Реализация педагогического контроля и оценивания в контексте компетентностного подхода

системы контроля[1] и оценки[2] качества освоения ООП обучающимися

В соответствии с ФГОС ВПО и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися ООП включает: 1) текущий контроль успеваемости; 2) промежуточную аттестацию; 3) итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости[3] и промежуточной аттестации[4] обучающихся по ООП ВПО осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО вуз создает фонды оценочных средств (далее – ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Вузу также рекомендуется на основе требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработать:

– матрицу соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств[5];

– методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (задания для контрольных работ, вопросы для коллоквиумов, тематика докладов, эссе, рефератов и т.п.);

– методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ/проектов и т.п.) и практикам.

После освоения основной образовательной программы в полном объеме осуществляется итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения, включающая защиту выпускной квалификационной работы и, по решению ученого совета вуза, междисциплинарный государственный экзамен (для выпускников по специальностям высшего образования государственный экзамен обязателен).

Вузу рекомендуется на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработать и утвердить требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена (в случае решения ученого совета вуза о его проведении).

В число требований к организации контроля и оценки, соблюдение которых считается необходимым в контексте ориентированного на результат компетентностного подхода, входят следующие:

1) планирование адекватных методов контроля и оценивающего инструментария уже на стадии формулирования результатов;

2) обеспечение четкого описания результатов обучения;

3) освоение новых методов преподавания, обучения (учения) и оценивания;

4) осуществление проверки уровня сформированности компетенций с помощью инновационных оценочных средств;

5) формирование положительного отношения студентов к современным формам контроля;

6) подготовка преподавателей к применению новых методов контроля и оценивания.

Реализация ФГОС ВПО третьего поколения и соответствующих ООП требует модернизации форм контроля на этапах как итоговой, так и текущей, рубежной[6] и промежуточной аттестаций. Важнейшим условием успешной реализации перечисленных форм контроля является их комплексность (межпредметность) и функциональность [62. С. 159]. Функциональность здесь предполагает связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности выпускника.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников вуза ориентирована на решение следующих взаимосвязанных задач [62. С. 156]:

– контроль (с помощью набора оценочных средств) за процессами приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков (далее – ЗУН), общих и профессиональных компетенций;

– управление (с помощью элементов обратной связи – диагностики и мониторинга индивидуальных учебных достижений и пр.) процессом приобретения студентами ЗУНов и компетенций;

– достижение уровня контроля и управления качеством образования, который обеспечил бы признание квалификаций выпускников работодателями и международными образовательными системами.

Выбор отдельных традиционных форм контроля или инновационных оценочных средств (либо их комбинаций) на практике осуществляется в соответствии со сложившимися традициями преподавания дисциплин, индивидуальными стилями преподавания и практической возможностью реализации тех или иных форм контроля.

Традиционные виды контроля осуществляются в трех основных формах: 1) путем устного опроса; 2) в виде письменных работ; 3) с помощью технических средств контроля.

Устный опрос (УО) включает следующие формы педагогического контроля: собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), зачет (УО-3), экзамен по дисциплине, модулю (УО-4). Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, навыки логического построения ответов. Устный опрос обладает большими возможностями воспитательного воздействия, поскольку при непосредственном контакте создаются условия для неформального общения преподавателя со студентом.

Письменные работы (ПР) могут включать: тесты[7] (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), отчеты по НИРС (ПР-7).

Важнейшими достоинствами письменных работ являются: экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле); возможность поставить всех студентов в одинаковые условия; повышение степени объективности и обоснованности оценки.

Особое значение для контроля качества приобретаемого студентом комплекса ЗУНов и общих компетенций следует придавать отчетам по практикам и НИРС, с использованием процедуры защиты.

Научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6) являются специфической формой письменных работ, позволяющей студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебно-производственных и научно-производственных практик. Правильно сформулированные требования к содержанию, оформлению и защите научно-учебных отчетов по практикам могут дать хороший образец системного подхода к оценке уровня сформированности общих компетенций.

Отчеты по НИРС (ПР-7) подготавливают студента к выполнению выпускной квалификационной работы. При оценке результатов выполнения НИРС должны приниматься во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры [22].

Технические средства контроля (далее – ТС) могут содержать: программы компьютерного тестирования (ТС-1), учебные задачи (ТС-2), комплексные ситуационные задания (ТС-3). В настоящее время в вузах все чаще используются информационные системы обучения, программный инструментарий которых позволяет преподавателям эффективно и разнообразно реализовывать учебный процесс и осуществлять контроль результатов обучения. Информационные системы обучения используют многовариантные виды тестов знаний и умений (банки тестов), качество которых определяется квалификацией преподавателей. Основные достоинства систем в режиме контроля результатов обучения – оперативность, производительность, доступность.

В то же время контроль с применением ТС уступает в объективности письменному и устному. Опыт ряда вузов показывает, что ТС должны сопровождаться устной беседой со студентом.

В последнее время для контроля качества освоения ООП в вузах часто используются инновационные оценочные средства, которые позволяют:

– повысить аутентичность результатов итогового контроля;

– создать в процессе текущего контроля условия, адекватные современным технологиям обучения и обеспечивающие развитие компетенций, повышение вариативности и доступности учебных программ для студентов;

– повысить роль самоконтроля, самокоррекции и самооценки в учебной деятельности;

– выбрать общие критерии оценивания;

– создать эффективную систему вузовского мониторинга качества образовательных достижений, процесса формирования личных качеств и творческих характеристик студента;

– перейти к интегральным многомерным итоговым оценкам учебных достижений [57. С. 158].

К инновационным оценочным средствам принято относить: портфолио; рубежные аттестационные тесты; кейс-измерители [118]; тесты практических умений; анкетные обследования; интервью [57] и некоторые другие средства.

Инновационные оценочные средства могут использоваться или в сочетании с рассмотренными ранее традиционными видами контроля (например, контрольная работа на основе рубежного теста), или самостоятельно как особые виды контроля.

Портфолио (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду "аутентичных" индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

Применительно к образовательному процессу вуза под портфолио понимается целевая подборка работ студента, раскрывающая его достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах на протяжении некоторого периода с позиции творчества, самостоятельной поисковой деятельности в профессиональной области, выполнению учебных проектов, нахождения нового как в методике решения задач, так и в учебной информации. Подборка работ студента осуществляется на основе стандартизированных (на уровне вуза, факультета) подходов с участием самого студента. При этом четко должны быть заданы критерии оценки достижений и тщательно подбираться свидетельства самостоятельной работы студента.

На сегодняшний день сложилась определенная типология портфолио, представленная в отечественных и зарубежных работах.

Первый вид, известный в зарубежных публикациях под названием портфолио работ ("рабочее" портфолио, или "творческая книжка"), содержит подборку работ студента за определенный период времени, включая его творческие, проектные, исследовательские и подобные работы, показывающие произошедшие изменения в его индивидуальном развитии.

Второй вид – портфолио документов (или "протокольное" портфолио) – содержит любые работы, подтверждающие в форме документов все виды учебной деятельности, от результатов участия в "мозговой атаке" до черновиков готовых работ.

Третий вид – портфолио достижений (или "процессное" портфолио) – отражает достижения студента по отдельным периодам процесса обучения. Этот вид портфолио особенно полезен в документировании всего процесса обучения студента и формировании его мнения относительно динамики процесса учения.

Четвертый вид – портфолио отзывов – включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, другими студентами, руководителями практики, представителями работодателя, педагогами дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов. Такой вид портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Пятый вид – итоговое портфолио (или "комплексное" портфолио) используется для получения суммарной оценки учебных достижений студента, полученных по основным дисциплинам.

Формы представления результатов работы студента могут быть самыми различными, обычно используются аудиовизуальные средства, такие как, например, фотографии, видеозаписи или электронные версии законченной работы.

Рубежные тесты для текущей и семестровой аттестации становятся привычными и интенсивно внедряются в учебный процесс вузов. Рубежные тесты для контроля текущей успеваемости обычно реализуются через компьютерные системы и технологии. Именно такие технологии обеспечивают оперативность, массовость и индивидуальность контроля.

Вместе с тем на сегодняшний день в учебном процессе есть много проблем, диктующих необходимость пересмотра структуры тестов, форм заданий и методов интерпретации результатов тестирования.

К таким проблемам, например, можно отнести успеваемость, которая бывает достаточно низкая по ряду дисциплин, особенно для групп платной формы обучения. В связи со все возрастающим количеством неуспевающих студентов в вузах при разработке рубежных тестов приходится обратиться к традиционной дихотомической трактовке результатов аттестации ("аттестован" – "не аттестован") и сформировать структуру аттестационных тестов, позволяющих надежно отобрать неаттестованных студентов.

Кейс-измерители включают проблемные задачи, предлагающие осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую-либо прак

тическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс профессиональных знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающее студента искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор метода. В связи с этим явные преимущества кейс-измерителей проявляются не везде, а только в задачах, которые имеют решения, соперничающие по степени истинности.

При разработке кейс-измерителей в электронном или текстовом виде формируется модель, имитирующая профессиональную ситуацию. Совокупность таких ситуационных моделей называют кейсом. Работа студента над кейсом может осуществляться как самостоятельно, так и в сотрудничестве с педагогом и другими студентами, с привлечением различного рода аргументов и литературных источников для обоснования собственных аргументов и выбора оптимального решения. Достоинством кейс-измерителей является их мотивирующая роль, побуждающая студента к формированию собственных профессиональных позиций и самостоятельному приобретению знаний, формированию умений мыслительной деятельности, развитию умения перерабатывать большие массивы информации.

Кейс-измерители могут быть использованы для рубежной (семестровой) аттестации студентов или для экзаменов итоговой государственной аттестации выпускников. В последнем случае важно не просто подобрать ситуационные задания, адекватные проблемам будущей профессиональной деятельности, но и обеспечить надежность и сопоставимость результатов педагогических измерений. Следовательно, при разработке кейс- измерителей для аттестации необходимо статистическое обоснование качества измерений и специальных методов шкалирования результатов студентов, полученных ими при решении заданий кейса. Поскольку речь идет о неоднозначных решениях, оценивание результатов выполнения заданий приходится проводить экспертными методами и разрабатывать стандартизованные методики для работы экспертов. По результатам оценивания строится порядковая шкала, в которой откладываются ранговые баллы студентов.

К числу инновационных оценочных средств можно отнести тесты практических умений, или "тесты оценки практической деятельности студентов" (Performance assessment). Они позволяют выявить уровень освоения практических навыков с помощью экспериментальных заданий деятельностного характера, по результатам которых получается некоторый материальный продукт, оцениваемый экспертами по стандартизованной шкале тестовых баллов. Тесты, которые разрабатываются для оценки результатов практической деятельности, имеют высокую очевидную валидность и вызывают большой интерес у студентов.

Анкеты и интервью предоставляют дополнительную информацию о студентах, их окружении и деятельности во внеучебное время, позволяющую обоснованно интерпретировать данные тестирования или результаты применения других современных оценочных средств. Интервью можно также рассматривать как научно обоснованный метод сбора дополнительных данных о студентах, их родителях или преподавателях. Специалисты различают континуум видов интервью, постепенно меняющихся от неструктурированного и открытого к высоко структурированному и закрытому, требующему от респондентов однозначных ответов в рамках фиксированных форматов.

Отдельного внимания заслуживают принципы и логика формирования оценочных средств и технологий, предназначенных для проведения итоговой государственной аттестации выпускников вузов [118]. Как оценочная квалиметрическая[8] процедура итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников по ООП конкретного направления подготовки (специальности) требованиям ФГОС ВПО. Последние задаются совокупностью общих и профессиональных компетенций (в рамках принятой модели выпускника), а также собственными (дополнительными) требованиями вуза к выпускникам.

Проектирование оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации выпускников вуза может рассматриваться как процесс установления следующих основных соответствий:

– комплекса оценочных средств – содержанию программы;

– качества подготовки выпускника вуза – требованиям, заложенным в комплекс оценочных средств;

– универсальных и профессиональных компетенций выпускников – требованиям, заложенным в образовательную программу;

– компетенций выпускников – социально-нормативному качеству, заложенному в требованиях стандарта.

По каждому из указанных соответствий может применяться достаточно большое количество разных квалиметрических процедур. В качестве основных принципов, определяющих системную организацию итоговой государственной аттестации, выступают:

– операциональность применяемых оценочных средств;

– структурность системного представления итоговой государственной аттестации;

– соответствие содержания оценочных средств тому комплексу ЗУНов и компетенций, который студент получил в процессе обучения в вузе;

– управляемость процессом (организацией) итоговой государственной аттестации.

Логика построения комплекса оценочных средств для итоговой государственной аттестации предполагает формирование содержания оценочных средств для решения "задачи соответствия" в ходе итогового государственного экзамена и формирование оценочных средств для решения "задачи соответствия" по итогам выпускной квалификационной работы.

Одни авторы [5] рекомендуют при проектировании содержания оценочных заданий разных уровней использовать таксономии[9] Б. Блума и его последователей, другие – международно- или национально-признанные таксономии, включая авторские, и на основании спроектированного содержания оценочных заданий не только для итоговой государственной аттестации, но и для проведения промежуточной аттестации студентов формировать ФОС по каждому курсу обучения.

Создаваемые ФОСы должны проходить экспертизу вузовских объединений – основных разработчиков новых ФГОС ВГГО, представителей работодателей и профессиональных сообществ,

Министерства образования и науки РФ. Экспертиза должна охватывать программу итогового экзамена, совокупность контрольно-экзаменационных заданий, методические материалы, регламентирующие процедуру проведения государственного экзамена, подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС и ООП ВПО и обеспечивать решение оценочной задачи соответствия универсальных и профессиональных компетенций выпускника этим требованиям [22. С. 8].