Лекция 5. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

В результате изучения главы студент должен:

знать основные физические качества человека; методы воспитания силы; виды силовых способностей; взаимосвязь силовых и скоростных качеств, проявляемых в движениях; методику развития быстроты; основы совершенствования простой и сложной реакции; методику развития выносливости; чем отличаются аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные процессы энергообеспечения; основные факторы, определяющие МПК; четыре тренировочных режима в беге в зависимости от ЧСС; методику тренировки ловкости и гибкости;

уметь использовать в занятиях методику тренировки основных физических качеств человека (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); применять методику совершенствования бега по ЧСС;

владеть способностью использовать приобретенные знания и умения на практических занятиях при совершенствовании двигательных качеств человека.

Физическими или двигательными качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Выделяют следующие основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Кроме того, в движениях, требующих существенного проявления двух каких-либо качеств, например, в прыжках – силы и быстроты, принято определять как скоростно-силовые качества. Уровень развития физических качеств у человека определяется не только функциональными (физиологическими) возможностями его органов, но и психическими факторами, в частности волевыми качествами. В данном случае волевые качества определяют, насколько человек может использовать свои функциональные возможности. Реализация физических качеств в условиях соревновательной деятельности называется физическими способностями человека.

В теории и методике физического воспитания наиболее часто тренировка определяется как "единый процесс" обучения, воспитания и совершенствования организма для достижения высоких спортивных результатов. Это "единство" обусловливается объективными закономерностями, которые лежат в основе приспособительных механизмов определенной сложной динамической системы и необходимостью целенаправленного воздействия на ее переменные – центральнорегуляторные, соматические, вегетативные и психические механизмы. Изменения, которые наступают в этих сферах, находятся в определенной взаимосвязи, которая обеспечивает всю целостную деятельность организма.

В этом случае специфика соответствующей двигательной деятельности неизбежно приводит к преимущественному развитию некоторых функций, которые характеризуются своей качественной характеристикой. Она выражается, прежде всего, особой структурой приспособительных изменений с типичными только для нее корреляционными и субординационными связями.

Иначе говоря, в процессе спортивного совершенствования с точки зрения доминирующего влияния тех или иных компонентов на общую и специальную работоспособность спортсмена мы говорим о различных видах подготовки (физической, технической, тактической, психологической и др.), которые, в сущности, представляют основные разделы спортивной тренировки, раскрывающие ее ОГЛАВЛЕНИЕ. В связи с отсутствием единства в понятийном аппарате часто их рассматривают как "основные задачи тренировки" (Д. Харэ), стороны подготовки (Л. П. Матвеев), виды подготовки (Н. Г. Озолин), "формы" подготовки" и т.д. Кроме формальных различий здесь имеются различия и по существу. Например, Н. Г. Озолин различает: физическую, тактическую, моральную, волевую, теоретическую, интегральную подготовку. Д. Харэ и соавторы – физическую, спортивно-техническую и тактическую, интеллектуальную и воспитательную. Л. П. Матвеев – специальную, психологическую и интеллектуальную, а затем физическую, спортивно-техническую и тактическую подготовку.

Очевидно, что существуют различные представления о содержании спортивной тренировки и, в частности, о ее внутренней организации. Не вступая в дискуссию по этой проблеме, остановимся на четырех основных разделах спортивной тренировки, которые охватывают и решают специфические (качественно различные) задачи спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов.

В тренировочном процессе требования к организму должны непрерывно и постепенно повышаться. Достаточно прекратить тренировочную работу, и сразу же работоспособность быстро понижается. Известно, что при продолжительном перерыве занятий наиболее осязательным будет его влияние на двигательные (физические) качества (сила, быстрота, выносливость и др.), тогда как навыки, которые лежат в основе спортивной техники, являются более устойчивыми. Например, известно, что когда человек в детстве научился плавать, ходить на лыжах, или ездить на велосипеде, он на всю жизнь "двигательно запоминает" эти движения, но если он регулярно не тренируется, его достижения быстро снижаются из-за ухудшения двигательных качеств. Данный факт имеет исключительное значение для спортивной теории и практики, так как раскрывает нам важные закономерности в деятельности организма.

В исследованиях Η. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, К. М. Быкова, А. Н. Крестовникова и других показано, что иннервация внутренних органов по своей органической природе существенно отличается от иннервации двигательного аппарата. Следовательно, совершенствование вегетативных функций осуществляется медленнее двигательных, так как здесь необходимо время для адаптации деятельности различных систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, обмена веществ и др. Н. А. Бернштейн отмечает, что ни в одной области общая физиология человека не обладала столь интенсивным филогенетическим прогрессом, как в области двигательных функций. Если представим себе этот процесс графически, то для каждой вегетативной функции он может быть выражен линией, которая слабо отклоняется от оси абсциссы. И только для двигательных функций можно вполне реально построить ее эволюционную кривую – ярко восходящую, далеко превосходящую по темпам своего развития кривую морфологических перестроек в организме. Именно поэтому для установления необходимого относительного равновесия между вегетативными и двигательными функциями широко используются средства физической подготовки, которые не только оказывают мощное и концентрированное воздействие на различные отделы центральной, периферической и вегетативной нервной системы, но и способствуют достижению необходимого динамического равновесия между ними.

Именно вследствие этих причин физическая подготовка является основным специфическим ОГЛАВЛЕНИЕм спортивной тренировки. Ее приоритет определяется, прежде всего, объективными закономерностями, на базе которых строится вся двигательная деятельность человека. В основе этой деятельности находятся качества, являющиеся определяющими, и связанные с ними навыки, находящиеся в неразрывной целостности.

По своему характеру физическая подготовка делится на общую и специальную. Такое деление зависит от задач, которые решаются, а также от средств и методов, которые применяются. Большинство спортивных специалистов допускают серьезную ошибку, делая это разграничение главным образом на основе средств подготовки. Естественно, характер этих средств имеет немалое значение, но оно не является основным, так как одни и те же средства можно использовать как для общей, так и для специальной подготовки. Основными в данном случае являются цель, которая преследуется, и способы применения средств подготовки.

В этом случае как общая, так и специальная физическая подготовка, взятые каждая в отдельности, ни в коем случае не могут обеспечить тот высокий уровень функциональной нагрузки, который позволяет достичь рекордных результатов. В современной спортивной тренировке общая и специальная физическая подготовка находятся в неразрывной связи. В зависимости от вида спорта и задач подготовки определяется и внутреннее соотношение между ними. Особо следует подчеркнуть, что не только специальная, но и общая физическая подготовка должна иметь определенную направленность. Совершенно неправильным является мнение, что общая физическая подготовка одинакова для всех видов спорта. Общая физическая подготовка, ее особенности и различия являются настолько большими, насколько менее сходны отдельные спортивные дисциплины.

Общая физическая подготовка имеет немалое значение для процесса спортивной тренировки благодаря своему всестороннему воздействию на все функции, которое обеспечивает в полном объеме развитие всего организма. Она развивает двигательные качества на широкой основе (с учетом повышения общей работоспособности организма и укрепления здоровья) и устанавливает оптимальную гармонию между наиболее важными двигательными и вегетативными функциями у спортсменов. Очень часто задачи общей физической подготовки связываются только с подготовительным периодом. Это является неправильным. Средства общей физической подготовки занимают значительный объем в тренировочной работе и варьируют в соответствии с этапом подготовки, видом спорта и квалификацией спортсмена.

Следует не забывать, что насколько более специфической (узкоспециализированной) является двигательная деятельность, настолько шире должны использоваться средства общей физической подготовки, которые устраняют односторонность и вносят необходимую синхронизацию в то, как протекают процессы торможения и возбуждения в организме спортсмена.

Специальная физическая подготовка создает двигательные качества специальным образом в непосредственной связи с двигательными навыками, характерными для данного вида спорта или спортивной дисциплины. Для решения этой задачи наиболее часто используются специальные подготовительные упражнения, которые оказывают концентрированное воздействие на наиболее важные для данного вида спорта органы и системы. Именно поэтому вопрос о комплектовании средств и методов является основным при осуществлении специальной физической подготовки.

В целом можно отметить, что общая и специальная физическая подготовка органически связаны между собой вследствие их взаимообусловленности, обеспечивающей всесторонность. В то же время они находятся в неразрывной связи и с другими сторонами спортивной подготовки (технической, тактической, психической), которые обеспечивает целостность тренировочного процесса.