Развитие законодательства

Годы перестройки отмечены попытками реформирования законодательства без каких-либо принципиальных изменений. В ходу даже был каламбур: "перестраивать, ничего не меняя". Вносились поправки в Конституцию, но они носили частный характер и не предполагали принципиальных изменений в экономической и политической сфере. Законодатель шел по пути устранения пробелов, устаревших норм, либо тех, которые противоречили вновь принятым нормативным правовым актам. Такой подход был характерен для периода 1985—1989 гг. Более активная реформаторская деятельность наблюдается в 1990—1991 гг. Принимаются законы: "О собственности в СССР" (1990), "О предприятиях в СССР" (1990), "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" (1991), "О земельной реформе" (1990) и др. Принимаемые законы связаны с проведением экономической реформы, с переходом к рыночным отношениям, с расширением прав и свобод граждан, с регулированием деятельности высших органов государственной власти и управления СССР и местных органов власти.

Принято большое число нормативных правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов. Это законы: "О статусе судей в СССР" (1989), "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве" (1989), "Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (вместе с Основами законодательства) (1990), "О советской милиции" (1991), "Об органах государственной безопасности в СССР" (1991), "Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик" (1991).

Законодательство в сфере экономики было направлено па расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, на более полное использование хозрасчета. С принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. "О государственном предприятии (объединении)" предприятия становились субъектами хозяйственных отношений. Уменьшалось число обязательных плановых показателей. Предприятия сами распоряжались полученной прибылью, остающейся после обязательных бюджетных платежей. Им предоставлялось право самостоятельно формировать фонд заработной платы. Предприятия получили право на установление прямых хозяйственных связей с другими предприятиями при условии выполнения государственного заказа.

В качестве дополнительной меры по преодолению экономического кризиса стали поощряться частная инициатива и предпринимательство. При этом Закон СССР "О собственности в СССР" уже не содержал тех количественных ограничений личного имущества, которые были в прежнем законодательстве. Закон "О предприятиях в СССР" предоставлял предприятиям максимум самостоятельности, насколько это позволяла система социалистических отношений. Законом СССР "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" частным лицам было разрешено заниматься предпринимательской деятельностью с привлечением наемного труда, создавать любые виды предприятий, приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий и предприятий иных форм собственности, нанимать и увольнять работников, устанавливать цены и тарифы, свободно распоряжаться прибылью и т.д.

Принятые в мае 1991 г. "Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" еще более способствовали развитию частной инициативы как в центре, так и на периферии.

Вторая половина 1980-х — начала 1990-х гг. стала эпохой наивысшего обострения противоречий искусственно созданной системы общественных отношений, основанной па реализации утопической идеи. Подводился итог чудовищного эксперимента, стоившего нашему народу миллионов человеческих жизней. Ушел в прошлое Советский Союз, рухнула правовая система. Свалившаяся на абсолютно не подготовленную почву "демократия" сразу же приняла уродливые охлократические формы. Перед новой Россией снова встал вопрос выбора пути.