Развитие теории и практики управления в России

Управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так, уже в 1860–1870 гг. в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена "Медалью преуспеяния" на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. Отмстим для сравнения, что аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбертами и др.) лишь в начале XX в. В 1911 –1912 гг. профессор Петербургского политехнического института И. А. Семенов читал лекции по курсу "Управление заводским хозяйством", в котором излагались основы производственного менеджмента.

В советский период можно выделить четыре этапа развития теории и практики управления:

– двадцатые годы – период поиска новых форм и методов управления;

– тридцатые – пятидесятые годы – формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления;

– шестидесятые – семидесятые годы – период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;

– восьмидесятые – девяностые годы – отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых "сверху", создать современную рыночную экономику.

Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 1920-х гг. сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические концепции и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были Л. Л. Богданов, О. А. Ерманский, А. К. Гастев.

Сторонниками социальных концепций были Π. М. Керженцев, Н. А . Витке и Ф. Р. Дунаевский.

А. А. Богданов (Малиновский) (1873–1920) был выдающимся естествоиспытателем, философом, экономистом. Он отметил, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого А. А. Богданов разработал основные принципы новой науки о законах организации действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей) и заявил о необходимости их изучения.

Однако Богданов рассматривал организацию абстрактно, вне тесных связей с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что последняя полностью определяется техникой. Из-за этой абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения.

О. А. Ерманский (1866–1941) создал концепцию "физиологического оптимума", в которой он сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (в виде крупного машинного производства).

О. А. Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства, основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки О. А. Ерманский считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления – принцип физиологического оптимума, который должен был стать критерием рациональности любой работы. В основе этого критерия – сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемого в виде коэффициента рациональности (полезный результат/затраты энергии).

А. К. Гастев (1882–1941) разработал концепцию узкой базы. Суть этой концепции в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь он руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории "человеческих отношений в управлении" Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что "рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка", а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Эти закономерности, по мысли А. К. Гастева, должны располагаться в следующем порядке: расчет – установка – обработка – контроль – учет – систематика – расчет. А. К. Гастев распространял эту формулу на управление как вещами, так и людьми. Он считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин.

Сотрудники Центрального института труда под руководством А. К. Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

Перейдем теперь к рассмотрению социальных концепций управления.

К числу таких концепций следует прежде всего отнести теорию организационной деятельности Π. М. Керженцова (Лебедева) (1881 – 1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу Π. М. Керженцев придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Π. М. Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н. А. Витке разработал социально-трудовую концепцию управления производством, в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации ("управление состоит в целесообразном сочетании людских воль"). Н. А. Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой Витке уделял особое внимание.

К социальным концепциям управления можно отнести и теорию "административной емкости" Ф. Р. Дунаевского (1887–1960). Под административной емкостью он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по мнению Дунаевского, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение "административной емкости" центра. Таким образом, Дунаевский выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления.

В середине 1920-х гг. в стране были впервые разработаны и апробированы элементы межотраслевого баланса.

В 1932 г. на одной из ленинградских текстильных фабрик была проведена первая в мире деловая игра. Только в 1957 г. Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке менеджеров.

В 1930–1950-х гг. в СССР был накоплен значительный опыт централизованного государственного планирования, стратегического планирования и управления. Впервые была разработана и реализована национальная программа (план ГОЭЛРО). В 1930-е гг. сложилась модель централизованного государственного управления экономикой на основе господства государственной собственности на средства производства и государственного планирования, которая выдержала испытание в экстремальных условиях.

В нашей стране накоплен значительный практический и теоретический опыт в области программно-целевого управления. Этот опыт заслуживает особого изучения и рассмотрения, и игнорировать его нельзя. У нас разрабатывались и осуществлялись суперпрограммы, связанные с решением глобальных экономических проблем (от электрификации страны до освоения космоса). Каждая программа имела строго определенную целевую направленность.

Целевая программа содержала обычно определенный набор разделов и показателей, в которых отражалась информация о цели и этапах ее достижения, о необходимых материальных ресурсах и финансовых средствах, о мощностях и инвестициях, а также о трудовых ресурсах, необходимых для реализации программы.

После принятия целевой программы начиналась работа по ее выполнению.

Реализация программ требовала обычно координации усилий множества предприятий, отраслей и подотраслей экономики, работы по единому плану, контроля и строгой исполнительской дисциплины. На каждом этапе реализации программы проводился анализ, в ходе которого поставленные цели сопоставлялись с достигнутыми результатами, так как за время реализации программы часто происходили изменения в самой системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент формирования программы. Для того чтобы адекватно реагировать на эти изменения, по результатам анализа вносились определенные коррективы в программу.

Однако эти условия не всегда выдерживались на практике. Далеко не всегда обеспечивалось наиболее рациональное использование ресурсов в рамках утвержденных программ, часто отсутствовали необходимые мотивации для исполнителей программ и т.д.

Отечественный опыт государственного регулирования экономики на основе программно-целевого управления в целом имел позитивное значение и был позаимствован многими странами.

Как уже отмечалось, в 1930–1950-х гг. в СССР сформировалась новая для государственного менеджмента модель централизованного планового государственного управления национальной экономикой.

В 1922 г. советские республики, на которые распалась Российская империя во время гражданской войны, объединились в единое государство Союз Советских Социалистических Республик (СССР). При этом каждая республика сохранила все атрибуты суверенного государства: герб, флаг и правительство, границы. Центральное правительство СССР находилось в столице РСФСР Москве, и ему подчинялись правительства всех других республик. Однако у власти во всех советских республиках стояли большевики (или коммунисты), а генеральным секретарем партии ВКП(б) был И. В. Сталин, который рассматривал партию как "орден меченосцев" и считал, что управление государством должна осуществлять только партия.

После смерти В. И. Ленина (1924 г.) И. В. Сталин постепенно избавился от своих основных оппонентов в руководстве ЦК партии и практически смог единолично принимать государственные решения уже в 1929 г., который стал годом "великого перелома". И. В. Сталин и его сторонники стали проводить свою внутреннюю политику. Основы этой политики были заложены на XVI конференции ВКП(б), состоявшейся в апреле 1929 г. Конференция одобрила первый пятилетний план развития народного хозяйства страны, который получил название "Великого плана строительства социализма". Этот план предусматривал индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства и техническую реконструкцию народного хозяйства. С точки зрения экономики индустриализация означала переход от мануфактуры к крупному машинному производству. На Западе индустриализация начиналась обычно с развития легкой промышленности, где оборачиваемость капитала происходила быстро, а по мере накопления прибыли при помощи банков инвестировалась тяжелая индустрия, где сооружение объектов осуществлялось годами, а прибыль появлялась не сразу.

В СССР индустриализация началась с тяжелой промышленности и проходила в сжатые исторические сроки в основном за счет неэквивалентного обмена с аграрным сектором. Основные задачи индустриализации сводились к следующему.

1. Обеспечить создание крупной машинной индустрии как основы реконструкции всех отраслей и сфер советской экономики.

2. Создать материально-техническую базу для сельскохозяйственных организаций, появившихся в ходе коллективизации.

3. Обеспечить технико-экономическую и финансовую независимость во враждебном капиталистическом окружении.

4. Укрепить обороноспособность страны.

Источником средств для проведения индустриализации стало ограбление крестьянства. Чтобы осуществить это ограбление, необходимо было провести коллективизацию.

Теоретически кооперация в сельском хозяйстве была рациональна и исторически оправдана. Например, в США количество членов различных кооперативов достигает почти 60 млн человек, а сами кооперативы сбывают до 1 /3 сельскохозяйственной продукции. Поэтому против кооперации в сельском хозяйстве трудно было возражать, тем более что принципами "ленинского кооперативного плана" провозглашались:

– добровольность вступление в кооперативы;

– материальная заинтересованность крестьян;

– финансовая, материальная и организационная помощь кооперативам со стороны государства;

– постепенность перехода от простых к более сложным формам кооперации.

Однако добровольность и постепенность как принципы кооперирования были вскоре отброшены. Крестьяне насильственно объединялись в совхозы и колхозы. Совхозами назывались советские государственные сельскохозяйственные предприятия, которые возглавлялись назначенными государством директорами, а занятые в совхозах работники имели статус рабочих и служащих. Вся созданная ими продукция считалась государственной собственностью, а за свою работу они получали от государства заработную плату. Колхозы считались коллективными сельскохозяйственными предприятиями. Высшим органом управления в колхозе считалось собрание колхозников, избиравшее правление и его председателя. Обычно такие собрания проводились под контролем местных партийных органов, а на должности председателей колхозов часто назначались некомпетентные в сельском хозяйстве люди, по "преданные делу партии".

Все средства производства и производимая продукция считались собственностью колхоза, по на деле ими распоряжались местные партийные и советским органы, которые не несли никакой ответственности за экономические результаты работы колхозов. Стремясь добиться поощрения от вышестоящих руководителей, местные партийные и советские органы нередко принимали ошибочные решения в ущерб интересам кооперированных крестьян. Особенно ярко это проявлялось во время сдачи продукции государству. Цены на сельхозпродукцию были занижены, а на промышленные товары цены завышались. Крестьяне, работавшие в колхозе, были не заинтересованы в результатах своего труда. Оплата труда в колхозах часто была мизерной и осуществлялась на уравнительных началах.

Крестьян, отказывавшихся вступать в колхозы и совхозы, "раскулачивали", т.е. называли "кулаками" (сельской буржуазией), их имущество, в том числе скот и земля, изымалось в пользу колхозов (или совхозов), а сами "кулаки" подвергались репрессиям: их в лучшем случае выселяли вместе с семьями в необжитые районы севера с суровыми климатическими условиями или заключали в тюрьмы.

Так осуществлялся "великий перелом" в деревне. В результате русские деревни потеряли наиболее инициативных и рачительных хозяев, которых "раскулачили". В 1929 г. насчитывалось уже 165 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, в 2 раза больше, чем в 1927 г. Естественно, что промышленность не могла развиваться столь высокими темпами. Это означало, что во многих колхозах и совхозах сохранялась рутинная техническая база, и, следовательно, производство имело низкую эффективность.

В результате "великого перелома" НЭП был свернут, почти все предприятия стали государственными или кооперативными (колхозы и т.п.). Для управления этими предприятиями необходима была мощная бюрократическая машина, жесткая централизация и иерархичность. Создалась определенная хозяйственная система управления, которую можно представить в виде пирамиды. Вершину этой пирамиды составляли И. В. Сталин, политбюро и ЦК ВКП(б), Совет народных комиссаров (Совет Министров). Управление производством осуществлялось по отраслевому принципу через отраслевые наркоматы (министерства). Внутри наркоматов (министерств) выделялись главные управления (главки), которые курировали развитие подотраслей. На нижних этажах этой пирамиды находились предприятия и организации, которые непосредственно подчинялись главкам соответствующих наркоматов.

Наряду с отраслевым существовало и территориальное управление. В административно-территориальном отношении страна делилась на союзные республики, которые, в свою очередь, делились на автономные республики и округа, а также на края и области. В автономных республиках (округах), областях и краях выделялись города и районы. Номинально на всех уровнях административно-территориального управления власть принадлежала советам народных депутатов (депутаты, которые избирались населением). Реально власть принадлежала партии. Партийные организации существовали на всех предприятиях, в главках, наркоматах, во всех административно-территориальных единицах. При этом в партийных организациях существовала жесткая дисциплина и иерархия. При назначении на руководящие должности предпочтение отдавалось членам партии. Поэтому в партию стремились вступать не только люди, имеющие определенные убеждения, но и карьеристы.

Директивы партии становились обязательными для всех ее членов. Исключение из партии означало понижение в должности и конец карьеры. Материальные блага распределялись не столько но труду, сколько но месту, занимаемому в чиновно-партийной иерархии. В повседневной жизни интересы дела учитывались постольку, поскольку они совпадали с интересами вышестоящего начальства. Мера ответственности определялась вышестоящим руководителем.

С безработицей в годы "великого перелома" было покончено. Каждый взрослый дееспособный человек должен был работать в какой-либо организации или на предприятии и получать там соответствующие средства к существованию.

Экономическая жизнь общества определялась заданиями пятилетнего плана. Пятилетние планы после одобрения высшими партийными органами утверждались высшими государственными органами. После этого план становился законом, обязательным для исполнения и плановые задания доводились до конкретных исполнителей (предприятий и организаций).

Несмотря на свое несовершенство, созданная в годы "великого перелома" система управления оказалась в условиях нашей страны достаточно эффективной. В 1932 г. задания первого пятилетнего плана были в основном выполнены. За годы пятилетки было построено более 1500 крупных предприятий. Страна стала индустриальной. Удельный вес промышленной продукции составил 70,7% во всей продукции народного хозяйства, а в самой промышленности на долю средств производства приходилось более 53%.

В сельском хозяйстве коллективизация была в основном завершена: 15 млн крестьянских хозяйств были объединены в 210 тыс. колхозов. В 1932 г. колхозы и совхозы дали 84% всей товарной продукции сельского хозяйства.

Второй пятилетний план (па 1933–1937 гг.) был утвержден XVII съездом ВКП(б). В этой пятилетке предусматривалось полностью преодолеть многоукладность советской экономики, завершить техническую реконструкцию народного хозяйства, закончить коллективизацию сельского хозяйства. Большое внимание в этом пятилетии было уделено развитию культуры, так как техникой должны были управлять образованные люди. К концу пятилетки СССР стал страной всеобщей грамотности.

В 1937 г. досрочно были выполнены основные задания второго пятилетнего плана. В 1937 г. крупная промышленность СССР дала в 8 раз больше продукции, чем в 1913 г., и наша страна полностью освободилась в техническом и экономическом отношениях от внешней зависимости.

XVIII съезд ВКП(б), состоявшийся в марте 1939 г., рассмотрел третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938–1942 гг. Этот план предусматривал увеличение выпуска важнейших видов продукции в расчете на душу населения. При этом продукция промышленности должна была вырасти вдвое. Однако этот план не был реализован до конца. Германия без объявления войны 22 июня 1941 г. напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.

К началу войны наша страна имела высокий военно-промышленный потенциал. Он создавался ценой огромных жертв и усилий народа. Большинство населения страны имело крайне низкий уровень жизни. Противники режима подвергались репрессиям. Карательные органы нередко уничтожали ни в чем не повинных людей. На высших государственных должностях часто оказывались неподготовленные руководители. Например, в армии на высших постах оказались бездарные военачальники типа Павлова, Ворошилова и Тимошенко, которые имели безупречную партийную репутацию, но весьма смутные представления о современной войне и военной технике и считали решающей военной силой конницу. Следствием неподготовленности к войне стало отступление и эвакуация. За первый год войны на оккупированной немцами территории находилась 1 /3 нашей промышленности, здесь добывалось 60% угля, выплавлялось 60% стали и алюминия.

В результате в 1942 г. в СССР было произведено только 8 млн т стали, а в Германии – 32 млн т, т.е. в 4 раза больше. В СССР выпускалось в 5 раз меньше металлорежущих станков, производилось в 2,5 раза меньше электроэнергии, чем в Германии.

Однако плановое управление экономикой имело свои преимущества. В том же 1942 г . в СССР было выпущено 25 тыс. танков, а в Германии – только 9 тыс., самолетов советские заводы выпустили 25 тыс., а германские – только 15 тыс., артиллерийских орудий в СССР было изготовлено 29 тыс., а в Германии – 19 тыс. Это было возможно только при условии резкого снижения народного потребления, благодаря самоотверженному труду советских людей, которые добровольно работали по 11 часов в сутки, довольствуясь скудным пайком хлеба.

Со второй половины 1942 г. промышленное производство в СССР стало увеличиваться, а к 1945 г. ведущие отрасли тяжелой промышленности увеличили производство по сравнению с 1942 г. в 1,5–2 раза. Конечно, в основном росла военная промышленность, а Вторая мировая война представляла собой прежде всего битву военных потенциалов. За годы войны выпуск военной продукции в нашей стране увеличился в 2,5 раза, в том числе танков и самолетов – в 3 раза. В начале 1945 г . у нас было танков в 2,8 раза больше, чем у немцев, артиллерийских орудий – в 3,2 раза, самолетов – в 7,5 раз. К концу войны Советский Союз обогнал по производству оружия не только Германию, но и Англию и США. Существенно улучшилось и качество нашего оружия. В частности, наши самолеты-истребители, танки, пушки и автоматы превосходили немецкие.

Управление экономикой во время войны оставалось жестко централизованным, и это было оправдано. Более того, 30 июля 1941 г. был образован Государственный комитет обороны (ГКО), в руках которого сосредоточивалась вся полнота государственной власти. Председателем ГКО стал И. В. Сталин.

Героически сражалась наша армия. Огромное значение имел энтузиазм народа, который не только выносил большие лишения, но и самоотверженно трудился. Люди добровольно не уходили из цехов сутками. Развернулось движение "двухсотников" и "трехсотников", выполнявших по 2–3 нормы. На места уходивших в армию рабочих становились женщины, старики и подростки.

Победа в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) досталась дорогой ценой. Наша страна, по самым скромным подсчетам, потеряла более 27 млн человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, оценивался примерно в 3 трлн руб. Было уничтожено 1700 городов и более 70 тыс. сел. Лишились крова 25 млн человек.

Система управления, сложившаяся в годы "великого перелома", осталась почти без изменений и в первые послевоенные годы, только наркоматы (народные комиссариаты) были переименованы в министерства.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР на своей сессии утвердил четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 гг. Основная задача новой пятилетки состояла в том, чтобы восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем и превзойти его. С 1946 г. развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение пятилетнего плана. Аналогичные кампании проводились и в годы довоенных пятилеток и имели главным образом пропагандистский характер, ибо задания пятилетних планов были достаточно напряженными и не всегда выполнялись. Этим пятилетним планом предусматривались существенные инвестиции в районы, пострадавшие во время войны. При этом особенно большие вложения были сделаны в Прибалтийские республики (Литву, Латвию, Эстонию), а также в народное хозяйство Белоруссии и Украины. Существенная помощь была оказана и западным районам России.

Как и в довоенные годы, Россия (в меньшей степени Украина и Белоруссия) оставалась донором для остальных республик СССР, т.е. национальный доход, созданный в РСФСР, БССР и УССР, перераспределялся в пользу республик Прибалтики и Закавказья. Эта тенденция сложилась до войны и оставалась до конца советской власти и распада СССР. Позднее к республикам, получающим дотацию из общесоюзного бюджета, присоединились республики Средней Азии.

Задания пятилетнего плана успешно выполнялись. Уже в 1948 г. выпуск промышленной продукции по стране в целом достиг уровня 1940 г.

К началу пятилетки (в 1945 г.) валовая продукция сельского хозяйства составляла 60% от уровня 1940 г. Сельское хозяйство понесло большие материальные и людские потери. За годы четвертой пятилетки была укреплена материальная база сельского хозяйства. Оно получило 536 тыс. тракторов, 93 тыс. зерновых комбайнов и другие сельскохозяйственные машины. Произошло укрупнение колхозов. Вместо 254 тыс. мелких было создано 93 тыс. крупных хозяйств. Все эти меры способствовали в определенной мере увеличению выпуска сельскохозяйственной продукции. В результате в 1947 г. в нашей стране (в одной из первых воевавших стран) была отменена карточная система, предусматривавшая нормированное снабжение населения продовольствием и потребительскими товарами.

Однако производительность труда в сельском хозяйстве оставалась низкой. Недостаточной была механизация производства, слабой была и материальная заинтересованность колхозников: значительную часть своей продукции колхозы сдавали государству по низким заготовительным ценам (особенно в РСФСР). Крестьяне были лишены паспортов, и, следовательно, не могли уехать в город или поменять место жительства. Их положение напоминало состояние крепостных.

В 1951 г. XIX съезд ВКП(б) (на этом съезде Всесоюзная коммунистическая партия большевиков) была переименована в КПСС – (Коммунистическую партию Советского Союза) утвердил директивы по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1951 – 1955 гг. Этим пятилетним планом предусматривался рост промышленности на 70%, в том числе тяжелой промышленности – на 80%. Большой рост намечался и в области сельского хозяйства.

В 1953 г. умер руководитель государства, генеральный секретарь ЦК КПСС И. В. Сталин. Преемственность высшей государственной власти была одним из самых слабых мест в системе управления, созданной в советский период. При жизни Сталин не определил себе преемника. После его смерти вопрос о власти решало политбюро ЦК КПСС, т.е. группа партийных олигархов, которая уцелела и удерживалась у власти исключительно благодаря умению слепо исполнять приказы и пресмыкаться перед "вождем всех времен и народов", как именовали И. В. Сталина. Среди этих людей не было ни одного человека, который обладал бы организаторским талантом, хорошим образованием, принципиальной позицией. Их никто не избирал. На высшие государственные посты они были выдвинуты Сталиным. Они боялись его и ненавидели друг друга, так как каждый из них, будучи посредственностью, видел в других конкурентов и соперников.

В результате интриг и ожесточенной борьбы между партийными олигархами у власти удержался только Н. С. Хрущев, который уничтожил компрометирующие его документы, а затем "развенчал культ личности Сталина" на XX съезде КПСС.

После смерти Сталина стала очевидной кастовая структура партии. Все радикальные вопросы развития страны стали решать партийные олигархи в узком кругу. Остальные члены партии, как и весь народ, только получали сверху готовые решения и исполняли их. При этом о реальных выборах руководства не могло быть и речи. Высшие эшелоны управления формировались путем кремлевских политических интриг втайне от народа. Формально выборы в Верховный Совет и местные Советы проходили регулярно и почти единогласно, так как "выбиралась" на каждый пост только одна кандидатура без альтернатив. Власть не несла ответственности за принятые решения и выполненные действия, хотя формальные отчеты на съездах и пленумах партии зачитывались, ибо писали эти отчеты, как и многие партийные документы, не сами кремлевские олигархи, а их "ученая челядь", т.е. секретари, референты, а также некоторые специалисты, которых привлекали для решения специальных вопросов секретари и референты кремлевских олигархов. Причем сами руководители партии и страны не всегда могли даже правильно прочитать подготовленные для них материалы.

Между тем система управления, сложившаяся еще в годы "великого перелома", нуждалась в трансформации, но партийные олигархи этого не осознавали. В силу своей ограниченности и оторванности от действительности они не могли разработать и осуществить назревшие преобразования, чтобы привести в соответствие систему управления с требованиями времени, а окружавшая олигархов "ученая челядь" тоже боялась изменений, но пыталась осуществить половинчатые реформы руками своих руководителей.

Можно выделить три этапа таких половинчатых реформ:

– перестройка управления экономикой по территориальному принципу и создание совнархозов:

– реформа 1965 г.;

– реформа 1979 г.

Основные положения перестройки управления по территориальному принципу были в общих чертах изложены на февральском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС. Суть реформы заключалась в ликвидации отраслевых министерств и в создании совнархозов – территориальных органов управления. Советы народного хозяйства (совнархозы) создавались на уровне областей. Для управления ими из центра был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Новая система управления имела отдельные преимущества. В частности, она создавала более благоприятные условия для организации труда и структуры управления на микроуровне, способствовала развитию специализации и кооперирования производства на уровне регионов, позволяла оптимизировать перевозки и упорядочить развитие транспортной системы.

Вместе с тем территориальная система управления имела и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, она поощряла местничество, т.е. первоочередное обеспечение местных интересов в ущерб общесоюзным. Так, некоторые совнархозы под видом специализации стали освобождаться от производства "невыгодной" (малорентабельной или нерентабельной) продукции. Обнаружились тенденции к созданию замкнутых хозяйственных систем внутри совнархозов. При этом за счет союзного бюджета стали строиться предприятия исходя из местных интересов. Межхозяйственные поставки выполнялись прежде всего для "своих" предприятий без учета интересов "чужих". Особенно четко эти тенденции стали проявляться на уровне республик, особенно Прибалтики и Закавказья. Тенденции к сепаратизму стали серьезно сдерживать использование преимущества отраслевого и территориального разделения труда на макроуровне.

Отдельные реформы пытался проводить Н. С. Хрущев и в аграрном секторе. Так, уже после 1953 г. были предприняты меры по повышению оплаты труда в колхозах. С 1958 г. тракторы, комбайны и др. сельскохозяйственные машины стали продаваться колхозам и совхозам.

Аграрная политика Н. С. Хрущева, как и многие его начинания, не отличалась последовательностью. Сделав некоторые послабления крестьянству, правительство не ввело выдачу паспортов для жителей сельской местности, сохранив тем самым и насильственное прикрепление к земле и затруднив переселение в города.

Кроме того, по решению высших органов партийной и государственной власти у крестьян стали отбирать приусадебные участки (небольшие земельные наделы, находившиеся во владении крестьян и дававшие существенное дополнение к их скудному рациону и весьма скромным доходам).

Н. С. Хрущеву приписывается авторство в составлении новой программы партии, которая была принята на XXII съезде КПСС в 1962 г. и получила название "Программы строительства коммунизма". Новая программа была рассчитана на 20 лет и предусматривала форсированное развитие производства. Однако показатели этой программы не были обоснованы. Более того, интенсивные факторы развития экономики к началу 1960-х гг. были в значительной мере исчерпаны, а интенсификация экономического развития в этой программе практически не предусматривалась. В итоге показатели программы через 20 лет не были выполнены. Это существенно скомпрометировало партию и ее идеологов.

Не меньший вред принесла и пресловутая идея "догнать и перегнать Америку (США)" но всем показателям развития. Поскольку в силу природно-климатических особенностей в нашей стране, при прочих равных условиях, производство было, есть и будет менее эффективным, чем в США. В частности, среднегодовая температура в нашей стране едва ли не самая низкая в мире – 5,5°С, а бо́льшая часть земельных угодий в СССР, в отличие от США, располагается в зоне рискованного земледелия на неблагоприятных для земледелия почвах. Даже Аляска по сравнению с Чукоткой – курорт. Когда наши казаки открывали Америку с нашей стороны, они руководствовались рассказами чукчей о земле, где растут большие деревья. Там, откуда казаки отплывали, больших деревьев не было.

Если сопоставить основные статьи затрат на производство: здания, оборудование, сырье и материалы, накладные расходы (прежде всего транспортные расходы и расходы на энергию), заработная плата и налоги, то выяснится, что по первым четырем статьям затрат издержки в нашей стране будут неизбежно больше, чем в США, а следовательно, продукция будет дороже. Что касается оставшихся двух элементов затрат (налоги и заработная плата), то налоги, направленные на ОГЛАВЛЕНИЕ государства в СССР, должны были оставаться на уровне США, а заработная плата тоже не могла оставаться на низком уровне. В условиях "холодной войны" заработная плата и высокие стандарты потребления были едва ли не главным "козырем" у США.

Н. С. Хрущев и его окружение дали опрометчивое обещание добиться в нашей стране более высоких стандартов потребления, что было экономически невозможно при наличии более высоких затрат на производство и бо́льших затрат на оборону, ибо "холодная война" была связана с наращиванием военной мощи как в США, так и в СССР.

Эксцентричность и непредсказуемость Н. С. Хрущева, его холеричность и непоследовательность вызывали неудовольствие олигархов партии, и в 1964 г. 14 октября на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был освобожден от должности Генерального го секретаря ЦК партии, а новым Генеральным секретарем был избран Л. И. Брежнев, послушный воле олигархов, посредственный политический деятель.