Развитие политической системы и права "наследников" Союза

Процессы, заложенные в развитии политической системы Российской Федерации до разрушения СССР, получают свое дальнейшее развитие.

21 апреля 1992 г. в Конституцию вносятся изменения, констатирующие строительство системы государственной власти в России на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Продолжается дальнейшее усиление власти Президента РСФСР. В апреле 1992 г. шестой Съезд народных депутатов в постановлении "О ходе экономической реформы в Российской Федерации" фиксирует издание Президентом России ряда указов с нарушением установленного порядка. В июне делается заявление Конституционного Суда РФ, констатирующее угрозу конституционному строю, отмечаются призывы к насильственному свержению конституционной власти5.

Осенью этого же года Верховный Совет принимает Закон "О защите конституционных органов власти в Российской Федерации"', предусматривающий роспуск Верховным Советом РФ, Верховными Советами республик и другими соответствующими Советами органов, присвоивших себе полномочия конституционных.

Продолжающееся усиление власти Президента РФ приводит в 1992 г. к конфронтации законодательной и исполнительной властей. 2 ноября 1992 г. принимается Обращение Совета Национальностей Верховного Совета РФ к Президенту и Верховному Совету РФ, призывавшее положить конец напряженности в отношениях двух ветвей власти, незамедлительно предпринять действенные усилия для налаживания диалога парламента и исполнительных органов власти. Через месяц - 9 декабря 1992 г. - вносятся изменения и дополнения в Конституцию, часть которых направлена на ограждение прав законодательных органов власти. Еще весной 1991 г. при учреждении поста Президента в Конституцию были включены ст. 121 и 1216. В соответствии с первой Президент не имел права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, а вторая содержала запрет на использование полномочий Президента для роспуска или приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Статья 1216 дополнялась санкцией: немедленным прекращением полномочий Президента РФ при нарушении запрета. В соответствии с п. 19 ст. 109 Конституции Верховному Совету РФ предоставлялось право приостанавливать действие указов и распоряжений Президента РФ до разрешения Конституционным Судом дел об их конституционности. Правда, данные нормы не были введены незамедлительно в действие. В соответствии с п. 3 ст. 109 Конституции РФ Верховный Совет России получил право давать согласие на назначение на должность Председателя Совета Министров РФ, а также на четыре ключевые должности в правительстве - министров иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел3. Через день - 11 декабря - делается совместное Заявление Президента и Съезда народных депутатов РФ о приверженности к решению спорных вопросов в отношениях между законодательной и исполнительной властями исключительно конституционными методами и способами4. Но установившееся перемирие было недолгим. Через три месяца - в марте 1993 г. - восьмой внеочередной Съезд народных депутатов в обращении "К гражданам Российской Федерации" констатировал отказ от чрезвычайных мер и чрезвычайных полномочий, подчеркнув, что такой подход вызвал резкое неприятие со стороны Президента России, выступившего с предложениями, сохраняющими за ним особые полномочия, не соответствующие Конституции1. В постановлении Съезда от 12 марта 1993 г. пунктом первым фиксировалось требование осуществления конституционной реформы в порядке, установленном Конституцией, признавались недействительными не соответствующие Конституции нормативные акты государственных органов и должностных лиц, направленные на перераспределение полномочий между федеральными органами государственной власти, а предпоследним пунктом вводились в действие в полном объеме несколько уже упоминавшихся важных статей. 23 июля 1993 г. была сделана еще одна попытка сохранить существующий порядок со стороны законодательного органа - Верховного Совета РФ, принявшего Политическую декларацию. Этим документом все государственные органы, политические и общественные организации призывались: не допускать применения насилия в решении важных государственных вопросов, исключить неконституционные пути и средства достижения политических целей, обеспечить становление государства на принципах строгого соблюдения Конституции, верховенства закона, разделения властей и укрепления представительной власти - Советов.

Тем не менее осенью 1993 г. начинается процесс слома Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"3 деятельность упомянутых органов объявлялась прерванной, а после расстрела Дома Советов в октябре эти высшие органы государственной власти были ликвидированы, как и в целом система Советов. Указом Президента от 9 октября 1993 г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" признавалось необходимым реформировать органы власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. До избрания и начала работы новых органов прекращалась деятельность районных в городах, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, а выполнение их функций возлагалось на местную администрацию. Был освобожден от должности и сопротивлявшийся перевороту вице-президент России, выступивший на стороне парламента.

Создание новых законодательных органов, как общероссийских, так и субъектов Федерации, началось уже во время сентябрьско-октябрьского переворота: Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. было принято указами Президента еще 21 сентября и 1 октября (в уточненной редакции), а Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания - 11 октября 1993 г. В октябре указами Президента были утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и Положения о выборах в Московскую городскую и областную думы.

После 12 декабря 1993 г. государственная власть в Российской Федерации, осуществляемая на основе разделения властей, стала принадлежать Президенту, Федеральному Собранию, состоящему из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Правительству и судам (ст. 11 Конституции). Президент получил право роспуска Государственной Думы (ст. 84). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90).

В 1993 г. в связи с осенними событиями пострадал Конституционный Суд РФ. Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. предписывалось не созывать его заседания до принятия новой Конституции. Другим Указом - от 24 декабря 1993 г. - Закон о Конституционном Суде РФ был признан не действующим и не подлежащим применению. В новой Конституции 1993 г. этот орган судебной власти остался, нос измененными полномочиями. 21 июля 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". В нем сохранялся принцип несменяемости судей, но срок их полномочий был определен в 12 лет. Конституционный Суд только после сформирования его полного состава мог приступить к осуществлению возложенных на него полномочий. Хотя по Закону полный состав Суда должен был быть сформирован не позднее чем через 30 дней после вступления в силу вышеназванного Закона, на практике этот процесс затянулся, и перерыв в работе Конституционного Суда РФ (с момента прекращения осенью 1993 г. до его полного сформирования) продлился более года.

С 1 июля 1995 г. вступил в силу новый Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", который внес принципиальные изменения как в правовой статус, так и структуру названных органов. Во-первых, все арбитражные суды объявлялись федеральными, т.е. не подведомственными местным органам власти. В соответствии с законом все судьи этих судов назначаются на должность Президентом РФ, а судьи Высшего Арбитражного Суда РФ - Советом Федерации по представлению Президента. Финансирование деятельности судов должно было происходить непосредственно из федерального бюджета. Во-вторых, вместо двухзвенной вводилась трехзвенная система, создавались десять окружных федеральных арбитражных судов в традиционно сложившихся географическо-экономических регионах России (Дальний Восток, Урал, Поволжье, Московский, Центральный, Северо-Кавказский и др.). Таким образом, сложилась Вперед структура арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации.

В 1992 г. в Российской Федерации появились военные суды, причем впредь до принятия специального законодательства России в отношении их применялось законодательство СССР о военных трибуналах.

В связи с введением института присяжных заседателей было установлено в 1993 г., что они образуются по ходатайству обвиняемого в краевых, областных и городских судах для рассмотрения определенных категорий уголовных дел, действуют в составе судьи и 12 присяжных заседателей3. Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей было зафиксировано в Конституции.

Итог развитию судоустройства подвел Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 1997 г. и устанавливающий две системы судов - федеральные и субъектов Федерации. К первым отнесены Конституционный Суд РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Среди последних предполагается создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. К судам субъектов Федерации относились конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Последние должны в пределах своей компетенции рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, входящий в систему федеральных судов.

Переход к многопартийной политической системе привел к тому, что весной 1993 г. на территории Российской Федерации действовало свыше 30 зарегистрированных партий. В 1995-1996 гг. принимаются федеральные законы "Об общественных объединениях и "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Тенденции, заложенные в праве перед разрушением Советского Союза, получают свое дальнейшее развитие. Проводятся работы, завершившиеся принятием в 90-х гг. кодексов - Таможенного, Водного, Семейного, Арбитражного процессуального и др. Предполагалось издание и Свода законов РФ.

С начала 90-х гг. на территории России в качестве источников права признавались как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы Союза ССР, не противоречащие Конституции и законодательству РСФСР и действовавшие до принятия соответствующих российских актов. В России пересматривается юридическая сила указов Президента. В ч. 3 ст. 90 Конституции установлено, что указы Президента не должны противоречить как основному, так и федеральным законам. В развитие этого положения позже часть первая ГК РФ четко установила подзаконный характер президентских указов и правительственных постановлений, которые стати охватываться понятием "иные правовые акты", а не термином "законодательство". Последний же стал применяться только к законам и иным актам законодательной власти.

В конституционном праве принятие в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина послужило основанием для внесения изменений и дополнений в апреле 1992 г. в действовавшую Конституцию. Впервые декларировалось, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности граждан. Перечень прав и свобод, закрепленный Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Была зафиксирована и единственная возможность законодательного ограничения прав и свобод - только в целях зашиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей. Тогда же - 21 апреля 1992 г. - было изменено наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федерация - Россия. Значительные изменения произошли и в избирательном праве. С 1993 г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорциональному принципу - партийным спискам, а частично по мажоритарному. Важнейшим изменением является принятие на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ.

К середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система гражданского законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие только в той части, которая не противоречила Конституции и законодательным актам России, принятым после 12 июня 1990 г.3, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам - с другой, а также соответствующие подзаконные акты. Такое состояние законодательства требовало создания единого кодифицированного акта. Им стал новый Гражданский кодекс РФ.

Основными направлениями нового ГК РФ были: во-первых, последовательное возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании, во-вторых, отказ от политических и экономических деклараций, вносящих путаницу в правовую регламентацию, в-третьих, всемерная охрана имущественных интересов участников гражданского оборота, в-четвертых, решение острой и многолетней проблемы отечественного правоведения о разработке особого предпринимательского (хозяйственного, торгового или коммерческого) кодекса4. Закон расширил дееспособность несовершеннолетних, ввел возможность их эмансипации, применительно к юридическим лицам установил закрытый, исчерпывающий перечень коммерческих и примерный - некоммерческих организаций. При регламентации отношений собственности он исходил из существования не "различных форм собственности" (как экономической категории), а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты - граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования'. Создание единого, непротиворечивого законодательства продолжалось и после принятия нового ГК РФ: на его основе и в развитие положений, зафиксированных в нем, уже в 1995-1996 гг. принимались отдельные законы (о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, акционерных обществах, некоммерческих организациях и т.п.).

В семейном праве 22 декабря 1994 г. федеральным законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которыми размер и порядок уплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли устанавливаться письменным соглашением между родителями. Размер алиментов, определенный таким образом, не мог быть ниже установленного законом. Алименты стали удерживаться также из денежных средств плательщика, находящихся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а кроме того, вложенных в предприятия или организации. При недостаточности этих средств взыскание стало обращаться и на другое имущество плательщика. Была установлена и индексация алиментных платежей, взыскиваемых в твердой денежной сумме, в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда.

15 сентября 1995 г. утверждается новое Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами России, на усыновление, гарантирующее в первую очередь интересы ребенка.

В декабре 1995 г. был принят Семейный кодекс РФ5, который ознаменовал собой шаг вперед в изменении правового статуса детей в семье: в нем появляется глава, посвященная правам несовершеннолетних детей, предоставившая им право самостоятельного обращения за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.

Вслед за ГК РФ Семейный кодекс РФ зафиксировал раздельность имущества детей и родителей. Он определил четыре формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: 1) усыновление; 2) опека и попечительство; 3) передача в приемную семью; 4) передача в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вводился судебный порядок усыновления, сменивший оформление усыновления постановлениями глав администраций по месту жительства ребенка или кандидатов в усыновители. Запрещалось усыновление братьев и сестер разными лицами. Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию или пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохранял это право и при усыновлении. Исходя из интересов детей, законодатель предусмотрел возможность ограничения родительских прав в судебном порядке в виде отобрания ребенка. При рассмотрении таких дел суд должен решать вопрос о взыскании алиментов. Лишение родительских прав не освобождает от обязанности содержать своего несовершеннолетнего ребенка.

Кодекс внес изменения в личные и имущественные отношения супругов. Новшеством явилось установление договорного режима имущества супругов, так называемого брачного договора, или контракта. В Кодексе предусмотрены неограниченные возможности доказывания отцовства в судебном порядке. Причем это право получили и дети, достигшие совершеннолетия. Кодекс урегулировал также вопрос установления отцовства и материнства при применении метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона.

Для трудового права были важны существенные изменения и дополнения, внесенные в Кодекс законов о труде в 1992 г. Увеличилась продолжительность срочного договора (контракта) с трех до пяти лет, сокращалась нормальная продолжительность рабочего времени с 41 до 40 часов в.неделю, увеличивалась минимальная продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков с 15 до 24 рабочих дней. Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, стали распространяться и на отцов, воспитывающих детей без матери. Из списка органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, были исключены профсоюзные комитеты, соответственно споры остались в компетенции комиссий по трудовым спорам и суда. Для работников бюджетной сферы устанавливались новые условия оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, состоящей из 18 разрядов, каждому из которых соответствует тарифный коэффициент. В целях урегулирования коллективных интересов и прав трудящихся в 1992 г. был принят Закон "О коллективных договорах и соглашениях". Разногласия по вопросам установления новых и изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора с декабря 1995 г. должны были разрешаться на основе Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". В конце 1995 г. продолжительность отпуска несовершеннолетним работникам была установлена не менее 31 календарного дня.

В уголовном праве продолжаются и находят свое логическое завершение тенденции развития, проявившиеся еще до разрушения СССР. Наряду с дальнейшим появлением новых составов преступлений (похищение человека, применение биологического оружия и др.) продолжают отменяться в связи с изменениями, происходящими в экономике, составы преступлений, потерявшие свое практическое применение (диверсия, преступления против социалистической собственности и др.). Изменяется система наказаний: в 1993 г. из их перечня исключаются условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, ссылка и высылка. За счет женщин и мужчин старше 65 лет расширяется круг лиц, в отношении которых не может применяться исключительная мера наказания.

Продолжается дальнейшее изменение законодательства в связи с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина: супруги и близкие родственники освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении. Не подлежат уголовной ответственности за недоносительство и священнослужители, которым стало известно о преступлении во время исповеди.

В 1996 г. принимается новый Уголовный кодекс РФ. При его разработке ставились задачи приведения российского уголовного законодательства в соответствие с современной иерархией социальных ценностей, свойственных "демократическому правовому" государству, каким объявила себя Россия в ст. 1 Конституции, с общепризнанными международными нормами, а также исключения декларативных штампов и обеспечения строгой дифференциации уголовной ответственности. Новый УК РФ имел отличие в структуре - делился не только на части и главы, но и на разделы, в состав которых входили главы, расширил круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, ввел специальный раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних, пересмотрел систему наказаний. Были введены такие не известные ранее виды наказаний, как обязательные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы. Кодекс установил максимальный срок лишения свободы - 20 лет и ввел пожизненное лишение свободы, которое с 1993 г. назначалось только в случае замены смертной казни помилованием. Отменяются такие виды наказаний, как увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред и общественное порицание.

Изменения в гражданском процессуальном праве происходят в нескольких направлениях. Для ускорения судебного разбирательства в 1992 г. судье предоставляется возможность единолично рассматривать: имущественные споры с участием граждан при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда; дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, отмене усыновления, установлении отцовства, а также о разводе, связанном со спорами о детях; дела, возникающие из трудовых правоотношений, кроме восстановления на работе, а также иски об освобождении имущества от ареста. В 1995 г. с этой же целью увеличиваются размеры штрафов за невыполнение требований суда о предоставлении письменного доказательства, несообщение суду во время производства по делу о перемене адреса2. Другое направление связано с расширением принципа состязательности и равноправия сторон. В соответствии с ним каждая сторона должна сама доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В 19% г. суд освобождается от сбора доказательств. В его компетенцию наряду с разрешением дела по существу стали входить определение обстоятельств, имеющих значение для дела и соответственно подлежащих доказыванию, а также содействие в собирании доказательств по ходатайству сторон. Кроме этого, в 1993 г. ГПК РФ приводится в соответствие с Декларацией прав и свобод человека и гражданина: глава 24 излагается в новой редакции - "Жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан".

Не обошлось без изменений и в арбитражном процессе. С принятием в 1995 г. Федерального закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"5 был возрожден институт апелляционного производства. Для повышения оперативности решения споров отменялся досудебный порядок урегулирования спорных вопросов, при котором сторона, прежде чем обращаться в суд, должна была предъявить претензию своему контрагенту и попытаться разрешить конфликт мирным путем и только потом обращаться в суд. В этом же году принимается Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В уголовно-процессуальном праве появляются нововведения. Происходит расширение полномочий судей по единоличному рассмотрению некоторых категорий уголовных дел. Расширяется круг органов и лиц, имеющих право проводить предварительное следствие, за счет федеральных органов налоговой полиции и, соответственно, следователей названного ведомства. В целях обеспечения конституционных прав граждан на защиту и неприкосновенность личности лицо, подвергнувшееся аресту, получает право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания его под стражей, а с момента объявления постановления о применении этой меры пресечения к участию в деле допускается защитник.