Развитие "Я" как профессионала

Зрелый возраст традиционно считается этапом упрочения карьеры. Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине зрелости наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими. Колебания в выборе профессии нередко являются проявлением более фундаментальной неопределенности в сфере личностной идентичности. Это особенно верно в отношении молодых женщин, которые ввиду своего биологического предназначения стоят перед необходимостью выбора: роль жены и матери или карьера, либо комбинация того и другого. Некоторые женщины, выбирающие семейное поприще, могут со временем поверить в то, что у них нет никакой эго-идентичности за пределами материнской роли.

"У меня было два пути: либо делать карьеру, либо быть хранительницей домашнего очага, создать семью, воспитывать детей. Получилась так, что я провалила экзамены в институт, вышла замуж и плавно встала на вторую линию, о чем совершенно не жалею".

Ж., 43 года

В середине жизни многие люди проходят через период серьезной переоценки профессиональной карьеры. К этому может привести переживание несоответствия своих ожиданий от карьеры, темпов продвижения в ней и реальной ситуации. Однако добровольная смена профессиональной деятельности происходит довольно редко – только в ситуации, когда произошло резкое изменение ценностных ориентаций или возвращение стремлений, идеалов молодости. Смена работы возможна также, если результатом экзистенциального кризиса станет появление у человека стремления к самоактуализации. В данном случае не рассматривается вынужденная смена работы, вызванная необходимостью улучшить условия труда или материальное положение.

Вынужденная потеря работы. Эту ситуацию следует рассмотреть особо. Здесь имеется в виду полная невозможность продолжения работы по специальности, например, если предприятие и такая специальность просто перестают существовать вследствие развития новых технологий. Если человек обладает не очень сильным личным "Я", то реакции на потерю работы могут быть подобны реакциям горя, вызываемым смертью любимого человека (Г. Крайг). Горестные переживания могут начаться с потрясения и отказа верить в случившееся, на смену которым приходят гнев и протест, затем следуют депрессия и, что важно отметить, появление тех или иных психосоматических симптомов. Развившиеся в результате описываемой ситуации психосоматические заболевания могут быть очень серьезными и даже опасными для жизни, если у человека в этот период к разрушению профессионального "Я" добавляется угроза разрушения "Я" семейного. Такое вполне возможно, поскольку вследствие потери работы человек нередко подвергается определенной регрессии, становится конфликтным, раздражительным, требует от окружающих повышенной заботы. Семья же часто не в силах понять, а потому и поддержать человека должным образом. Потеря работы особенно тяжело воспринимается людьми среднего возраста, долго проработавшими на одном месте и поэтому не имеющими опыта поиска работы.

"Я нашему государству не перестаю удивляться. 25 лет честно отслужил Родине, всю молодость по гарнизонам и ученьям мотался. И что в итоге? Ничего. На печи лежу. Кормилец! Семье в глаза смотреть не могу. Куда мне идти? Кому я нужен? Здоровья нет. Жена пока терпит, а потом мужика нормального найдет и права будет. А я жизнь за нее готов отдать, поэтому и жалко мне ее. Да еще и пить начал. Никогда не пил, а тут запил с горя. Жена молчит, а я от этого еще больше бешусь, распаляюсь, чушь пороть начинаю, подкалывать ее. А сам сижу и последней сволочью себя чувствую".

М., 43 года

Изменение профессионального "Я" под влиянием профессиональной деформации

Изменения личности, возникающие в процессе профессиональной деятельности, которые нарушают ее целостность, снижают адаптивные возможности, а также эффективность профессионального функционирования, называются профессиональной деформацией. Как отмечал Е. В. Руденский, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда происходит интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности[1]. В то же время происходит подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если подобные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, приводящие к ее дисгармоничному развитию, их можно считать профессиональными деформациями. В частности, у педагогов профессиональная деформация может проявляться в формировании таких качеств, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность, авторитарность.

Профессиональная деформация может привести к профессиональному сгоранию – эмоциональному истощению людей, занятых в сфере оказания помощи другим людям. В основном это относится к представителям организаций здравоохранения, психологам и социальным работникам, которым приходится постоянно находиться со страдающими людьми: физически или психологически нездоровыми. Перед ними встает достаточно трудная задача простраивания границ между личным и профессиональным "Я", т.е. отделения личной жизни от профессиональной, формирования интересов, не касающихся работы. В противном случае возможно появление депрессии, психосоматических заболеваний, развитие алкоголизма.

"Последнее время я стала больше тревожиться. За дочку, за судьбу ее, жизнь, вообще за свое окружение. Я боюсь, что с ними что-то случится, что они заболеют. Я более суеверна стала. Может, это связано с профессией. Я все-таки в медицине сколько работаю. Сколько я смертей видела! Mope- Mope... Когда находишься в стенах больницы в молодом возрасте, это не так действует. Ну, увидел: умер человек, попереживал – и все. А когда ты с возрастом осознаешь, что вокруг тебя дорогие люди, и они все ближе к тебе, и ты с ними сродняешься все больше и больше... Осознаешь и видишь, что и достаточно молодые люди умирают. И когда ты видишь это чуть ли не каждый день...

Чем старше я становлюсь, тем этот барьер страха все ниже и ниже, т.е. я все больше и больше боюсь... Просто боюсь... Болезней боюсь...

Может, это оттого, что я в реанимации работала. Там ведь столько народу поумирало! Ужас! И я всех больных помню. Целый список. Я их всех помню в лицо. Всех..."

Ж., 40 лет

В последнее время термин "профессиональное сгорание" стал применяться не только в смысле эмоционального истощения от работы, но и для обозначения разочарования профессиональной деятельностью. Разочарование может наступить по разным причинам: при недостаточном материальном вознаграждении от работы, требующей большой эмоционального вложения (педагоги), при невозможности повышения низкого социального статуса (медсестры, продавцы) и т.п.

"Энтузиазм к работе с годами угасает. Вот посмотри, я зациклилась на любимой работе. Мне уже за 40, а я все работаю в той же больнице такой же обычной медсестрой. Прошло 20 лет, а я, как была, так и осталась обычной медсестрой. Работа вошла в привычку".

Ж., 42 года

В завершение следует остановиться на таком важном явлении, как полное или частичное слияние профессиональной и личностной идентичности. В этом случае практически не развивается личное и семейное "Я" человека, профессиональная деятельность является единственным объектом приложения активности и источником получения удовольствия, занимает все свободное время. Как правило, профессиональные достижения при этом достаточно велики. Известны крайние случаи такого слияния, когда человек размещает свой жилой дом и офис в одном помещении. Иногда такой полный уход в работу является вынужденным, необходимым для компенсации реального отсутствия семьи, что в особенности характерно для женщин.