Развитие нотариата в советский период

Октябрьская революция 1917 г. кардинально изменила ход развития российского нотариата.

Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. № 1, принятый ВЦИК и СНК РСФСР, упразднил старые государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Несколько позднее, в 1918 г., как составная часть этой системы был упразднен и нотариат. Все городские нотариальные конторы были закрыты, а функции нотариусов распределены между другими органами власти соответственно их компетенции: отделами социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юридическими отделами, народными судьями и т.д.

И все-таки существовать без нотариата государство не могло. С февраля 1919 г. по мере необходимости начинают учреждаться нотариальные столы. В городах они образуются при судебно-следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездах – при местных народных судах. Однако компетенция нотариусов в этот период была весьма узка и сводилась в основном к удостоверению различного рода обстоятельств, свидетельствованию верности копий с документов и подлинности подписей.

В период нэпа интересы законности возрождавшегося гражданского оборота потребовали введения обязательного нотариального засвидетельствования сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами. Несоблюдение обязательной нотариальной формы сделок влекло за собой их недействительность.

4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, заложившее основы советского нотариата. Согласно данному Положению советский нотариат стал самостоятельным государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции.

Положением предусматривалось учреждение государственных нотариальных контор во всех городах Российской Федерации, а также в наиболее значительных пунктах сельской местности. Нотариальные конторы возглавлялись нотариусами, которые назначались на должность президиумами губернских Советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдержавших специальные испытания по программе, утвержденной

Народным комиссариатом юстиции РСФСР. На Наркомат также был возложен надзор за деятельностью нотариата и общее методическое руководство нотариатом. А оперативное руководство и контроль за деятельностью нотариальных контор осуществлялись президиумами губернских Советов народных судей.

В соответствии с указанным Положением функции нотариальных контор состояли в следующем: засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями, организациями как между собой, так и с частными лицами; совершение протеста векселей; засвидетельствование доверенностей, копий документов, выписок из торговых книг и подлинностей подписей; удостоверение бесспорных обстоятельств; принятие на хранение документов. Вознаграждение за выполнение указанных функций нотариусы могли получать только от государства.

Первым нормативным правовым актом по вопросам нотариата стало постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата", принятое ЦИК и СНК СССР 14 мая 1926 г. В соответствии с данным Постановлением выполнение нотариальных функций возлагалось на государственные нотариальные конторы. Но союзным республикам предоставлялось право совершения отдельных нотариальных функций возлагать на народные суды, волостные или районные исполнительные комитеты местных Советов.

Согласно данному акту основными задачами нотариальных органов являлись проверка соответствия требуемых от них нотариальных действий и представляемых им документов действующим законам, оказание трудящимся активного содействия в ограждении их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и тому подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред.

При совершении нотариального действия нотариус обязан был проверить законность удостоверяемой сделки или свидетельствуемого документа, а также удостовериться в правоспособности и дееспособности участвующих в сделке лиц и собственноручности их подписи под документами. Нотариусам вменялась обязанность по соблюдению тайны в отношении совершаемых ими нотариальных действий, поэтому справки о нотариальных действиях, совершенных нотариусом, могли выдаваться только участникам сделок, а также по требованию прокуратуры и судебных органов. В последующем функции нотариата были расширены путем передачи в его ведение дел по принятию мер к охране наследственного имущества, но осуществлению депозитного производства, по признанию гражданина безвестно отсутствующим.

В РСФСР Положение о государственном нотариате было утверждено и введено в действие 4 октября 1926 г. Указанным Положением были расширены случаи открытости сведений о совершенных нотариальных действиях. Так, нотариусы обязаны были сообщать в кредитные учреждения сведения о протестованных векселях, в органы торговой регистрации – сведения, предусмотренные законами о торговой регистрации, в правительственные учреждения – сведения, необходимые им в государственных интересах.

В следующие годы союзное и республиканское законодательство о нотариате дополнялось и заменялось. 19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР "О государственном нотариате". По мнению исследователей, его достоинством явилось то, что он не только регулировал деятельность нотариальных контор, но и определял компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые по юридической силе приравнивались к нотариально удостоверенным документам.

Принятый 2 августа 1974 г. Закон РСФСР "О государственном нотариате" развил положения союзного закона, подробно определив порядок совершения каждого нотариального действия. Сведения о совершенных нотариальных действиях стали более закрытыми. Нотариат действовал в рамках одной организационной системы и являлся государственным, а государственный нотариус признавался должностным лицом. При этом для назначения на должность нотариуса не обязательно было иметь высшее юридическое образование, достаточно было наличия определенного опыта работы. Назначение на должность нотариусов производилось органами юстиции. Руководство государственным нотариатом было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции.

В советское время нотариус не был заинтересован в конечных результатах своей работы. Причины данного обстоятельства не были связаны с какой-либо конкретной личностью нотариуса, а существовали в силу объективно сложившихся в то время условий. Государство уделяло мало внимания обустройству и содержанию государственных нотариальных контор, и очень часто нотариальные конторы размещались в малопригодных для приема населения помещениях. Из-за нехватки пишущих машинок и отсутствия копировальной техники большинство нотариальных документов исполнялось от руки, что приводило к возникновению больших очередей. Взысканная за совершение нотариальных действий государственная пошлина поступала в доход государства, а нотариус получал за свою работу достаточно низкую заработную плату. Нотариус не нес никакой имущественной ответственности за неправомерное совершение нотариальных действий. В 1980-х гг. государство попыталось перевести деятельность государственных нотариальных контор на хозяйственный расчет, но и этой мерой улучшить положение контор и нотариусов не удалось. Такая ситуация сохранялась до 1993 г.