Развитие отечественной психологии

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л. С. Выготский (1896—1934), Л. Я. Леонтьев (1903— 1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и Я. Я. Гальперин (1902-1988).

Л. С. Выготский заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека, т.е. развитие психических функций человека происходит в ходе освоения индивидом ценностей культуры.

Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития — культурные (например, механическая память становится логической). Он ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка.

Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Решающий фактор психического развития человека — обучение. "Один шаг в обучении — означает сто шагов в развитии".

Среди выдвинутых идей Л. С. Выготского особую популярность приобрело положение о "зоне ближайшего развития", согласно которому только то обучение для ребенка является эффективным, которое забегает вперед развития, как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

Л. С. Выготский обосновал, что развитие происходит только в процессе реального выполнения ребенком деятельности и на каждом этапе возрастного развития существует своя ведущая деятельность, которая обеспечивает главное ОГЛАВЛЕНИЕ развития психики и личности ребенка. Каждая психическая функция ребенка имеет свой оптимальный "сенсезивный период", когда ее развитие происходит наиболее легко, быстро и успешно.

Л. С. Выготский занимался также проблемами дефектологии, сформулировав теорию развития аномального ребенка.

Культурно-историческая школа Л. С. Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, Л. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эль-конин и др.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Н. Леонтьев выдвинул общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных направлений в отечественной и мировой психологии. Он провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрыл механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека.

На основе предложенной им схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучались психические функции (восприятие, память, мышление, внимание), анализировалось сознание человека (выделение значения, смысла и "чувственной ткани" в качестве главных его компонентов) и личность (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).

А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей повой области психологической пауки — нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Историческое формирование психики возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.