Развитие "Я" как профессионала

На психосоциальное развитие в пожилом возрасте большое влияние оказывает наличие в обществе такого социального явления, как пенсия, т.е. возможность прекращения трудовой деятельности при достижении определенного возраста. Многие авторы отмечают снижение у людей социальных и культурных контактов как последствие выхода на пенсию. Наблюдается нарастание психического упадка и депрессии. Некоторые авторы ставят вопрос о психологическом банкротстве пенсионеров. Согласно результатам динамических наблюдений за пенсионерами, выявлено влияние прекращения работы на ускорение процесса инволюции на всех уровнях целостного организма[1]. Несмотря на наличие времени для отдыха не улучшается состояние здоровья. Болес того, возможное кратковременное улучшение здоровья после выхода на пенсию в дальнейшем сменяется его ухудшением, что особенно выражено у административно-технического персонала.

С выходом на пенсию человек оказывается перед необходимостью решения нескольких важных задач: во-первых, проблемы структурирования времени; во-вторых, поиска и опробования новых жизненных ролей; в-третьих, нахождения сферы приложения собственной активности. Все три задачи взаимосвязаны, а предпосылкой их успешного решения является наличие у человека согласия на собственную старость и использования им преимущественно активных способов приспособления.

"Я вот из садика уходила и думала: “Как же это я не буду приходить сюда – ведь целая жизнь прошла?” А кипела она – ух! Мы встречи устраивали всякие, вечера, праздники для ребят, спектакли. Скучала я по работе очень, плакала даже. А потом так втянулась в домашние хлопоты, что уж не знала, когда я успевала на работу ходить".

Ж., 72 года

Умение смотреть на жизнь с точки зрения не только потерь, но и предоставляемых возможностей позволяет найти новые смыслы жизни в старости. Поскольку развитие в старости не заканчивается, можно предположить, что должно продолжаться и развитие профессионального "Я". Только теперь оно становится менее вынужденным, так как в меньшей степени ориентировано на получение материального вознаграждения. Изучение мотивов труда у работающих пенсионеров показало, что чаще всего у них имеет место сочетание мотивов материального и социального характера. Как правило, исключительно материальными мотивами обусловлен труд малоквалифицированных рабочих с относительно низким уровнем пенсионного обеспечения. У большинства работающих пожилых людей материальная заинтересованность базируется на стремлении к сохранению прежнего жизненного уровня. Социальные мотивы обычно связаны с получением удовлетворения от профессиональной деятельности, осознанием труда как жизненной потребности и необходимости.

В определенной степени мешает развитию профессионального "Я" стереотипное восприятие старости как периода снижения интеллектуальных возможностей. Однако современные исследования доказывают, что снижение некоторых показателей умственного развития в старости связано лишь с замедлением скорости реакций, т.е. скорости восприятия и обработки информации. Таким образом, снижение умственных способностей в старости можно отнести к мифам. Более того, описано явление сенсибилизации психических функций.

Однако необходимо иметь в виду следующее обстоятельство. Познавательные возможности в старости менее, чем в каком-либо другом периоде, зависят от биологических факторов. Если человек после выхода на пенсию прекратит все виды активности, то утрачиваются и мотивы для сохранения познавательных возможностей, а недостаток упражнений действительно может привести к их угасанию. Таким образом, специфика развития в старости предполагает наличие высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой. Однако может встать вопрос о затруднении процесса обучения в старости, а, как известно, постоянное самообучение требуется для любого профессионального роста. Кроме того, в силу реального ослабления здоровья некоторые пожилые люди могут столкнуться с невозможностью продолжения прежней работы и необходимостью переобучения.

Взгляды на возможность и целесообразность приобретения в пожилом возрасте новых рабочих и интеллектуальных навыков противоречивы. Например, есть данные о затруднительности и низкой эффективности профессионального обучения пожилых людей. Однако в последнее время все чаще появляется информация об ошибочности прежних теорий. В частности, описаны результаты, свидетельствующие о способности пожилых к обучению иностранным языкам, рисованию, причем процесс обучения оказал одновременно благоприятное влияние и на состояние их здоровья. Американские психологи приводят интересный пример, когда пожилые неквалифицированные грузчики и носильщики аэропорта были успешно обучены для участия в системе погрузочно-разгрузочных работ. Разумеется, обучение пожилых людей требует особых методов. Но если вспомнить детей, то их обучение тоже потребовало особых методов и привело к созданию целой системы наук, включающей дидактику, педагогику, методики преподавания отдельных предметов и т.п.

Таким образом, развитие профессионального "Я" в пожилом возрасте возможно. Существует три основных варианта такого развития. Во-первых, продолжение работы в прежней профессиональной сфере, но с постепенным изменением характера выполняемой деятельности. В частности, у научных работников наблюдается переход к научно-административной и научно-литературной работе. Во-вторых, перемещение в другую профессиональную сферу. Но, к сожалению, в последнее время такие перемещения осуществляются со снижением квалификации и статуса профессии. Вероятно, должны существовать специальные центры по переобучению пожилых людей, дающие им возможность реализовать свою активность в соответствии с их способностями, а кроме того, служба трудоустройства не только для молодежи, но и для пожилых. В-третьих, развитие "Я" как профессионала в условиях семьи. Это может быть накопление умений в области садоводства, вязания, шитья и т.п.

"Глядишь, через пару-тройку денечков какая-нибудь кофточка для внученьки получится или свитерок для внучка. Они любят, когда я им вяжу. Вроде бы плохо получается, да и таких нет ни у кого. А летом обычно я на даче. У меня на огороде столько всякой всячины растет, например, яблонь аж семь видов. А еще я очень люблю шить. Внученька постоянно просит: “Бабуля, сшей мне что-нибудь”".

Ж., 77 лет

В случае деструктивного варианта старения, трудностей адаптации, склонности к использованию защитных механизмов с выходом на пенсию возникает угроза возможной потери идентичности. В литературе описано два довольно типичных варианта защиты своей идентичности.

1. Слияние с какой-либо социальной группой, чаще семьей. Здесь слабое "Я" пытается заменить его сильным "Мы". Семейная среда при этом обеспечивает ощущение безопасности. Возникают своеобразные отношения зависимости, т.е. пожилой человек стремится к подтверждению своего зависимого положения, основой которого является желание получать помощь от окружения, причем пожилой человек считает, что он должен получать такую помощь. Однако эмоциональный комфорт при этом достигается не всегда, поскольку для поддержания подобных отношений необходимо, чтобы отношения зависимости устраивали семью.

В противном случае возможны острые жалобы пожилого человека на свою семью, на недостаток с их стороны внимания и заботы. При невозможности простроить отношения зависимости в семье пожилой человек может пытаться найти их в другом месте, например во взаимоотношениях с врачом, социальным работником и т.п.

2. Стагнация идентичности, попытка удержать ее на прежнем уровне без изменений. Люди, прибегающие к такому механизму, преувеличенно эмоционально сдержаны, избегают делиться своими жалобами и проблемами. Ключевым моментом здесь выступает категорическое отвержение помощи, поскольку принятие помощи, по мнению таких людей, свидетельствует об их собственной слабости, изменении статуса, а соответственно, представляет угрозу идентичности. Принятие помощи сопровождается негативными переживаниями.

"Я всегда привыкла быть для своих детей поддержкой, помощью и силой. А вот теперь, наоборот, приходится занимать НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Прямо сердце кровью обливается, когда принимаю их помощь. А с другой стороны, я без них совсем не могу. Вся надежда на них. Хочется, чтобы они всегда были рядом. Я боюсь остаться одна, когда буду совсем плохая".

Ж., 59 лет

Такое отношение к принятию помощи существенно отличается от ситуации, в которой человек принимает помощь с благодарностью, но не считает, что он обязательно должен се получать.

"Сын реже приезжает, но первым делом ревизию наводит: сколько у меня продуктов, сколько денег. Мне даже неловко бывает. Но для меня это большая радость. Ведь не последнее он мне отдает. Значит, у него достаток есть. Не зря мы с отцом столько сил в образование детей вложили".

Ж., 65 лет

Таким образом, продолжение развития профессионального "Я" влияет не только на психическое состояние и здоровье человека, но и на внутрисемейные отношения.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что необходимо пересмотреть существующий стереотип "заслуженного отдыха" пожилых людей, подойти к государственному стимулированию продолжения трудовой деятельности, ставить вопрос о создании службы профориентации и обучения пенсионеров. Это тем более важно, что повсеместно наблюдается такое относительно новое явление, как демографическое старение населения, т.е. изменение его возрастной структуры в сторону старших возрастных групп. Особенно остро процесс протекает в экономически развитых странах, но предполагается его распространение и на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Процесс демографического старения вызывает необходимость пересмотра основ функционирования и организации медицинской, психологической, социальной поддержки пожилых и, конечно, их профессионального обучения и развития.

"Моя бабушка потеряла мужа и стала испытывать постоянное чувство страха, стала обращаться в прошлое и хотела все вернуть назад. И я стала чаще общаться с ней и посвящать во все свои проблемы. Она стала принимать активное участие в моей жизни, давать советы. Стала выписывать интересные статьи, думая, что и мне они будут интересны. Я посоветовала то же сделать и моей тете. Бабушка стала и ей советчицей. Теперь у нее просто не осталось времени на собственные переживания. Она влилась в новую струю жизни и осознала свою нужность семье".

Ж., 21 год