Развитие "Я" как профессионала

Важнейшей особенностью молодости является осуществление процесса профессионального самоопределения в качестве необходимой составляющей личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение можно рассматривать в двух планах – как ориентацию на определенные виды и характер труда и как ориентацию на определенный статус и место в системе социальных отношений. Последнее понимание профессионального самоопределения включает первое, представляется более полным и во многом смыкается с понятием социального самоопределения. Если рассматривать профессиональное самоопределение как процесс, осуществляющийся в течение некоторого времени, то условно в нем можно выделить два этапа, приходящихся на юношеский возраст: этап выбора профессии и этап первоначального профессионального становления.

Этап выбора профессии начинается не с поступлением в то или другое учебное заведение, а с принятием молодым человеком решения работать по той или иной специальности, поскольку выбранная профессия далеко не всегда соответствует получаемому образованию. Среди основных факторов, обусловливающих выбор профессии, американский исследователь Грейс Крайг выделяет влияние родителей, черты личности самого человека и его стремление к самоактуализации.

Влияние родителей сказывается на выборе профессии двояко. С одной стороны, в семье у молодого человека складываются установки в отношении предпочтительного образа жизни. Кроме того, семья во многом определяет идеалы и ценности молодого человека и, соответственно, влияет на понимание им смысла собственной жизни. Может быть, поэтому многими исследователями утверждается, что в процессе выбора профессии идет простраивание ценностных аспектов профессионального "Я". С другой стороны, семья является источником личностных проблем молодого человека, которые он будет пытаться компенсировать при выборе профессии. Вместе с тем семья также и источник ресурсов, возможность реализации которых тоже предоставит профессия. Например, к профессии психолога будут стремиться не только молодые люди, обладающие выраженным социальным интересом, эмпатией, высокой коммуникабельностью, но и те, что имеют глубокое чувство неполноценности.

Влияние черт личности на выбор профессии, очевидно, во многом связано с предыдущим фактором – влиянием семьи. Здесь уместно еще раз подчеркнуть существование корреляции между родом занятий, которые выбирают люди, и чертами их личности. Наконец, такой фактор, как стремление к самоактуализации, дополняет два предыдущих. Для многих людей профессиональная деятельность является сферой самоактуализации, нахождения смысла жизни и выполнения своей жизненной задачи. Между тем самоактулизация и поиски смысла жизни возможны не только в профессиональной, но и в семейной сфере.

Этап первоначальною профессиональною становления связан с началом трудовой деятельности. Если на предыдущем этапе шло простраивание ценностных аспектов профессионального "Я", то теперь идет его простраивание на деятельностном уровне, что сопровождается накоплением первоначальных профессиональных умений. Например, для психолога это умения вести групповые занятия с детьми разных возрастов, осуществлять индивидуальную и групповую диагностику и т.п. При этом происходит осознание результатов сделанного ранее выбора профессии и возможности кардинально влиять на собственную жизнь. Реальное подтверждение получает теперь собственное чувство взрослости. Меняются групповые ориентации, формируется новое профессиональное пространство общения. Выделяется и начинает развиваться новая форма общения – деловая. Молодому человеку становятся интересными не только те люди, с которыми можно вступить в эмоциональный контакт, но и те, которые обладают интересной профессиональной информацией. Появляется ощущение принадлежности к профессиональной группе, развивается чувство "Мы", например "Мы – психологи" или "Мы – инженеры".

Этап профессионального становления можно назвать исследовательским, поскольку идет активное экспериментирование формами (а зачастую и местами) профессиональной деятельности и через них осуществляется исследование различных сторон своего "Я", углубление самопознания.

Фактором, способствующим успеху процесса профессионального становления, является способность к риску, которая, разумеется, должна находиться в гармонии с личной ответственностью, поскольку нарушение такой гармонии может привести человека к крушению. Тем не менее, наличие некоторой способности к риску в сфере опробования своих профессиональных возможностей, иногда проявляющееся в частой смене работы, необходимо молодому человеку. Есть даже точка зрения, согласно которой излишнее стремление молодых к профессиональной стабильности сродни их психической смерти. Может быть, поэтому человек, внешне, казалось бы, стремящийся к стабильности, достигнув желаемого, тем или иным способом ее нарушает. В случае если профессиональная стабильность все- таки не нарушается, она во многом является предпосылкой профессиональных кризисов в более поздние возрасты. Например, в периоды экономического спада трудности с поисками нового места работы, профессиональной переориентации испытывают именно те мужчины и женщины, которые после школы или вуза имели одно постоянное место работы. Более того, некоторых потеря работы может привести к серьезному личностному кризису, сопровождающемуся теми либо иными психосоматическими заболеваниями.

Фактором, затрудняющим профессиональное становление, является страх начала профессиональной деятельности, который выражается в сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности: способностей, умений, знаний. В качестве иллюстрации можно привести результаты изучения тревожности у пятикурсников факультета педагогики и психологии МПГУ. Оказалось, что студенты, имеющие опыт практической деятельности, причем не обязательно по специальности, показали существенно более низкий уровень тревожности, чем неработающие.

Важно отметить, что страх начала трудовой деятельности может не осознаваться самим молодым человеком и принимать различные внешние формы. Например, некоторые люди занимают позицию "вечного студента", т.е. постоянно обучаются на различных курсах, всячески повышают свое мастерство, но так и не приступают к его реализации. Другие не предпринимают активных поисков места работы, и отсутствие работы является для них оправданием того, что к ней можно не приступать.

Помимо страхов, фактором, затрудняющим профессиональное становление, является наличие у молодого человека слишком больших профессиональных ожиданий либо в плане собственных достижений, либо в плане зарплаты. Трудность в принятии идеи постепенности роста профессионализма и благосостояния у некоторых людей вызывает кризис, который иногда называют кризисом профессиональных экспектаций. Его основная причина – несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его ОГЛАВЛЕНИЕм, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплаты. Возможно два варианта разрешения кризиса:

а) конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы);

б) деструктивный (увольнение, смена специальности, неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).

Подводя итог обсуждению проблемы профессионального самоопределения, можно заключить, что неспособность к профессиональному самоопределению является причиной серьезных тревог у многих молодых людей. Поскольку в нашем обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют разные стили жизни, то выбор карьеры превращается в выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, у молодого человека должны быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области трудовой жизни он мог бы проявить себя наилучшим образом.