Развитие и возраст

То, что развитие, как физическое, так и духовное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Левитов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периодизации, которая сейчас признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, которыми называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психические и духовные качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое развитие и духовное совершенствование человека тесно связаны между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит социальное созревание, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для общей педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке принята Вперед периодизация возраста человека от рождения до 18 лет.

1. Младенчество (первый год жизни).

2. Преддошкольный возраст (от одного до трех лет).

3. Дошкольный возраст (от трех до шести лет):

– младший дошкольный возраст (три-четыре года);

– средний дошкольный возраст (четыре-пять лет);

– старший дошкольный возраст (пять-шесть лет).

4. Младший школьный возраст (шесть-семь – 10 лет).

5. Средний школьный возраст (10-15 лет).

6. Старший школьный возраст (15-18 лет).

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического, психического и духовного развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, – с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. "Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте", – писал Я. А. Коменский.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Акселерация

Отмечая условность и известную подвижность выделенных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация (от лат. acceleratio – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. Педагогическая интерпретация акселерации представлена на рис. 40.

До появления акселерации в 1950-1960-с гг. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тенденцию нормального физиологического и социального созревания. В результате акселерации, наступившей в середине 1970-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темны умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13-15 годам у девочек, а к 14-16 годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех "взрослых" физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых – родителей, учителей, воспитателей. Если с чисто техническими проблемами акселерации – обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т.п. – еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком распространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, проблемы остались.

Рис. 40. Педагогическая интерпретация акселерации

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За 40 лет длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13-15 сантиметров, а вес – на 10-12 килограммов по сравнению с их сверстниками 1950-х гг. Из учебного пособия по педагогике, изданного в 1950 г., позаимствована первая часть представленного на рис. 41 графика, где отражены связи между компонентами физического развития (ростом и весом) детей и подростков середины века. График дополнен данными конца 1990-х гг. Сравнение показателей позволяет получить наглядное представление о темпах акселерации (рис. 41).

Рис. 41. Темпы акселерации

Среди основных причин акселерации назовем следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущее рост всего организма. Вероятнее всего акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали. Однако в начале нового столетия акселерация снова дала о себе знать, но темпы ее в разных регионах оказались неодинаковыми.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретрадации, т.е. отставания детей в физическом развитии, которое обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и превышением радиационного фона в частности. Наблюдается отставание не только в физическом, но и в психическом развитии.

Официальные теории акселерации

Если вы желаете глубже вникнуть в это явление, познакомьтесь с теориями (скорее, гипотезами) его возникновения и развития.

1. Гелиогенная, объясняющая ускорение в физическом развитии детей повышением влияния на их организм солнечного излучения.

2. Теория урбанизации, связанная с развитием городов, в которые переселяется все большая часть населения развитых стран. Условия жизни в городах более комфортные, это и вызывает положительное влияние на рост организма.

3. Теория гетерозии (от греч. Heteroiosis – изменения, превращения) объясняет процесс акселерации разломом социальных, религиозных, национальных и кастовых границ, вследствие чего распространяются браки между людьми различных национальностей, что влечет за собой определенные изменения, генетические преобразования.

4. Теория комфортности. Процесс социально-экономического развития в условиях научно-технического прогресса характеризуется улучшением условий жизни людей (питания, быта, медицинского обслуживания и т.д.). Эти факторы не могут не оказывать положительного воздействия на физическое развитие детей.

5. Теория облучения, согласно которой процессы расщепления атомных ядер, атомная энергетика привели к увеличению радиационного фона на земле. Радиация в умеренных дозах положительно влияет на ускорение биологических процессов на клеточном уровне.