Развитие сотрудничества нa рынке

Гибкость транспортного сервиса подразумевает также и гибкость самого транспортного бизнеса.

Современные логистические системы и цепи поставок представляют собой сложные структуры, которые нс могут эффективно управляться па основе одних только формальных процедур. Функции фокусной структуры выполняют те компании, которые имеют реальное влияние на других участников цепи и готовы принять на себя ответственность за общий результат. Полномочия по управлению отдельными участками цепи поставок распределяются на основе соглашений между ее участниками с учетом их реальных возможностей.

В таких условиях очень важно умение руководства компании понимать интересы партнеров и общие интересы всей цепи поставок, находить компромиссы, подчиняться решениям компании-лидера.

Многие транспортные компании обслуживают конкурирующие между собой цепи поставок. В такой ситуации от транспортного оператора требуется глубокое понимание рыночной ситуации и адаптивность, умение оставаться надежным партнером для всех своих клиентов. Для многих транспортных операторов, которые традиционно занимали монопольное положение, такая ситуация является достаточно непривычной.

В отдельных случаях отношения сотрудничества устанавливаются даже с прямыми конкурентами. Конкурирующие экспедиторы могут договориться о совместной загрузке поезда или судна, которые они не в состоянии использовать целиком, действуя поодиночке. Конкурирующие морские линии могут заключать соглашения о взаимном резервировании слотов (контейнс-ромест) на судах с тем, чтобы увеличить число портов, которые каждая из них может обслужить. Для описания сотрудничества между компаниями, которые одновременно конкурируют между собой, используется термин "coopetition" (cooperation + competition: сотрудничество + конкуренция).

Меняется и характер конкуренции. Если транспортная компания смогла добиться получения выгодного контракта на обслуживание определенной цепи поставок, то конкуренция для нее не заканчивается, а приобретает иную форму. Вместе с другими участниками цепи эта компания вступает в конкуренцию с другими цепями поставок, поставляющими сходную продукцию на те же рынки.

Так, например, российские железные дороги обеспечивают перевозку экспортного угля из районов его добычи в морские порты. Транспортная составляющая в цене угля может достигать 60%. При поставках, например, в Японию уголь доставляется в порты Дальнего Востока. При выполнении этой перевозки железные дороги не имеют непосредственных конкурентов, но, будучи участником цепи поставок, они фактически конкурируют с железнодорожными компаниями и с морскими перевозчиками, которые участвуют в конкурирующей цепи поставок угля на японский рынок из Австралии.

Взаимодействие и конкуренция на рынке транспортных услуг описаны в параграфе 2.4.

Создание транспортных систем со стабильными параметрами

При том, что современные цепи поставок представляют собой структуры достаточно гибкие, важнейшим требованием к любому элементу цепи поставок является стабильность заданных параметров его работы вплоть до того момента, когда потребуется "перенастройка".

Сбои чреваты не только прямыми финансовыми потерями, но и ущербом, наносимым имиджу цепи поставок и, следовательно, ее конкурентоспособности на конечном рынке. Серия задержек в поставках товара на определенный региональный рынок может привести к его потере в пользу более пунктуальных конкурентов. Возможен и "эффект домино", когда несвоевременная поставка относительно дешевых комплектующих может сорвать производство и сбыт конечной продукции и нанести ущерб, размеры которого многократно превышают стоимость недопоставленных изделий.

Применительно к транспортировке требование стабильности важно вдвойне, поскольку транспорт объективно является наименее надежным элементом цепей поставок. Если производственный или складской комплекс можно в значительной мере изолировать от действия внешних факторов, то на работу транспорта могут повлиять погодные условия, загруженность путей сообщения и терминалов, действия других пользователей транспортной инфраструктуры, решения транспортных и таможенных властей и т.д.

Требование стабильности параметров функционирования породило тенденцию глубокой специализации транспортных oпeраторов. Концентрация на выполнении какого-либо одного вида деятельности — например, на доставке мелких партий груза -позволяет придать транспортному сервису индустриальный характер, обеспечить стабильное производство "однородной" транспортной продукции и с высокой надежностью поддерживать значения заявленных характеристик.

Наиболее важным инструментом, гарантирующим стабильность транспортного обеспечения логистики, являются срочные и регулярные линейные перевозки. Морские и воздушные грузовые линии, интермодальные железнодорожные "шаттлы" и блок-поезда, регулярные перевозки между автомобильными терминалами выполняются по объявленным расписаниям и тарифам, которые остаются неизменными в течение длительного времени. Сочетание нескольких таких сервисов для последовательной транспортировки товара дает возможность формировать транспортные цепи, действующие с высокой степенью надежности. Переключение потоков между различными линейными сервисами на интермодальных терминалах позволяет оперативно менять маршруты и скорость доставки, обеспечивая, таким образом, сочетание стабильности с гибкостью.

Линейные перевозки и другие виды транспортных услуг описаны в параграфе 6.5, а также в гл. 9. Основные характеристики транспортных систем даны в параграфе 2.3.