Развитие советской судебной системы, правоохранительных и репрессивных органов

В период Гражданской войны и иностранной интервенции роль суда, органов охраны правопорядка существенно усиливается.

Продолжается поиск оптимальной судебной системы, которая именно в силу своей неопределенности не была отражена в Конституции. 30 ноября 1918 г. Декретом ВЦИК принимается Положение о народном суде РСФСР. Судебная система существенно упрощается: повсеместно был учрежден единый народный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подведомственных революционным трибуналам. Допускалось рассмотрение дел в разном составе суда, в зависимости от категории дела. Однако порядок формирования судов этим Положением изменен не был, а значит, у избирающих их местных Советов оставались решающие рычаги влияния на суд. Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК 21 октября 1920 г., не отменило этого порядка избрания и отзыва судей, но дополнило его утверждением губернскими исполкомами Советов. Таким образом, принцип независимости судей по-прежнему не соблюдался. Кроме того, ликвидировались коллегии правозаступников при местных Советах. Вместо них к защите стали привлекать в порядке общественной повинности граждан, которые были подготовлены к этой работе в силу профессиональной принадлежности, наличия образовательного, партийного или служебного стажа. Это позволяло лучше обеспечивать правильную с точки зрения диктатуры пролетариата позицию защиты, обвинения и суда.

Система революционных трибунатов была существенно реформирована: по Положению ВЦИК от 12 апреля 1919 г. они оставались только в крупных центрах. Большая часть прежде подведомственных им дел стала разрешаться непосредственно чрезвычайными комиссиями (далее – ЧК). Трибуналы состояли из председателя и двух народных заседателей, которые избирались губернскими Советами. При каждом трибунале учреждались следственная комиссия и коллегия обвинителей. Принятое ВЦИК в марте 1920 г. новое Положение предусматривало, что в состав революционных трибуналов обязательно входил представитель губернской чрезвычайной комиссии. Предварительное следствие возлагалось на ЧК и другие органы, имеющие право направлять дела в ревтрибуналы. При ВЦИК действовал Верховный революционный трибунал, чьи приговоры не подлежали кассационному обжалованию.

ВЧК все в большем объеме осуществляет функции не только следственного, но и судебного органа. В течение 1918 г. ею было расстреляно 6185 человек, заключено в тюрьмы 14829 человек, направлено в концентрационные лагеря 6407, а взято заложниками – 4968 человек[1]. При этом деятельность этой комиссии была очень слабо урегулирована законодательством. Некоторые общие вопросы организации системы ВЧК вообще получали нормативное регулирование во внутренних актах этой организации. Так, Положение о чрезвычайных комиссиях на местах было принято в июне 1918 г. на Всероссийской конференции Чрезвычайной комиссии. Этот документ, в частности, предписывал областным, губернским и другим местным Советам выделить группу лиц, преданных делу революции, которые составят Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. По уже в октябре 1918 г. подчиненность местным органам власти стала тяготить ВЧК. 2 октября под предлогом, что через Советы осуществляется мелкобуржуазное влияние на эти "боевые органы пролетариата", было вынесено постановление ЦК ВКП(б) о том, что чрезвычайные комиссии суть органы центральной власти, подчиняются СНК, ВЦИК и ВЧК, а исполкомам только подотчетны. Лишь 28 октября 1918 г. ВЦИК принимает Положение о ВЧК, которое, впрочем, не определяет с достаточной четкостью ни ее компетенции, ни порядка деятельности.

Переход милиции на профессиональную основу потребовал более четкого регулирования ряда вопросов, связанных с порядком ее комплектования и финансирования. Декрет СНК О советской рабоче-крестьянской милиции был принят в апреле 1919 г. и предусматривал ее двойное подчинение губернским исполкомам и Народному комиссариату внутренних дел (НКВД). Финансирование милиции осуществлялось за счет средств государственного бюджета. Окончательно организация милиции этого периода была определена декретом ВЦИК и СНК от 10 июня 1920 г. Органы милиции организовывались в уездах, губернских и крупных городах (с населением свыше 50 тыс.). Помимо дознания и уголовного розыска на милицию были возложены задачи по проведению продразверстки, всеобщей трудовой повинности, борьбе со спекуляцией и мешочничеством.