Развитие профессионального образования

Реформы Петра I в военном деле и государственном управлении потребовали значительного увеличения числа специалистов для различных областей жизни государства, что, прежде всего, подтолкнуло к созданию военных учебных заведений.

Военная подготовка претерпела существенные изменения уже на рубеже XVII–XVIII вв., когда Петр I начал осуществлять преобразования в военном деле и ввел единую систему воинских чинов (званий) западно-европейского типа, которые были окончательно оформлены Табелью о рангах (1722). Введение западно-европейской традиции комплектования армии и пополнения офицерских должностей потребовало новых форм обучения военному делу. Прежде всего, к ним следует отнести создание специальных военных учебных заведений. В этот период появился термин "военная карьера", который связан с успешным окончанием военных учебных заведений. К началу XIX в. в России сложилась система специальных военных учебных заведений, к которым относились: военно-морские, инженерные и артиллерийские учебные заведения, гарнизонные школы, дворянские военно-учебные заведения и ряд других.

Сухарева башня (1692–1695) в Москве – местоположение Школы математических и навигацких наук (1701–1752)

В соответствии с Высочайшим указом 1701 г. в Москве была создана школа "математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения". До 1706 г. она состояла в ведении Оружейной палаты, а затем – приказа Морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" в возрасте 12–17 лет (позже и 20-летних). Имевшие более пяти крестьянских дворов содержались за свой счет, а остальные получали "кормовые" деньги. Школа была рассчитана на 500 учащихся. Всего в школе, например, в 1712 г. числилось 517 учеников, из которых 175 были солдатскими детьми, 57 – посадскими людьми, 11 – дворовыми и крепостными.

Учебный курс школы включал основы артиллерии, геометрию и тригонометрию с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию, приемы обращения с холодным и огнестрельным оружием. Дальнейшие профессиональные знания учащиеся должны были получать уже на самой службе. В школе производилась подготовка учителей, которые направлялись в губернии для преподавания математики в архиерейских, навигацких и цифирных школах. В целях совершенствования в практике судовождения в 1706 г. из Школы математических и навигацких наук было направлено 30 учащихся в Голландию и Англию.

В целях подготовки детей к обучению в профессиональных учебных заведениях, требовавших определенных знаний и профессиональных навыков, по всей стране была создана сеть цифирных, или арифметических школ. Они должны были давать начальные профессионально-ориентированные сведения по математике, геометрии, тригонометрии, стереометрии и черчению. Цифирные школы как профессиональные учебные заведения находились в ведении Военной и Адмиралтейской коллегий. Помощь в открытии школ должны были оказывать архиереи, вероятно, в силу имеющегося у них опыта в организации учебных заведений. На протяжении 1716–1723 гг. в России было открыто 42 школы, однако не обо всех сохранилась информация. По Ведомости, представленной в Святейший Синод, в 26 арифметических школах обучалось более 2 тыс. учащихся. Цифирные школы осуществляли свою деятельность до 1744 г.

В октябре 1715 г. в Санкт-Петербурге была создана Морская академия, или Академия морской гвардии, – военное учебное заведение для подготовки офицеров флота и специалистов в области геодезии. Московская Навигацкая школа стала своеобразным подготовительным училищем при Академии и просуществовала до 1752 г. Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно подразделялась на шесть отделений по 50 чел. в каждом. Во главе Академии стоял директор, отделениями командовали офицеры, назначавшиеся из гвардейских полков. В качестве самостоятельного отделения в Академии имелся особый класс геодезистов численностью 30 чел. В 1716 г. было учреждено воинское звание гардемарин (от франц. "страж моря", или морской гвардеец). Оно заменило звание "навигатор" в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана, учрежденного в 1713 г. Мичманом гардемарин становился после соответствующего экзамена и выполнял на корабле обязанности унтер-офицера (старшины). По экзамену же мичманы производились в первый (до 1732 г.) офицерский чин – унтер-лейтенанта.

В гардемаринскую роту, старшее отделение Морской академии со штатом в 200 чел., зачисляли окончивших теоретический курс, который включал следующие учебные предметы: арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию, навигацию, географию, рисование, в некоторых классах – астрономию, а также корабельную архитектуру. Летом гардемарины распределялись по кораблям Балтийского флота и уходили в учебное плавание, а зимой продолжали теоретическую подготовку в Кронштадте. На кораблях гардемарины исполняли обязанности матросов, комендоров и "морских солдат", а также обучались "корабельному правлению", сами вели "журналы путеплавания" и производили "обсервации" – определение местонахождения корабля.

Срок пребывания в звании гардемарина зависел от проявленных способностей и наличия свободных офицерских должностей. Вместо положенных семи лет некоторые гардемарины производились в офицеры через три-четыре года. На протяжении 1717–1752 гг. из Морской академии во флот было выпущено более 750 чел. В большинстве случаев выпускники получали чин мичмана, а показавшие выдающиеся знания и практические навыки производились в унтер-лейтенанты и лейтенанты. Морская академия и Школа математических и навигацких наук просуществовали до 15 декабря 1752 г., когда указом императрицы по образцу Сухопутного корпуса был основан Морской шляхетный (с 1802 г. – кадетский) корпус на 360 учащихся.

По распоряжению президента государственной Адмиралтейств- коллегии адмирала Η. Ф. Головина от 4 февраля 1734 г., была создана Штурманская рота – своего рода учебное заведение, в котором читался курс навигацких наук и проводились практические учебные занятия на одном из фрегатов военного флота. При училище действовала славяно-российская школа, из которой набиралась часть учащихся. Также учащиеся (11–13 лет) принимались из Ревельской и Кронштадтской навигацких школ. По образцу Санкт-Петербургской штурманской или навигацкой школы были открыты навигацкие школы практически во всех приморских городах, а также речных портовых городах и крепостях. Сохранились, например, сведения о деятельности штурманских или навигацких школ в Якутске, Охотске, Иркутске и Нерчинске.

Открытие в Сибири ряда навигацких школ было вызвано активным освоением Дальнего Востока и недостатком штурманов и геодезистов. Первой была открыта навигацкая школа в Якутске (1739). По указанию прибывшего в Якутск советника адмирал – тейств-коллегии было набрано из казачества 110 детей 7–15 лет. В школе изучались чтение, письмо, арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация. Изучение практической навигации осуществлялось на кораблях. Вторая навигацкая школа в Сибири была открыта в Охотске (1740). Третья и четвертая – в Иркутске и Нерчинске в 1753 г. Иркутская школа рассчитывалась на 50 учеников, а Нерчинская – на 70. В качестве учителей были назначены офицеры военного флота. Учебными предметами в Иркутской и Нерчинской школах были арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, сферика, астрономия, геодезия. Особенностью этих школ было наличие в них класса геодезии, что позволяло готовить топографов и картографов. Вскоре были открыты специальные геодезические школы в Томске и Тобольске. Выпускники Иркутской навигацкой школы производились в унтер-офицерские и офицерские чины и назначались на различные должности военной и гражданской службы. При проявления способностей к языкам или наукам отдельные ученики направлялись в учебные заведения повышенного уровня.

В ходе организационных изменений в российском военно-морском флоте в августе 1798 г. были учреждены два главных штурманских училища для Балтийского и Черноморского флотов и два училища корабельной архитектуры. Число учащихся штурманских училищ было весьма значительным.

Например, в Штурманском училище Балтийского флота штат был установлен в 895 учеников: для 1 класса – 295 учащихся, 2 – 300 учащихся, 3 – 300 учащихся.

Деление учеников на классы было связано с их учебными успехами. Ученики набирались из различных сословий и находились на полном государственном обеспечении. Учащиеся при зачислении в училище поступали на военную службу и приводились к присяге. Возглавлять училище должен был действующий флотоводец в звании вице-адмирала. Штат училища включал инспектора – капитана 1-го ранга, профессора математики (из кадровых офицеров флота), 12 преподавателей – офицеров флота, 56 человек обслуживающего персонала.

Артиллерийские и военно-инженерные школы. В соответствии с указом Петра I от 10 (21) января 1701 г. в Москве была организована школа Пушкарского приказа, в которой стали готовить офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками школы с 1702 г. стали комплектоваться и минерные подразделения российской армии. 16 января 1712 г. из школы Пушкарского приказа была выделена Инженерная школа с комплектом 100 чел.

В 1719 г. была создана военно-инженерная школа в Санкт- Петербурге под начальством инженер-полковника А. де Кулона. В Санкт-Петербургской Инженерной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, основам гидравлики. Приобретенные знания закреплялись на практических занятиях. Закончившие с отличием курс наук получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту. Слабо успевающие направлялись туда простыми минерами и повышались в чинах только тогда, когда доказывали знание своего дела. Выпущенные из школы кондукторы применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и ремонту крепостей. В 1723 г. Московская и Петербургская инженерные школы были объединены – теперь она рассчитывалась на 150 учеников. В школе имелась церковь, чертежная, архив, модельная камера, госпиталь и жилые покои, в которых помещались учителя, кондукторы и ученики школы. В 1742 г. состоялось открытие в Москве новой инженерной школы на 60 учащихся.

Специальные артиллерийские школы были учреждены в 1712 г. при Артиллерийском полку и при бомбардирской роте. Они комплектовалась, главным образом, из солдат лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. В школах обучали арифметике, геометрии, началам тригонометрии, фортификации (нолевые укрепления, атака крепостей) и артиллерии (построение масштабов, вычерчивание лафетов и орудий, приготовление пороха к стрельбе, правила стрельбы). Теоретический материал закреплялся на практических занятиях. Ученики, успешно окончившие обучение в школе, получали звание бомбардира, которое открывало им путь к повышению по службе в гвардейской или полевой артиллерии. При наличии вакансий они производились в офицеры.

Указом императора от 13 марта 1721 г. в Санкт-Петербурге была основана особая школа на 30 чел., в которой обучались состоящие на службе артиллеристы. 20 мая 1730 г. также в Санкт-Петербурге учреждена еще одна артиллерийская школа на 60 чел. для подготовки технических специалистов в артиллерию и получившая впоследствии наименование Арифметической артиллерийской школы.

В 1735 г. в Санкт-Петербурге была открыта Чертежная артиллерийская школа для 30 чел. В ней обучали преимущественно математическим наукам и артиллерийскому делу и выпускали унтер-офицерами в артиллерию. Вскоре к ней была присоединена Арифметическая артиллерийская школа для "пушкарских сыновей", и это учебное заведение стало именоваться Санкт-Петербургской артиллерийской школой. Она состояла из двух отделений: одно (на 60 чел.) готовило писарей и мастеровых, другое – на 30 чел. предназначалось для обучения математическим наукам и артиллерийскому искусству и выпускало унтер-офицеров в артиллерию. Школа была разделена на три класса. Ученики третьего класса обучались арифметике, второго – геометрии и тригонометрии, масштабу, проходили чертежи пушек и мортир с их составными частями. В первом классе изучались "прочие артиллерийские науки и чертежи". С 1737 г. арифметическая школа стала подготовительной для поступления в артиллерийскую. В артиллерийской школе, как и в инженерной, допускались сверхкомплектные ученики. По окончании курса выпускники поступали унтер-офицерами в соответствующий род войск и по представлению своего начальства производились в офицеры. Малоуспешные ученики выпускались рядовыми. В начале 1730-х гг. такая же школа появилась в Москве у Сухаревой башни.

В 1758 г. главноначальствующий над инженерным корпусом граф П. И. Шувалов объединил Инженерную и Артиллерийскую школы в одно учебное заведение. Непосредственным начальником Соединенной артиллерийской и инженерной школы был назначен инженер-капитан М. И. Мордвинов, возглавлявший до этого Инженерную школу. Число воспитанников из дворян, составивших

1-е отделение Соединенной школы, – 135 чел.: 75 – из Инженерной, 60 – из Артиллерийской школ. Одновременно для наблюдения за школой были назначены особые лица от Канцелярии Главной артиллерии и фортификации – кураторы школ Инженерной – генерал-инженер А. П. Ганнибал (ок. 1688–1781), Артиллерийской – генерал-поручик И. Ф. Глебов (1707–1774). В распоряжение школы был передан учебный полигон для показа инженерным ученикам фортификационных работ, были основаны библиотека, музей и типография, учрежден лазарет. При соединенной школе имелось

2-е отделение, получившее наименование Соединенной Солдатской школы. В Соединенной артиллерийской и инженерной школе в 1759–1761 г. обучался и одновременно преподавал в Солдатской школе арифметику и геометрию будущий генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

В 1762 г. Артиллерийская и инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом 146 кадет; в 1784 г. штат увеличен до 393 чел. На протяжении нескольких десятилетий почти весь состав артиллерийских и инженерных офицеров комплектовался из воспитанников этого корпуса.

Первые кадетские корпуса были организованы в Пруссии в середине XVII в. как школы для подготовки дворянских детей к военной службе. Впоследствии они возникли во Франции, Дании и ряде других европейских стран. Воспитанники кадетских школ назывались кадетами (от фр. capdet – "младший, несовершеннолетний").

В России Кадетский корпус был открыт в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны 29 июля 1731 г. в Санкт-Петербурге по инициативе генерал-прокурора Сената графа П. И. Ягужинского (1683–1736). В Корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13–18 лет. Учебный курс состоял из четырех классов. В 1732 г. штат Корпуса включал 360 кадет, а в 1760 г. он был увеличен до 490. В 1743 г. Корпус получил наименование Сухопутного шляхетского корпуса. При переводе в старший класс перед выпуском совет Корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно с его способностями. Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся – чин подпоручика и в исключительных случаях чин поручика. Штат Сухопутного кадетского корпуса в 1762 г. был увеличен до 600 чел. и в него стали приниматься дети не старше 5 лет, чтобы пробыть в корпусе не менее 15 лет. Право на поступление предоставлялось детям штаб- офицеров, причем приоритетным правом пользовались дети неимущих, раненых или убитых на войне. 10 марта 1800 г. Сухопутный корпус был переименован в Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный – во 2-й Кадетский корпус. К началу XIX в. Сухопутный кадетский корпус выпустил около 3300 чел., а Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус – около 1600 чел. Существовал еще Греческий кадетский корпус, который в 1775–1796 гг. подготовил 190 офицеров для армии и военного флота.

Для обучения детей солдат и унтер-офицеров были организованы гарнизонные школы. В соответствии с Указом 1721 г. в каждом из 50 российских гарнизонных полков было необходимо обучать но 50 солдатских сыновей 7–15 лет. В школах обучали чтению, письму, арифметике и в зависимости от рода войск "артиллерийской и инженерной науке", "солдатской экзерциции", "художествам и мастерствам, кои армии и полкам потребны", делопроизводству. С 15 лет воспитанники зачислялись в армию. Руководство школами возлагалось на комендантов гарнизонов. Указом императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1732 г. число комплектных мест в каждой из гарнизонных школ было увеличено до 64. Таким образом, всего в гарнизонных школах обучалось около 4 тыс. учеников. В результате реорганизации гарнизонных полков в батальоны в 1765 г. при 108 батальонах числилось около 9 тыс. учащихся, а в 1797 г. – 10313 учеников.

Солдатские или гарнизонные школы в 1756 г. были организованы при шести поселенных полках Малороссии. По предписанию командующего Украинским корпусом, ОГЛАВЛЕНИЕ обучения было следующим: "Вначале словесному и писать, также воинской солдатской экзерциции и арифметике – всех. А по окончании вышеописанных наук по некоторому из оных числу – геометрии, артиллерийской и инженерной наукам, а также и слесарному мастерству. А непонятных к таковым наукам обучать столярному, токарному, плотничному, кузнечному, портному и сапожному ремеслу, к чему у которых будет склонность". Обучение "воинской экзерциции" детей солдат малороссийских полков включало овладение приемами конной службы, необходимым для конного казачьего войска, и основами военной регулярной службы. Обучение военному делу начиналось с восьми лет, однако четких сроков обучения определено не было. Средний возраст учащихся составлял 12–15 лет.

В результате создания единой системы образования в России под руководством Комиссии об учреждении народных училищ Российской империи (1782) на все учебные заведения, включая гарнизонные школы, был распространен "План к установлению народных училищ в Российской империи".

Примером распространения положений этого документа на гарнизонные школы может служить ОГЛАВЛЕНИЕ обучения в Саратовской гарнизонной школе. Ее учебный курс включал "Закон о должностях человека и гражданина", арифметику, российскую историю, правописание и письмо, грамматику, катехизис, геометрию, российскую и политическую географию, естественную историю, всеобщую историю, пение. Эту довольно обширную программу обучения должны были осваивать все солдатские дети в российских гарнизонах. Из 99 учащихся лишь один ученик был сыном отставного прапорщика, остальные 98 были солдатскими детьми. В 1798 г. все гарнизонные школы были реорганизованы в военно-сиротские отделения.