Развитие общего образования

Учебные заведения, дававшие на протяжении XVIII в. общее образование, представлены приходскими школами и народными училищами в ведении местной гражданской и церковной власти; архиерейскими школами, семинариями и академиями в ведении Святейшего Синода; университетом и гимназией при Императорской Академии наук; университетом в Москве и гимназиями в Москве и Казани. Интересным явлением в российском образовании был Харьковский коллегиум, являвшийся высшим учебным заведением. В 1780-е гг. названные учебные заведения, а также учреждения профессионального образования были объединены на общих основаниях в систему учебных заведений Российской империи.

Основным типом начальных учебных заведений, как и в предыдущем столетии, оставались приходские школы. Они имели повсеместное распространение и сохраняли свою всесословность и общедоступность. Широкое распространение приходских школ в России в XVIII в. отражают, например, сохранившиеся сведения по территории Слободской Украины. На ней при условии постоянного проживания и занятия сельским хозяйством располагалось девять казацких полков. На этой территории по представленным рапортам семи из девяти полков в 1747–1748 гг. числилось 854 приходские школы. По двум полкам – Киевскому и Стародубскому сведений не сохранилось, поэтому число приходских школ, скорее всего, превышало 1000. Если говорить о численности солдатских и крестьянских детей, обучавшихся в школах, то можно привести сведения за 1767–1768 гг. по Черниговскому полку, в котором при 1700 офицерах и солдат в школах числилось по пофамильным ведомостям 1034 ученика.

Архиерейские школы – общеобразовательные учебные заведения с общежитием при них, открывавшиеся с начала XVIII в. архиереями при кафедральных соборах или монастырях. Одной из первых митрополитом Тобольским Филофеем (Лещинским) была открыта школа в Тобольске в 1703 г. На необходимость открытия крупных школ в Сибири указывалось правительством еще в середине XVII в., однако об учебных заведениях Сибири, кроме церковно-приходских школ, до начала XVIII в. сведений не сохранилось. Свидетельством успешной работы Тобольской школы было участие учеников школы в особой миссии в Монголию (1707) для совершенствования знаний монгольского языка. Впоследствии школа была преобразована в Тобольский коллегиум.

Здание Славяно-греко-латинской школы (1706–1730) братьев И. и С. Лихудов в Новгороде. Совр. фото

Крупным учебным заведением была Новгородская архиерейская школа, открытая в 1706 г. митрополитом Новгородским Иовом, а первыми руководителями школы стали иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды. Ими было открыто еще 14 школ по всей Новгородской епархии. Учебный курс школ был схож с Новгородской школой, только без преподавания латинского языка. После смерти митрополита Иова (1716) и старшего из братьев Лихудов школой руководил их ученик Феодор Максимович – автор "Славенской грамматики", напечатанной в 1721 г.

После учреждения Духовной коллегии (1718) Петр 1 поручил епископу Псковскому и Нарвскому Феофану (Прокоповичу) написать для нее регламент. К 1720 г. был подготовлен проект "Регламента или устава духовной коллегии". Далеко не все архиереи положительно относились к содержанию и самой идее документа, однако проект был принят 25 января 1721 г. с некоторыми дополнениями. ОГЛАВЛЕНИЕ документа во многом испытало влияние религиозных и этических норм протестантизма, свойственных взглядам и деятельности автора Регламента Феофана Прокоповича. Духовный регламент стал документом, направлявшим развитие российского образования на последующие полстолетия – до 1780-х гг. Отдельный раздел этого документа определял основные задачи государства в области образования и необходимость следовать европейским традициям воспитания и обучения. В соответствии с этими традициями, например, предлагалось помещать детей духовенства, купечества, мещанства в закрытые учебные заведения, академии и семинариумы для формирования из них отдельного сословия, как в западноевропейских государствах. В этих учебных заведениях следовало использовать новые средства воспитания, которые смогут содействовать более успешному формированию "новых" людей.

После издания Духовного регламента архиерейские школы стали открываться более активно, и за период 1721–1725 гг. открылось 46 школ. По отчету, представленному в Синод (1727), в 21 архиерейской школе числилось 4718 учащихся. Первоначально в них могли обучаться дети из различных сословий, однако со временем приоритет стал отдаваться детям церковно- и священнослужителей, хотя по окончании учения учащиеся могли определяться не только на церковные должности, но и в гражданскую службу. По указу Синода 1721 г., за укрывательство сыновей, нс желавших учиться, священнослужители могли быть оштрафованы, лишены места и не принимались на должности. Дети за побег из школы могли подвергаться телесным наказаниям.

В школах предполагался восьмилетний курс обучения, в котором основными учебными предметами были грамматика славянского, латинского, греческого и еврейского языков, пиитика, риторика, философия и богословие. Однако полный курс обучения применялся менее чем в половине архиерейских школ. Они находились под непосредственным руководством местных архиереев и в ведении Святейшего Синода, при котором была учреждена Контора школ и типографий во главе с синодальным чиновником. Во время правления императрицы Анны Иоанновны школы были разделены на категории. Те школы, в которых выполнялась полная программа "Духовного регламента" (указы 1730 и 1737), стали называться семинариями, а имевшие только славяно-русскую программу стали своего рода приготовительными при них училищами.

Значительное число учеников, окончивших курс семинарий, шло в гражданскую службу, но проходили эти ученики по документам других ведомств, поэтому в документах Синода фигурировали лишь ученики и выпускники, шедшие на церковную службу, и может создаться ложное впечатление о том, что архиерейские школы готовили лишь священнослужителей. В 1808 г. императором был утвержден проект преобразования духовно-учебных заведений, по которому архиерейские школы стали подчиняться Комиссии духовных училищ, вышли из-под власти архиереев и стали профессиональными учебными заведениями.

Здание Харьковского коллегиума (1721–1817), высшего учебного заведения в Малороссии. Рис. ок. 1803 г.

Особый статус высшего общеобразовательного учебного заведения па протяжении почти столетнего периода (1727–1817) имел Харьковский коллегиум, учебный курс которого повторял курс Киевской академии с некоторыми отличиями. К 1765 г., кроме традиционных для Киевской и Московской академий восемь предметных классов, в Коллегиуме были классы рисования, архитектуры, живописи, музыки, "инженерства", артиллерии, геодезии, математики и геометрии, истории, географии, французского, немецкого, итальянского языков. В 60-е гг. XVIII в. в коллегиуме был даже учрежден ряд кафедр, например кафедра российской элоквенции и поэзии, по аналогии с кафедрами Московского университета. В 1795 г. в курс обучения добавлены физика и естественная история, а в 1798 г. – сельское хозяйство, основы домашнего хозяйства и медицина. Из-за подобного обширного курса обучения в ряде официальных документов использовались наименования "Харьковская академия" или "Тихорианская академия" по имени основателя – епископа Епифания (Тихорского). Число учащихся было довольно значительным: в 1727 г. – 420, 1740-е гг. оно возросло до 800. После открытия в Харькове университета в 1804 г. Коллегиум был реорганизован в духовное учебное заведение.

Особое место в числе высших учебных заведений России, открытых в XVIII в., занимали университет Академии наук и Императорский Московский университет. По проекту создания Академии наук, открытой в Санкт-Петербурге в 1725 г., в ее составе предполагались университет и гимназия, которые до 1747 г. не имели своего регламента. Президентом Академии наук графом К. Г. Разумовским был составлен первый регламент, утвержденный императрицей Елизаветой Петровной. Согласно ему подтверждалось существование при Академии наук университета, в который было набрано 30 слушателей: по 10 чел. из Московской академии, Санкт-Петербургской и Новгородской семинарий. В конце 1770-х гг. университет был объединен с гимназией и получил наименование Академического училища.

Гимназия при Императорской Академии наук имела два отделения: немецкую, или приготовительную школу, подразделенную на три класса, и латинскую, состоявшую из двух классов. В 1733 г. инспектором И. Фишером в курс обучения были введены греческий язык, чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логика. Кроме того, в гимназии изучались немецкий и французский языки, русская словесность, история, география, математика, естественные науки, рисование.

Устав Академии наук 1747 г. обязывал всех учителей гимназии преподавать на русском языке и освобождал учащихся от обязательной платы за учение. Из-за трудностей с подбором учителей для гимназии прибегали к помощи студентов университета или иностранцев, не всегда имевших должную квалификацию и знания. В 1758 г. президент Академии граф К. Г. Разумовский поручил управление гимназией М. В. Ломоносову, который составил для нее особый регламент, учредил пансион на 40 "казеннокоштных" воспитанников и открыл низшие – "русские классы". Позднее в учебный курс было введено преподавание в старшем классе на латинском или немецком языке основ математики и естественных наук. Число учеников гимназии Академии наук в разные годы было различным и колебалось от 17 до 112 чел. Поскольку число учащихся в первые годы существования гимназии было незначительным, в число учеников принимались дети мещан, ремесленников, низших чиновников и солдат, которые вскоре составили основной контингент учащихся. В целях увеличения числа учеников в 1735 г. были учреждены стипендии, однако, несмотря на это, в 1737 г. в гимназии было только 18 штатных учеников. Гимназия Императорской Академии наук являлась всесословным учебным заведением: в число 85 учеников, принятых в 1727–1728 гг., входили дети дворян – 31, ремесленников – И, священно- и церковнослужителей – семь, крепостных и дворовых – семь, солдат – пять, купцов и мелких торговцев – пять, мелких служащих – четыре, происхождение родителей не известно – 15. В 1779 г. к моменту объединения гимназии и университета в училище Академии наук в гимназии числилось 29 учеников.

Московский университет был открыт в январе 1755 г. после утверждения императрицей Елизаветой Петровной проекта университета, подготовленного М. В. Ломоносовым (1711–1765) и И. И. Шуваловым (1727–1797). Он подчинялся непосредственно правительствующему Сенату. В XVIII в. в составе университета было три факультета: философии, медицины и права. В 1779 г. при университете был основан благородный пансион, который окончили многие известные государственные деятели XIX столетия. При университете издавалась одна из первых российских газет – "Московские ведомости".

Здание Императорского Московского университета (1782–1793). Арх. М. Казаков и Д. Жилярди. Картина нач. XIX в.

Свидетельством хорошей подготовки студентов Московского университета к научной деятельности может служить пример студентов А. Карамышева и М. Афонина. Они в 1759 г. были направлены в Упсальский университет (Швеция) к известному ученому в области естествознания Карлу Линнею (1707–1778). К 1767 г. российскими студентами были подготовлены магистерские диссертации по естествознанию и успешно защищены в Упсальском университете. Диссертации в качестве фундаментальных научных трудов были трижды во второй половине XVIII в. изданы в Швеции, а именем А. Карамышева назван род и вид растений. Часть диссертации А. Карамышева вошла в фундаментальный труд Карла Линнея "Система природы".

М. В. Ломоносов, выдающийся русский ученый, автор уставов университетов в Москве и Санкт-Петербурге

В ведении Московского университета состояли две гимназии – в Москве (1755) и Казани (1758). Основной целью Московской гимназии провозглашалась подготовка к слушанию университетских лекций. Гимназия делилась на два отделения – для разночинцев и для дворян с одинаковым учебным курсом. Каждое из них подразделялось на четыре школы: русскую, латинскую, немецкую и французскую. Учащиеся делились на "казеннокоштных", "пансионеров", "сверхкомплектных" и "приходящих". Во главе гимназии стоял инспектор – один из профессоров университета, а в роли преподавателей нередко выступали студенты университета. В 1812 г. здание гимназии сгорело, и после этого ее деятельность не возобновлялась.

Казанская гимназия состояла из двух отделений: дворянского и разночинского, однако все занятия, как и в московской гимназии, происходили совместно. В гимназии изучались татарский, арабский и ряд других восточных языков. В 1769 г. в ней был открыт особый татарский класс. Многие ученики Казанской гимназии впоследствии стали известными деятелями отечественной науки и культуры: Г. Р. Державин, С. Т. Аксаков, Н. И. Лобачевский, И. М. Симонов, А. М. Бутлеров и др. Численность учащихся Казанской гимназии на протяжении 1758–1788 гг. была незначительной (от 15 до 125 чел.). С 1786 г. гимназия из подчинения Московскому университету переходит в ведение местного Приказа общественного призрения. После открытия в Казани Главного народного училища (1786) численность учащихся составляла всего 56 чел. Это, вероятно, и привело к решению императрицы Екатерины II о закрытии гимназии в 1789 г. Через девять лет гимназия была снова открыта и послужила основой для учреждения в 1804 г. Императорского Казанского университета.