Развитие личности младшего школьника

Учебная деятельность способствует развитию основных новообразований младшего школьного возраста, к которым относится не только теоретическое мышление, но и такие личностные образования, как рефлексия, способность к планированию своих действий и самоконтролю. Рефлексия проявляется в более сложных формах, чем у дошкольника. Ребенок обретает способность самостоятельно установить границы своих возможностей, дать себе ответ на вопросы "Могу или не могу?" и "Чего не хватает, чтобы смочь?".

При этом младший школьник все же еще не полностью самостоятелен в формировании самосознания и самооценки. У него еще не сформирована критичность мышления, и он поначалу продолжает безоговорочно принимать мнения и оценки авторитетных взрослых, прежде всего родителей и учителей. Самооценка младшего школьника формируется на основе оценок, даваемых ему взрослыми. Поэтому наиболее весомым фактором в ней является успешность школьника в учебной деятельности — той, которую оценивают прежде всего. У младших школьников уже встречаются устойчивые самооценки различных типов — адекватная, заниженная и завышенная. От самооценки зависит то, какой мотив будет развиваться и укрепляться у ребенка — мотив достижения успехов или же избегания неудач. У успевающих учеников с положительной самооценкой появляются широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость образования, все более расширяются познавательные интересы. Неуспевающие школьники не ориентируются на существенные стороны обучения, остаются интеллектуально пассивными. Их мотивация избегания неудач сопровождается тревогой и страхом в ситуациях оценки, и в целом учение для них начинает носить отрицательную эмоциональную окраску. К концу младшего школьного возраста, когда ребенок уже не копирует полностью точку зрения взрослых, у неуспевающих детей возникает компенсаторная мотивация, побуждающая к самоутверждению в других областях деятельности.

На базе мотива достижения успехов у младшего школьника закладываются качества трудолюбия и самостоятельности. Главным условием формирования трудолюбия становится систематическое достижение успехов при приложении достаточных усилий и получение поощрения за это. Поощрения со стороны взрослых должны быть более значимыми зате успехи, достижения которых больше определяются приложенными ребенком усилиями, а не имеющимися у него способностями. Самостоятельность развивается при условии, что взрослые поручают ребенку выполнять как можно больше дел самому, зная, что эти дела посильны ребенку при приложении им достаточных усилий. При этом важно больше доверять ребенку, поощряя проявления им независимости и самостоятельности в делах в любом случае, независимо от того, закончилось ли это успехом или неудачей.

Усвоенные ранее извне нормы поведения превращаются для младшего школьника во внутренние требования к себе, он уже способен переживать муки совести из-за несоответствия своего поведения собственным нравственным установкам. Но для этого возраста характерно непостоянство самих этих установок и неустойчивость нравственного облика.

В своих представлениях о нравственности, как установил в своих исследованиях Ж. Пиаже, дети в течение младшего школьного возраста переходят от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм характерен для дошкольников и многих первоклассников, которые не могут различить существенные и несущественные стороны явлений и искренне считают, что в мире существуют две противоположности — добро и зло, что все и всех на свете можно четко разделить на две категории — хорошее и плохое. Законы нравственности они считают незыблемыми и не имеющими исключений, но при этом слушаются взрослого, даже если его распоряжения не совпадают с общепринятыми нормами (коронный аргумент — "А мне мама разрешила!"). О поступках других ребенок судит только по внешнему наблюдаемому результату, не учитывая мотивов, поэтому, например, тот, кто случайно разбил две чашки, кажется ему хуже того, кто намеренно разбил одну.

Со временем учебный материал и реальные жизненные ситуации в коллективе сверстников и за его пределами дают школьникам пищу для размышлений над нравственными проблемами. У них формируется собственная внутренняя позиция, и к концу начальной школы многие из них уже стоят на позициях нравственного релятивизма. Его суть состоит в том, что во всех и всем сочетается хорошее и плохое, достоинства и недостатки; то, что одни считают минусом, для другого может быть плюсом; бывают ситуации, когда лучше сделать то, что в принципе считается плохим ("ложь во спасение"). Школьник начинает разбираться в мотивах поступков окружающих

и учитывать их при оценке последствий. При таком подходе каждый имеет право на справедливое и уважительное отношение, и ребенок понимает, что окружающие взрослые тоже могут быть неправы, он имеет право пренебречь их мнением, если оно расходится с общепринятыми нормами или его собственными убеждениями. Появление собственной внутренней позиции, не зависящей от мнения значимых взрослых, — основной показатель начала перехода ребенка в подростковый возраст.