать грамматически правильное предложение на языке, которым овладевает, от неправильного. На определенном этапе развития – обычно около пяти лет – ребенок в полной мере начинает понимать, какое предложение является правильным, а какое неправильным, хотя он эти предложения ранее никогда не слышал. Получается, что количество когда-либо услышанных ребенком от взрослых предложений на родном языке является конечным, а максимальное количество предложений на том же языке бесконечно.

Важно отметить, что речь как психический процесс тесно связана не только с общением человека с другими людьми, но и с индивидуальным мышлением и воображением человека. Хотя, по-видимому, биологические, нейропсихологические и психофизиологические основы мышления сформировались задолго до появления развитой речи, по крайней мере в той языковой форме, которая свойственна современным людям, т.е. посредством произносимых слов и понятий.

При изучении мышления и речи нельзя обойти вниманием важную научную гипотезу, которая предполагает наличие прямой связи между речью и мышлением. Это гипотеза лингвистической относительности, или, как ее часто называют, гипотеза Сепира – Уорфа (по имени ученых, которые предложили ее научному миру в начале XX в.). В соответствии с концепцией американских лингвистов Бенджамина Уорфа и Эдварда Сепира, свойства языка, на котором говорят люди, определяют свойства их мышления и, соответственно, особенности познания ими окружающего мира. Иными словами, люди, которые общаются на разных языках, воспринимают мир по-разному и по-разному же мыслят. При этом представления о наиболее важных явлениях природы, таких как пространство и время, прошлое, настоящее и будущее, причина и следствие и др., зависят от структуры и характеристик языка, на котором говорит человек; именно это и определяет особенности культуры того или иного народа.

Похожие идеи высказывались и прежде, например Вильгельмом фон Гумбольдтом. Сегодня тот факт, что речь связана с мышлением, не вызывает сомнений у большинства психологов, однако возможность прямого соответствия этих процессов является предметом многочисленных дискуссий в психологии и психолингвистике. Действительно, к настоящему времени описано достаточно много народов, в языке которых отсутствуют такие понятия, как время, прошлое; понятие собственности и др., что определенным образом отражается в поведении людей, их отношении к жизни и смерти, друг к другу; некоторые не различают единственного и множественного числа и пр. Причем овладевая языками других народов и, соответственно, усваивая новые культурные традиции, эти люди начинают мыслить в соответствии с тем, что содержат в себе новые для них языки и культуры. Некоторые ученые в 1950-е гг. пытались проверить эту гипотезу, разработав специальный искусственный язык. Тем не менее идея Сепира и Уорфа до сих пор носит статус научной гипотезы.

История науки знает немало примеров, когда ученые, желая быстрее воплотить в жизнь свои идеи, из благородных или честолюбивых побуждений предлагали некие прикладные технологии, способные перевернуть наши представления о природе и в один миг решить сложные практические проблемы. В частности, так было с генетикой и генной инженерией, микробиологией и фармакологией, кибернетикой и компьютерными технологиями и пр.[1] Однако всегда надо помнить, что ученые тоже люди и могут иметь свои психологические проблемы, поэтому коллективный разум гражданского общества должен контролировать науку не менее пристально, чем экономику или политику.

Например, неоднократно высказывались идеи о том, что путем изменения языка можно изменить (конечно, к лучшему) людей, их мышление и поведение. В частности, некоторые ученые искренне полагали, что "убрав" из языка такие слова, как "эксплуатация", "нищета", "трущобы", "революция" и пр., можно устранить или хотя бы существенно снизить значение для общественной жизни многие из подобного рода негативных явлений. Эти идеи были очень просты, а потому привлекали политиков. Сегодня прием запрещения (изменения) слов в языках широко используется не только в рекламе и маркетинге, но и в политике, системе государственного управления, в педагогике и во многих других областях практики. Он носит название эвфимизации.

Но, как показала жизнь, истина опять оказалась глубже нашего научного представления о ней. В очередной раз люди получили урок и предупреждение о том, что не следует переоценивать свои возможности и принимать скоропалительные решения. Человечеству не следует торопиться с внедрением научных открытий, ибо оно не способно предугадать все последствия экспансии своего несовершенного разума.