Развитие Всемирной торговой организации

На Уругвайском раунде не был решен целый ряд вопросов; они были обозначены как предмет последующих переговоров во второй половине 1990-х гг. Реализация "встроенной" повестки дня по ряду направлений завершилась соглашениями, существенно расширяющими компетенцию ВТО в целом ряде важных областей.

В 1996 г. был принят важный документ в области связи -так называемый "Справочный документ". По существу, он представляет собой прообраз Соглашения по торговле услугами связи. "Справочный документ" содержит основные термины, определения и правовые принципы, относящиеся к регулированию телекоммуникационных услуг.

В 1997 г. около 70 государств подписали Приложение ГАТС по телекоммуникациям (Четвертый протокол ГАТС). К Протоколу были приложены Перечни обязательств по либерализации услуг в области телесвязи и Перечни изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Они представляли собой юридически обязательные документы, которые устанавливали уровни доступа к телекоммуникационным услугам каждого участника. Страны, указавшие свои обязательства в Перечнях, не могли в принципе вводить новые ограничения, ужесточающие уровень доступа па рынок.

Финансовые услуги являются еще одной областью, где был согласован ряд принципиальных правовых и методологических вопросов. Они вошли в следующие документы, ставшие частью правового пакета Уругвайского раунда: Приложение по финансовым услугам, Второе приложение по финансовым услугам, Договоренность об обязательствах по финансовым услугам и Решения по финансовым услугам. Эти документы легли в основу серии переговоров, которые завершились в декабре 1997 г. подписанием "Пятого протокола ГАТС". К концу 1998 г. свыше 100 стран ВТО представили обновленные и расширенные обязательства по либерализации торговли финансовыми услугами.

Следующим направлением переговоров в сфере услуг было развитие положений ГАТС. В 1995 г. была создана Рабочая группа по переговорам по правилам ГАТС. Переговоры по этому вопросу не завершены.

Серьезные проблемы создали незавершенность и несовершенство ряда формулировок правовых документов ВТО. Это, в первую очередь, касалось договоров о применении субсидий и компенсационных мер, антидемпинговых пошлин и о таможенной стоимости. Затем в этот список вошли и другие соглашения ВТО. Поскольку многие соглашения ВТО носят незавершенный характер, обеспечение их реализации было отнесено на будущее. В результате переговоры в этой части носят практически непрерывный характер.

Важными являются переговоры, начатые в 2000 г. на основании Соглашения по сельскому хозяйству. Они направлены на сокращение поддержки сельскохозяйственного производства и протекционизма в сельскохозяйственной торговле. В 2001 г. в этих переговорах приняли участие 121 государство ВТО. Эти переговоры были объявлены пятой Конференцией министров частью нового раунда многосторонних торговых переговоров.

Крупнейшим событием в деятельности ВТО стало открытие в ноябре 2001 г. нового раунда многосторонних торговых переговоров в г. Доха (Катар). Они получили название "Доха-раупда". 11редмет этих переговоров составляют три документа: Декларация министров, содержащая программу Раунда; Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и вопросам здравоохранения и Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

Пятая Конференция министров состоялась в сентябре 2003 г. в Мексике. Развивающиеся страны неоднократно высказывались за то, чтобы круг ведения ВТО был сосредоточен на вопросах торговли товарами и услугами в том виде, в котором они уже включены в работу ВТО. Развитые страны настаивали на расширении сферы деятельности ВТО и включении в нее таких вопросов, как торговля и инвестиции, торговля и конкурентная среда, торговля и экология, торговля и трудовые стандарты и др.

Особое внимание отводится переговорам по совершенствованию и развитию действующих соглашений ВТО. Это, прежде всего, касается Соглашения о применении ст. VI ГАТТ 1994 г. (так называемый "Антидемпинговый кодекс") и Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах.

Многие государства — члены ВТО отметили, что антидемпинговые и компенсационные меры стали использоваться по существу как регулярные торгово-политические средства. Соглашения, на основе которых эти меры применялись, носили слишком общий характер, многие их положения, определявшие возможность использования этих мер, не содержали четких, конкретных и ограничительных правовых норм.

Большое число норм ВТО, относящаяся к региональным торговым соглашениям, также было включено в повестку дня переговоров. К середине 2000 г. в мире действовало свыше

120 региональных торговых соглашений, различающихся как по числу участников, так и по предмету. В рамках ВТО эти вопросы регулируются ст. XXIV ГАТТ, ОГЛАВЛЕНИЕ которой было согласовано почти 50 лет тому назад, когда таких соглашений практически не было. Кроме того, в этой сфере действуют ст. V ГАТС и "Взаимопонимание о применении ст. XXIV ГАТТ". Широкое распространение региональных соглашений, как показывает опыт, делает режим наибольшего благоприятствования скорее исключением, чем правилом. Поэтому неудивительно, что проблема совершенствования правил ВТО, разрешающих создание региональных торговых соглашений, выносится на многосторонние торговые переговоры.

Предметом переговоров также становятся правила ВТО, направленные на содействие и облегчение торговли — ускорение движения товаров, облегчение таможенного досмотра и оформление в качестве одной из приоритетных задач переговоров. Совету по торговле товарами было дано поручение подготовить к пятой Конференции министров предложения по улучшению следующих статей ГАТТ: ст. V — свобода транзита, ст. VIII — сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом, ст. X, касающейся использования методов регулирования торговли. Эти три статьи занимают ключевое положение в ГАТТ, поскольку их ОГЛАВЛЕНИЕ прямо определяет объем и характер использования формальностей, связанных с экспортом, импортом и транзитом товаров, включая таможенные формальности. Многие страны отмечали, что эти статьи, сформулированные еще в 1947 г., не оказывают существенного влияния на препоны в международной торговле.

Существуют проблемы и в области разрешения споров. Система урегулирования спорных вопросов в ВТО, унаследованная в основных чертах от ГАТТ 1947 г., недостаточно эффективна. Ее действия приводят к длительным по времени спорам, а принимаемые решения по урегулированию спорных вопросов часто оказываются малоэффективными. Переговоры в этой области будут включать уже проделанную работу и дополнительные предложения, внесенные или которые могут быть внесены странами — членами ВТО.

Еще одна группа вопросов (торговля, задолженность и финансы, электронная коммерция, торговля и передача технологий и др.) обозначена как предмет консультаций и дальнейшей работы в рамках органов ВТО с последующим докладом пятой Конференции министров ВТО об итогах этой работы и рекомендацией о дальнейших шагах.

Сегодня в рамках ВТО идет острая борьба за корректировку того, что было создано в ходе и итоге Уругвайского раунда и получило название "правовая система ВТО".

За прошедшее десятилетие заметно укрепились экономические позиции развивающихся стран. Развивающиеся международные производства все глубже проникают в национальную экономику отдельных стран. Интересы ТНК во многом меняют отношение многих стран к правовой системе международной торговли в сторону стремления создать более универсальную систему принципов и правил международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой. Отсюда растет стремление к своеобразной универсализации ВТО, которая сама все более активно в этом участвует. Это направление в развитии ВТО просматривается в программе нового раунда переговоров. За ним стоят интересы крупнейших стран и групп стран.

Принятые документы и договоренности дают основания предполагать, что в ВТО сложилась новая обстановка. ВТО все активней участвует в регулировании многогранного процесса обмена товарами, услугами, капиталом и рабочей силой в мировой экономике (по многим направлениям переговоры и будущая сфера действия ВТО выходят за рамки обмена и касаются вопросов производства и многих направлений внутренней национальной экономической политики). Следовательно, нормативная база ВТО будет расширяться и далее.

Вместе с тем во многих странах ВТО выявились финансовые, материальные и правовые трудности, связанные с механизмом имплементации норм ВТО. Секретариат ВТО в ряде своих изданий отмечал, что, по меньшей мере, 60 развивающихся стран не смогли перейти на правовые нормы ВТО по причине нехватки знаний, финансовых ресурсов и сложности в реформировании законодательства. Серьезные проблемы ожидают на этом пути и Россию.