Развитие советского законодательства

Поскольку института частной собственности в СССР уже не существовало объектом регулирования и защиты становились общественная социалистическая собственность, включая кооперативно-колхозную, и личная собственность граждан. Основными источниками гражданского права были Конституция СССР, союзное и республиканское законодательство. В союзных республиках действовали гражданские кодексы, в которые своевременно вносились соответствующие изменения и дополнения.

В ст. 10 Конституции содержался перечень объектов личной собственности граждан, в который входили трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы обихода, предметы личного потребления. Личная собственность наследовалась.

Упорядочивалась система управления жилым фондом. С этой целью было принято Постановление ЦИК и СНК от 17 октября 1937 г. Были ликвидированы как неэффективные жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ), образованы фонд строений, находящийся в распоряжении местных советов и фонд ведомственного жилья. Упорядочивалась система выдачи ордеров на пользование жилым помещением, а также устанавливались меры ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями.

Вторым съездом колхозников-ударников в феврале 1935 г. был принят, а затем утвержден СНК СССР и ЦК партии Примерный устав сельскохозяйственной артели, который называли основным законом колхозной жизни. Согласно Уставу "...все полевые наделы превращаются в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании артели". При этом земля как общенародная собственность закрепляется за артелью навечно без права купли-продажи или сдачи в аренду. В Уставе были определены размеры приусадебного участка без учета земли под жилыми постройками. Они колебались от 0,25 до 1,0 га в зависимости от областных и районных условий.

В Уставе, а затем в ст. 7 Конституции СССР собственность крестьянского двора рассматривается в качестве особого вида собственности. В ее состав входили помимо дохода от трудового участия в делах артели, подсобное хозяйство, приусадебный участок, продуктивный скот, птица и мелкий хозяйственный инвентарь. В Уставе указывались предельные нормы содержания скота в личном пользовании, размер которых различался в зависимости от специфики регионов.

Семейное право развивалось в общем русле социальной политики. В целях улучшения демографической ситуации были запрещены аборты. Сложное экономическое положение страны не позволяло увеличивать послеродовой отпуск. Чтобы дать женщине возможность выйти на работу требовались дошкольные учреждения. Растет сеть родильных домов, детских учреждений, выделяется помощь многодетным семьям, уголовная ответственность вводится за неуплату алиментов. Постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам..." от 26 июня 1936 г. было направлено на изменение ситуации в данной сфере. Беременные женщины могли быть переведены на более легкую работу с сохранением среднего заработка. Были в два раза увеличены пособия на кормление ребенка и пособия многодетным матерям.

Несмотря на свободу расторжения брака и большое число семей, не имеющих юридического оформления, перед судом в бракоразводном процессе ставилась задача примирения супругов и сохранения семьи насколько это возможно. Увеличивалась плата за регистрацию развода в паспорте. Был установлен размер алиментов: на одного ребенка 25% заработка, на двоих — 33, на троих и более — 50%. За злостнее уклонение от уплаты алиментов вводилось уголовное наказание на срок до двух лет лишения свободы.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 апреля 1936 г. определялся порядок передачи детей-сирот и детей лиц, лишенных родительских прав, "в семьи трудящихся на воспитание".

Трудовое право, с одной стороны, носило репрессивный характер, но с другой — создавало определенную уверенность человека в завтрашнем дне. Право па труд было закреплено конституционно. К тому же труд был обязанностью. Человек вынужден был достаточно крепко связывать себя с производством, поскольку это давало ему пакет социальных гарантий: фиксированный заработок, получение жилья, социальное страхование. В Советском Союзе довольно скоро было покончено с безработицей, хотя в значительной степени за счет того, что оплата труда практически не дифференцировалась.

Мерами внеэкономического принуждения работник практически превращался в промышленного крепостного. Дефицит рабочей силы при мобилизационном характере экономики неизбежно вел к ужесточению трудового законодательства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. осуществляется переход на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю. При этом был запрещен самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Запрещался переход по собственному желанию из одного предприятия или учреждения в другое. Нарушение трудовой дисциплины, даже опоздание на службу более чем на 20 мин влекло за собой уголовное наказание. В Указе говорилось, что "за прогул без уважительной причины рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до шести месяцев с удержанием из заработной платы до 25%". За самовольный уход из тех же предприятий и учреждений назначалось тюремное заключение от двух до четырех месяцев[1]. Лица, уволенные за прогул, помимо всего лишались права на служебную жилплощадь, пособия по временной нетрудоспособности на полгода.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. "О государственных трудовых резервах СССР" председатели колхозов были обязаны "ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по два человека молодежи мужского иола в возрасте 14—15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхоза". Аналогичные требования были к городским советам, разница была только в квоте. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1940 г. "О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие" обязывал этих лиц перейти в приказном порядке на другое место работы "независимо от территориального расположения предприятий или учреждений... Лица, виновные в невыполнении приказа... считаются самовольно ушедшими с предприятия или учреждения и предаются суду"[2].

После окончания училища подросток должен был отработать по распределению не менее четырех лет на государственном предприятии, а в случае самовольного ухода из училища наступала уголовная ответственность.

Конституция гарантировала право на отдых (ст. 119), на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери работоспособности (ст. 120). Женщинам, проработавшим па предприятии не менее семи месяцев, выплачивалось пособие по беременности и родам, однако, отпуск сокращался со 112 до 63 дней.

Основными источниками земельного и колхозного права были Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик, союзное и республиканское законодательство. Жесткий порядок землепользования устанавливало Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. "О мерах охраны общественных земель от разбазаривания". Постановление обязывало райисполкомы провести государственную регистрацию колхозных земель с целью точной фиксации общественного земельного фонда и приусадебного фонда и недопущения расширения последнего за счет первого. Если приусадебный участок оказывался больше установленного Уставом сельскохозяйственной артели, излишки земли изымались. Устанавливался минимум трудодней, которые должен был выработать каждый трудоспособный колхозник под угрозой исключения из колхоза и лишения приусадебного участка. Были приняты постановления "О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах" (1939), "Об обязательной поставке шерсти государству" (1940).

Колхозы, таким образом, были поставлены в жесткие рамки. Они должны были принимать планы посевов, которые после утверждения райисполкомами делались обязательными, а также осуществлять обязательные поставки сельхозпродукции с каждого гектара закрепленной за ними земли.

Уголовное право исходило из того, что общественный интерес выше личного, что защита советского строя и его основы — социалистической собственности — задача первостепенной важности. Отсюда и ужесточение мер наказания под видом защиты общего блага. Основные принципы советского уголовного права были заложены в Конституции СССР, конституциях союзных республик, республиканских уголовных кодексах, в актах, специально принятых высшими органами власти. Наиболее одиозным стало Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности", принятое по личной инициативе И. В. Сталина. В народе этот документ называли "законом о трех колосках", "указ семь-восемь" и т.д. Постановлением предусматривались суровые меры наказания за незначительное хищение социалистической собственности: "Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества[3].

30 июля 1937 г. Нарком внутренних дел Н. Ежов подписал оперативный приказ "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов". О значимости этого документа говорит тот факт, что он был утвержден на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), т.е. фактически получил силу закона. На основании этого приказа в отношении лиц, обвиненных в контрреволюции, выносились приговоры по сокращенной судебной процедуре. В различные регионы были спущены разнарядки, по количеству подлежащих репрессии лиц. Создавались так называемые тройки при НКВД — УНКВД республик, краев и областей. Это были внесудебные репрессивные структуры, в состав которых входили помимо председательствующего руководителя регионального НКВД представители партийных органов, прокуратуры или суда.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1940 г. повышалась ответственность руководящих работников предприятий за выпуск некачественной продукции в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

Накануне войны в мае 1941 г. был принят Указ, устанавливающий уголовную ответственность с 14 лет по всем составам и расширяющий перечень составов, уголовная ответственность за которые наступала с 12 лет.

Уголовно-процессуальное право регулировалось Законом СССР "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" от 16 августа 1938 г., который фактически не применялся в силу полного несоответствия декларируемых в нем положений реальной действительности. К тому же в республиканские процессуальные кодексы постоянно вносились изменения, исходящие от руководства партии и правительства, которые были направлены на упрощение порядка рассмотрения дел, носящих политический характер. Вручение обвинительного заключения сократилось с трех до одних суток перед началом процесса, к подозреваемым официально было разрешено применять физическое воздействие (пытки), кассационное обжалование приговоров запрещалось, приговор к высшей мере приводился в исполнение немедленно.

В области военно-уголовного права помимо общих положений действовали специальные нормативные акты. Предварительное следствие по делам, подлежащим носимому трибуналу, осуществлялось органами НКВД, следователями Главного управления госбезопасности, военными прокурорами войск НКВД. Дознание могли проводить милиция, должностные лица соответствующих учреждений, командиры войсковых частей и др. Начиная с 1 декабря 1934 г. обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки (до этого — за трое суток) до начала слушания дела. Меры наказания были строго определены ведомственными актами, и суды не были вправе от них отступать. При совокупности преступлений мера наказания избиралась по самому тяжкому из них. Дела особой важности, а также пересмотр решений Военной коллегии Верховного Суда СССР были в компетенции Особого совещания НКВД СССР, органа внесудебного и не связанного процессуальными нормами. Дела рассматривались без вызова обвиняемых и анализа доказательств. Особое совещание могло применять любые санкции, а в период 1941—1945 гг. смертную казнь.

Гражданский процесс регулировался вышеупомянутым Законом "О судоустройстве...", ГПК союзных республик. По мере становления и развития новых общественных отношений в них вносились добавления и изменения. Например, постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1937 г. административный порядок изъятия имущества колхозов и граждан для покрытия государственных недоимок был заменен судебным разбирательством по иску финансовых и иных заинтересованных органов. В целом эти изменения не имели принципиального значения.

1930-е гг., как уже отмечалось выше, стали периодом, за который страна прошла тяжелый путь. Ценой миллионов человеческих жизней была создана мощная индустрия, позволившая победить в грядущей Великой Отечественной войне. Но была и обратная сторона: массовые репрессии, эскалация классовой ненависти идейно и нравственно раскололи советское общество, чего упорно не желало замечать партийное и советское руководство. Это обернулось страшной трагедией лета и осени 1941 г.