Развитие системы информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей в современной России

Потребность в информационно-консультационных службах в АПК снова возникла в 1992–1993 гг. в связи с появлением достаточно большого числа фермеров. В 1993 г. Минсельхозпрод России утвердил пилотный проект создания региональной информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей всех форм собственности. В его рамках на базе филиалов Центрального НИИ инновационных проблем и маркетинга начали организовываться информационно-консультационные центры. По ряду причин, в том числе из-за непроработанности методических подходов и отсутствия финансирования, процесс не получил развития, и центры прекратили существование.

Ряд международных организаций оказывал поддержку инициаторам этого процесса в России. Так, на базе РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева в тот же период начал осуществляться американо-российский проект "Российские фермы" (координатор – профессор В. Л. Стороженко), в рамках которого осуществлялось финансирование создания информационно-консультационной службы в Дмитровском районе Московской области. Схожие начинания были и в других регионах России, в частности во Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Тюменской и Ярославской областях, Краснодарском и Приморском краях, республиках Башкортостан, Дагестан, Татарстан и Коми. Главной проблемой всех проектов было недостаточное финансирование, отсутствие государственной поддержки и координации совместных действий всех инициаторов на местах.

Для ускорения создания системы информационно-консультационного обслуживания Правительство Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия подписало в июне 1994 г. Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе. В соответствии с этим соглашением был реализован проект АРИС (Agriculture Reform Implementation Support) – поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве.

Целью проекта было создание условий для функционирования аграрного сектора России в условиях рыночной экономики. Для этого в рамках проекта была создана система ценовой информации (СИР), информационно-консультационная служба для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществлялось развитие семеноводства, реализовывались инвестиционные проекты. Проект АРИС предусматривал создание систем ИКС и СИР в тех регионах Российской Федерации, в экономике которых аграрный сектор имел большое значение. Он в значительной степени способствовал созданию системы информационно-консультационного обслуживания аграрного сектора России. С его помощью информационно-консультационные службы были созданы в 65 регионах и 235 районах Российской Федерации.

В настоящее время в АПК России функционирует система ИКС, включающая федеральный, региональные и районные уровни (рис. 1.2).

Федеральный уровень

Министерство сельского хозяйства России (МСХ РФ)

ФГБУ УМЦСК и ПКАПК

Подразделения МСХ РФ

ЦОК ИКС АПК

Региональный уровень

Региональные министерства (департаменты, управления) сельского хозяйства

Межрегиональные

УМЦ

Региональные ИКЦ

Сельскохозяйственные вузы, НИИ, ИПК и т.п.

Районный уровень

Межрайонные

ИКЦ

Районные ИКЦ

Сельские ИКЦ

Рис. 1.2. Система ИКС для сельских товаропроизводителей в России:

ФГБУ УМЦСК и ПКАПК – Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса; ЦОК ИКС АПК – Центр обучения кадров ИКС АПК; УМЦ – учебно-методический центр; ИКЦ – информационно-консультационный центр

Министерство сельского хозяйства России определяет идеологию, цель и задачи развития государственной информационно-консультационной службы, которые становятся ориентиром для всей страны.

Деятельность ФГБУ "Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса" направлена на повышение эффективности агропромышленного производства путем организации консультационного обслуживания товаропроизводителей и сельского населения с целью содействия устойчивому развитию сельских территорий. Он выполняет организационно-методическую (координация развития системы службы сельскохозяйственного консультирования и информационно-методическое обеспечение субъектов, занимающихся инновационно-консультационной деятельностью), консультационную, инновационную, издательскую и информационную функции[1].

Центр обучения кадров информационно-консультационной службы АПК России, созданный в 1996 г. на базе РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева, организует подготовку кадров, а также проводит учебно-методическую и научно-исследовательскую работу для информационно-консультационной службы АПК, разрабатывает учебные планы и программы обучения кадров, рабочие планы и графики учебного процесса, совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет подбор контингента из числа руководителей, специалистов и преподавателей регионального и районного уровней для последующего их обучения на базе Центра и за рубежом. Категории слушателей: руководители и специалисты федерального уровня, руководители, информационные и отраслевые специалисты, а также преподаватели регионального уровня, руководители и специалисты районного уровня[2].

Региональный уровень ИКС, как правило, состоит из регионального центра и нескольких районных (межрайонных) центров. Состав информационно-консультационных служб России в 2006– 2013 гг., по данным Учебно-методического центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК, представлен в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Структура системы сельскохозяйственного консультирования Российской Федерации

Компонент системы

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Количество региональных информационно-консультационных центров

52

52

56

65

83

73

79

64

в том числе в форме государственных учреждений (предприятий)

15

19

22

28

31

25

25

23

при образовательных учреждениях

16

16

14

15

25

20

16

12

при органах управления АПК

9

6

5

5

5

5

4

3

в других формах

12

11

15

17

22

23

34

26

Количество районных информационно-консультационных центров

309

385

465

549

531

539

689

561

В целом в системе ИКС в 2012 г. было занято 3645 человек, а в 2013 г. – 3283. Развитие "низового" звена, а именно количество районных центров, осуществляющих непосредственное консультирование, явно не соответствует объему и важности задач, стоящих перед ними. В 2012 г. районные центры были лишь в 689 районах, а в 2013 г. – в 561 районе из 1866, что составляет соответственно 35 и 31% общего количества районов Российской Федерации[1].