Реализация потенциала социальной педагогики в подготовке кадров для социально-педагогической деятельности

Сегодня в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты и необходимостью подготовки бакалавров возросло внимание к проблеме социально-педагогической деятельности. Это требует дальнейшей разработки теории социально-педагогической деятельности и приведения этого блока социально-педагогических знаний в научное ОГЛАВЛЕНИЕ, учитывая накопленный опыт социальных педагогов-практиков и ученых-специалистов в области профессиональной деятельности. Правильность выбранного направления перспектив развития теории социальной педагогики подтверждается самим процессом развития нового вида профессиональной деятельности, ее структуры и основных составляющих, при первом изучении которых мы встретились с необходимостью познания источников этого вида деятельности. Возникла необходимость изучения социальной среды, о которой так убедительно говорили ученые в разные исторические эпохи и в Германии, и в России.

Сегодня эта ситуация становится очевидной и очевидна необходимость подготовки кадров для социально-педагогической деятельности нового формата. В образовательной программе подготовки бакалавров по профилю "Социальная педагогика" предусмотрена реализация социально-педагогического подхода, отражающего три основных блока: 1) подготовка практика, хорошо знающего нормативно-правовую базу социально-педагогической деятельности; 2) подготовка практика, понимающего до тонкостей сущность видов, направлений и форм социально-педагогической деятельности; 3) подготовка практика, владеющего социально-педагогическими технологиями реализации потенциала социума.

Всей педагогической общественности известно, что Россия, подписав Болонское соглашение, сегодня активно реализует принятые обязательства о переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования: подготовку бакалавров и магистров в области социальной педагогики.

Решение этой образовательной задачи происходит в непростой обстановке, сложившейся за время реформирования российского общества.

В период многолетней педагогической деятельности сформировалось множество идей, взглядов, оценок в отношении этого процесса и поэтому выработана, как правило, своя, чем-то отличающаяся концепция подготовки социальных педагогов, реализуемая в каждом регионе России в целом одинаково в силу существования государственных образовательных стандартов второго поколения и объединявшая единомышленников. Но многое делалось не всегда осознанно, по-своему. Именно поэтому за последнее десятилетие сложилась существенная разница в понимании происходящего в области социальной педагогики и в деятельности по подготовке кадров. Сегодня обозначены конкретные действенные меры реализации чаяний многих ученых и специалистов-практиков по вопросу подготовки кадров для социально-педагогической деятельности наряду с заметным продвижением в практике социально-педагогической деятельности. На сегодняшний день ощущается заметное "голодание" в области теории социальной педагогики, являющейся основой для практики, основой подготовки кадров в вузах. Это все серьезно сказывается на организации процесса подготовки кадров для социально-педагогической деятельности на новом для нас уровне – уровне бакалавриата и магистратуры.

Сегодня мы находимся на рубеже реализации третьего поколения государственных образовательных стандартов по социальной педагогике. Его отличительной особенностью является переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования – бакалавриат и магистратура.

Что такое бакалавр в области социально-педагогической деятельности? По нашим представлениям, это хороший практик, знающий и умеющий решать конкретные проблемы детей и взрослых, умеющий учитывать особенности проявления социально-педагогических проблем среди различных категорий детей и подростков, умеющий принимать конкретные решения в самых сложных жизненных ситуациях, вызывающих затруднения у детей или их родителей, педагогов; это специалист по социально-педагогической работе в различных типах образовательных учреждений, прежде всего, среди детей дошкольного и подростков младшего школьного возраста и их родителей. Поэтому подготовка бакалавров по социальной педагогике будет осуществляться по практикоориентированным программам, с большим акцентом на технологическую подготовку к социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, в детских и молодежных организациях, в пенитенциарных учреждениях. Причем в его подготовке будут преобладать изучение и освоение на практике уже известных технологий, методик и техник социально-педагогической деятельности.

При подготовке магистра преобладает научно-исследовательский компонент, предполагающий обучение выпускников разработке и исследованию совершенно новых технологий, методик и техник социально-педагогической деятельности, в том числе инновационного управленческого и проективного характера. Поэтому трудоустройство магистра предпочтительнее осуществлять в научно-исследовательские учреждения, старшие классы общеобразовательных учреждений, управленческие структуры системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, местные органы самоуправления, общественные объединения и организации.