Развитие законодательной базы проектного финансирования в России

До 2014 г. проектное финансирование в России не имело законодательной базы в отличие от зарубежной практики, а регулирование отношений в сфере проектного финансирования можно было охарактеризовать как недостаточное и фрагментарное.

К основным законам, которые регулировали отношения в сфере проектного финансирования до 2014 г. относятся: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Закон РФ от 29.05.1992 № 2872-1 "О залоге", Федеральные законы: от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке"; от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", региональные законы о ГЧП.

Перечисленные законы не регулировали такие аспекты проектного финансирования, как:

• обособление имущества проекта с помощью специализированного юридического лица – проектной компании;

• предоставление имущества проекта в обеспечение кредиторам по проекту;

• использование будущего дохода, будущих денежных потоков и активов для погашения обязательств перед кредиторами стадии строительства;

• коллективная реализация прав кредиторов;

• защита и контроль денежного потока проекта.

В связи с недостаточностью правового регулирования проектного финансирования в российском праве российские спонсоры и кредиторы вынуждены обращаться к инструментам зарубежного права для заключения сделок проектного финансирования. Инструменты российского права используются в сделках проектного финансирования в ограниченной степени или не используются вовсе в силу их неконкурентоспособности по сравнению с инструментами зарубежного права.

В Правительстве РФ и Государственной Думе РФ с 2011 г. обсуждался проект Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации" (в части развития проектного финансирования). Одновременно разрабатывался важный для развития финансового рынка России и законопроект "О секьюритизации".

Основные предложения двух указанных законопроектов легли в основу Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ΦЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данный закон предусматривает введение ряда новых для российского законодательства понятий и инструментов в области проектного финансирования:

• специализированные общества (проектные компании – в общепринятой терминологии);

• соглашения кредиторов;

• новый механизм уступки прав и обязанностей по договору, в частности уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;

• новые виды залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав); институт управляющего залогом;

• новые виды счетов, обеспечивающих контроль денежных потоков проекта и права кредиторов и акционеров.

Специализированные общества

• Специализированное общество – хозяйственное общество, имеющее определенные цели, предмет и ограничения деятельности, определенные федеральным законом.

Законом вводятся два вида специализированных обществ – специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования.

Целями и предметом деятельности специализированного финансового общества (далее – СФО) являются приобретение денежных требований, а также иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований. Специализированные финансовые общества будут выполнять функции SPV в процессе секьюритизации финансовых активов.

Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования (далее – СОПФ) являются финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем:

– приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта;

– приобретения иного имущества, необходимого для осуществления (или связанного с осуществлением) инвестиционного проекта;

– осуществления эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

Ниже в таблице приводится свод функций и операций, которые СОПФ вправе выполнять.

Таблица 3.3

Правовые особенности деятельности СОПФ

СОПФ имеет право

СОПФ не имеет права

Формировать вклады в уставный капитал (оплата акций), в том числе при его учреждении, осуществлять только деньгами Распоряжаться приобретенными денежными требованиями и иным имуществом Привлекать кредиты (займы) с учетом ограничений, установленных уставом специализированного общества Страховать риск ответственности за неисполнение обязательств по облигациям специализированного общества и (или) риск убытков, связанных с неисполнением обязательств по приобретаемым специализированным обществом денежным требованиям Совершать иные сделки, направленные на повышение, поддержание кредитоспособности или уменьшение рисков финансовых потерь специализированного общества

Обеспечивать исполнение обязательств по облигациям специализированного общества помимо залога денежных требований залогом иного имущества, принадлежащего этому специализированному обществу и (или) третьим лицам, а также иными способами, предусмотренными настоящим федеральным законом

Принимать решение об уменьшении своего уставного капитала, в том числе путем приобретения части размещенных им акций (доли в уставном капитале)

Привлекать средства в форме займов физических лиц, за исключением займов, привлекаемых посредством приобретения физическими лицами облигаций специализированного общества

Передавать полномочия единоличного исполнительного органа специализированного общества управляющей компании, являющейся:

1) лицом, контролирующим специализированное общество;

2) лицом, контролирующим первоначальных кредиторов по денежным требованиям, залогом которых обеспечивается исполнение обязательств но облигациям специализированного общества, или лицом, подконтрольным таким первоначальным кредиторам Учредителями СОПФ не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Минфином России

Главная цель создания СОПФ – обособление имущества проекта и использование этого имущества для реализации проекта и предоставления обеспечения кредиторам. Поскольку требования кредиторов по проекту удовлетворяются только за счет имущества проекта, необходимо устранить возможность предъявления к проектной компании требований со стороны лиц, не вовлеченных в проект. Это достигается ограничением списка сделок СОПФ, которые оно вправе совершать в целях реализации проекта. Совершение СОПФ сделки, не предусмотренной его уставом, не влечет возникновения обязанностей для СОПФ. Это позволяет обезопасить имущество проекта от притязаний со стороны лиц, которые не участвуют в его финансировании или реализации. Использование в наименовании СОПФ слов "специализированное общество проектного финансирования" дает третьим лицам сигнал о том, что их контрагент (СОПФ) может заключать только ограниченный круг сделок.

СОПФ создается только путем учреждения. Устав СОПФ может содержать:

1) случаи и условия, не предусмотренные федеральными законами и при которых объявление и выплата дивидендов (распределение прибыли) специализированного общества не осуществляются, либо запрет на объявление и выплату дивидендов (распределение прибыли) специализированного общества;

2) перечень вопросов (в том числе о внесении в устав специализированного общества изменений и (или) дополнений, об одобрении определенных сделок, совершаемых специализированным обществом), решения по которым принимаются с согласия владельцев облигаций специализированного общества или кредиторов специализированного общества;

3) положение о том, что совет директоров (наблюдательный совет) и (или) ревизионная комиссия (ревизор) в специализированном обществе проектного финансирования не избираются;

4) правила, предусмотренные гл. × и ×I Закона об акционерных обществах, ст. 45 и 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, не применяются к сделкам, совершаемым специализированным обществом проектного финансирования, в соответствии с уставом которого не избирается совет директоров (наблюдательный совет) такого специализированного общества.

Законом предусматривается, что управление СОПФ может осуществляться единоличным исполнительным органом, причем полномочия единоличного исполнительного органа СОПФ могут передаваться управляющей компании, которая должна соответствовать требованиям ст. 153 Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ΦЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а полномочия единоличного исполнительного органа СФО должны передаваться управляющей компании, которая должна соответствовать требованиям ст. 153 указанного Закона.

Управляющей компанией специализированного общества может быть управляющий, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или иная организация, являющаяся хозяйственным обществом, при условии включения указанных организаций ЦБ РФ в реестр организаций, которые вправе осуществлять деятельность управляющих компаний специализированных обществ. Управляющая компания (УК) не может быть лицом, контролирующим специализированное общество или лицом, контролирующим (или подконтрольным) первоначальных кредиторов по денежным требованиям, оформленным в залог по облигациям специализированного общества.

Федеральным законом № 379-ΦЗ определены особенности и порядок банкротства СОПФ и порядок удовлетворения требований кредиторов.