Развивающее обучение

В реальном процессе обучения следует различать две стороны:

1) что человек знает (ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала);

2) как это фактически усваивается (имеются в виду мыслительные средства).

Развитие умственной активности при усвоении знаний становится важным источником формирования личности ученика, его самостоятельности. Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л. С. Выготского неоднократно подчеркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми.

В практике часты случаи, когда школьники не усваивают заданное предметное ОГЛАВЛЕНИЕ из-за несформированности у них умственных действий, обеспечивающих овладение этим ОГЛАВЛЕНИЕм. Но благодаря технологиям развивающего обучения школьники получают знания о законах функционирования мышления человека, направленного на познание действительности, об организации мыслительной деятельности, в том числе их собственной. Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта, умеющего самостоятельно строить процесс познания. Чтобы ученик сам направлял свое мышление, важно научить его осознавать происходящие в его сознании процессы и умственные операции.

Пример, объясняющий эту установку, приводит Д. Б. Эльконин: "Я завязываю узелок. Я делаю это сознательно. Я не могу, однако, рассказать, как именно я это сделал. Но предметом сознания может стать именно это — тогда это будет осознание". Мышление, таким образом, как бы начинает формировать само себя. Просьба учителя рассказать о том, как именно ученик достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил, вызывает на первых норах у школьников много трудностей. Необходимо добиваться словесного воспроизведения проделанных ими шагов, тогда у детей формируются умения рефлексии процесса учебной деятельности.

Учить детей этому надо последовательно, начиная с первого года обучения. Нередко ученики, принимая требования учителя, приступают к решению задачи, но начинают не с продумывания плана и путей решения, а с попытки выполнить конкретные действия. Они не анализируют возможные способы решения, а стараются скорее получить правильный ответ, но "можно заставить себя решать задачу, но нельзя заставить себя ее решить". Чтобы решить задачу, надо не только принять ее, но и умело организовать умственную деятельность, осознать процесс решения, контролировать себя по ходу выполнения задания. Именно технологии "думанья" обучают в системе развивающего обучения.

В начале 30-х гг. XX столетия Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Термин "развивающее обучение" ввел в научный обиход В. В. Давыдов.

Развивающее обучение — активно-деятельностный способ обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям обучаемого. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности и субъектом своего развития. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Развивающее обучение проходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Современная педагогическая наука и практика располагают четырьмя основными, теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: Л. В. Занкова (дидактическая система для начальной школы), Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (разработана и методически обеспечена для разных типов образовательных структур), В. С. Библера (развивающая система "Школа диалога культур") и Ш. А. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества и обучения оценке и самооценке). Есть и другие концепции развивающего обучения, но перечисленные уже приобрели статус классических.

Данные системы находятся в разной степени разработанности, по-разному методически обеспечены, по-разному психологически воспринимаются учительскими аудиториями, отличаются степенью массовой воспроизводимости, что объясняет их недостаточное в целом распространение.

Основные идеи дидактической системы Л. В. Занкова

Л. В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. прошлого столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Основными принципами, на основе которых выстраивалась его система, являются следующие:

• высокий уровень трудности;

• ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ;

• продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях;

• осознание школьниками хода умственных действий;

• воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы;

• гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе;

• развитие каждого учащегося данного класса.

Урок имеет гибкую структуру. На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Дидактическая система Л. В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое. Более того, эта система рассчитана на хорошо подготовленных к школе учащихся.