Развитие культуры и науки в межвоенный период

Одним из важнейших явлений в сфере науки и культуры в межвоенный период являлось развитие атомной физики, зародившейся в результате "революции в естествознании" в начале XX в. Английский физик Пол Дирак стал родоначальником релятивистской квантовой механики в 1926—1927 гг., действующей на основе теории, описавшей частицы с отрицательными и положительными электрическими зарядами (электроны и позитроны). В 1934 г. французские ученые Ирен и Фредерик Жолио-Кюри доказали, что радиоактивность также может являться источником позитронов. 11а основании исследований Кюри было совершено множество биологических и медицинских открытий. Структура ядра стала окончательно ясной после исследований Дж. Чадвика, открывшего в 1932 г. нейтрон. Впоследствии итальянец Энрико Ферми, бежавший из фашистской Италии в США, сформулировал цепную реакцию деления урана, а супруги Жолио-Кюри разработали схему аппарата для осуществления такой реакции. Наука приблизилась к созданию принципиально нового, атомного вида оружия. В этот период ученые научились лучше прогнозировать свойства веществ. В 1927 г. химики В. Г. Гейтлер и Ф. Лондон выполнили приближенный расчет молекулы водорода. Достижения физиков и химиков привели к активному развитию наук о земле. Геологи, занимавшиеся разведкой полезных ископаемых, получили новые приборы и технологии. Биофизики и биохимики сумели разобраться в процессах обмена веществ и строении белка и создать искусственным путем первые витамины и антибиотики. Биологи начали использовать электронные микроскопы, электрокардиографы и электроэнцсфало1рафы, рентгеновские лучи и реактивные изотопы. Химики, в свою очередь, взяли курс на создание искусственных твердых материалов с заранее заданными свойствами и структурой. Во второй половине 1930-х гг. одновременно в СССР, США и Великобритании удалось создать полиэтилен и нейлон, которые вскоре начали широко использоваться как в военной промышленности, так и в мирных целях.

Быстро развивалась астрономия. В 1918 г. ученые подтвердили, что Солнце находится на краю Галактики. В 1925—1934 гг. астрономы убедились в наличии углекислого газа в атмосфере Венеры. В 1930 г. американский астроном Клайд Уильям Томбо "увеличил" размеры Солнечной системы, открыв планету Плутон.

Научные открытия сделали электричество повсеместно используемым в жизни людей. Улицы городов и поселков освещались электрическим светом, многочисленные фабрики благодаря электричеству смогли автоматизировать технологические процессы. В ряде стран были запущены гидроэлектростанции. В развитых странах массовым стало применение электробытовой техники — от стиральных машин до холодильников и радиоприемников. В 1930-е гг. британцы создали первый полностью электронный калькулятор. Работавших с калькуляторами людей называли "компьютерами" (от британского глагола "вычислять"), но вскоре этот термин распространился на электронно-механическое устройство для подсчета и хранения информации. Немецкий исследователь Конрад Цузе создал первый компьютер в 1938 г., располагавший памятью и небольшой способностью программирования. Уже в начале 1920-х гг. началось регулярное радиовещание в СССР, США, Великобритании и Франции, во многих государствах активно использовались беспроволочные телеграф и телефон. В 1930-е гг. кинематограф стал цветным и обрел звук, что существенно расширило аудиторию кинозрителей. В Великобритании, СССР и США состоялись первые телевизионные передачи.

В сфере транспортных коммуникаций приметой времени стало успешное применение двигателей внутреннего сгорания и развитие тепловозов и теплоходов, в сельском хозяйстве массово внедрялись трактора и комбайны. США являлись пионером в деле производства комбайнов, но вскоре уступили "пальму первенства" Советскому Союзу. Уже в середине 1930-х гг. почти все зерновые площади в СССР убирались десятками тысяч комбайнов. В Германии развернулось массовое строительство скоростных шоссе — автобанов. К концу 1930-х гг. число грузовых и легковых автомобилей в развитых странах перевалило за 35 млн единиц. Легковой автомобиль в нескольких странах из предмета роскоши превратился в массово используемую продукцию, поэтому неудивительно название одной из моделей, произведенных в Германии — "Фольксваген" ("Народный автомобиль"). Новые самолеты, делавшиеся теперь из алюминия и обладавшие более мощными двигателями, оказались способны перемещаться на более дальние расстояния. Первый беспосадочный перелет из США в Европу был совершен в 1919 г. американскими летчиками, приземлившимися в Ирландии. В 1929 г. самолеты стали оснащать пилотажно-навигационными приборами. В середине 1940-х гг. в Германии и Великобритании началось строительство летательных аппаратов с реактивными двигателями.

Искусство межвоенного периода испытаю на себе мощнейшее воздействие Первой мировой войны и массовые ожидания приближающегося нового военного конфликта. Свой отпечаток на развитие творчества наложили социально-политический кризис в странах Европы и США в конце 1920-х — начале 1930-х гг. и приход к власти авторитарных режимов, развитие эксперимента по строительству нового общества в СССР и развертывание национально-освободительных движений в нескольких регионах мира. Войны и преследования со стороны правительств стали причиной эмиграции многочисленных деятелей культуры из Европы и стран "третьего мира". В результате происходила серьезнейшая интернационализация искусства. В ряде государств творческие деятели были вынуждены работать в "идеологических рамках", но это не всегда было результатом прямого давления. Многие представители сферы искусства охотно сами участвовали в политических, революционных и национальных экспериментах, по-своему содействуя упрочению новых идей. В живописи, скульптуре и литературе происходило столкновения различных направлений и идей.

Одной из важнейших тенденций философской мысли межвоенного периода оставалось усиление внимания к месту человека в сложной социальной действительности. В Европе расцвела философия "существования" (экзистенциализм). Представителями этого направления были очень разные по взглядам мыслители и деятели литературы: испанец Хосе Ортега-и-Гассет, немцы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, французы Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Всех их объединял общий подход взгляд на человека как на уникальное духовное существо, не следующее божественному промыслу, а самостоятельно определяющее собственный жизненный путь. Личный выбор давал человеку свободу, но и заставлял беспокоиться по поводу возможных последствий принимаемых им решений. Распространение экзистенциалистских настроений стало реакцией на масштабный духовный кризис, переживавшийся западным обществом, переживающим отсутствие стабильности. При этом варианты решения проблемы бессмысленности и даже абсурдности человеческого бытия предлагались разные. Альбер Камю в своем "Мифе о Сизифе" утверждал, что фашизм, сталинизм и иные попытки насильственного улучшения общества есть не что иное, как высшее воплощение абсурда. При этом он твердо полагал, что насильственное сопротивление диктатурам является ничуть не меньшим абсурдом и способно вызвать новые проявления несправедливости. Главным, но мысли французского мыслителя, было ощущение постоянной внутренней свободы и готовности принимать собственные решения. О необходимости и ответственности личного выбора писал и Хосе Ортега-и-Гассет.

В 1920-е гг. к уже известным и популярным писателям начала столетия — Анатолю Франсу, Ромену Роллану, Бернарду Шоу, Герберту Уэллсу, Томасу и Генриху Маннам, Теодору Драйзеру добавились новые талантливые литераторы американец Уильям Фолкнер, француз Франсуа Мориак, британец Сомерсет Моэм и другие. В послевоенные годы возникло целое литературное направление, представителями которого стали молодые писатели "потерянного поколения", разочарованные в привычном западном образе жизни и буднично описывающие ужасы войны, участниками которой являлись многие из них. Героями произведений немца Эриха Марии Ремарка стали вчерашние школьники, стремительно превратившиеся в солдат и научившиеся стрелять и убивать раньше, чем получили школьное образование. В романах "На Западном фронте без перемен" и "Три товарища" Ремарка и "Смерть героя" и "Все люди — враги" британца Ричарда Олдингтона присутствует множество подобных персонажей. В подобном стиле писали и Эрнест Хемингуэй, Анри Барбюс, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Эзра Паунд и Гертруда Стайн (американка Стайн и придумала термин "потерянное поколение"). Антивоенный пафос Ремарка встретил серьезную критику на его родине, в Германии; после прихода к власти нацистов писатель был вынужден эмигрировать, а его книги были запрещены.

Манифест "потерянного поколения"

Мы хотели было воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, — против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля; но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставались только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета.

Эрих Мария Ремарк. "Три товарища"

Одновременно в литературе оказалось на подъеме течение модернизма, представители которого настаивали на необходимости порвать с прежними творческими традициями, заменив их новыми началами и схемами, превознося абсурдные и отвлеченные сюжеты. Один из самых популярных ныне литераторов англоязычного мира Джеймс Джойс, автор "Улисса" и "Поминок по Финнегану", был модернистом. К этому направлению относилось и творчество немецкоязычного писателя Франца Кафки (большинство его работ, в том числе романы "Америка", "Процесс" и "Замок" стали известны лишь после смерти великого литератора.

Немец Лион Фейхтвангер создал новый тип интеллектуально-исторического романа. Он не просто описывал прошлое, но старался найти параллели с окружавшей его современностью. Фейхтвангер не скрывал своей антивоенной позиции, которую выразил на страницах романа "Тысяча девятьсот восемнадцатый год" и пьесы "Военнопленные", а также антинацистских взглядов. В романе "Фальшивый Нерон" он фактически описал не кровавого императора Рима, а столь же ненавистного ему диктатора Германии Адольфа Гитлера. Еще одно произведение литератора, "Москва, 1937-й год", вызвало неоднозначную реакцию общества. Вернувшись из СССР, он восторженно рассказывал об успехах социалистического строительства и оправдывал репрессии против противников Сталина, что вызвало неудовольствие многие коллег по писательскому цеху.

Внимание читателей в межвоенный период привлекли серия "романизированных биографий" француза Андре Моруа (их героями стали выдающиеся литераторы Шелли, Байрон, Тургенев, Дюма, Гюго и Бальзак), а также новеллы австрийца Стефана Цвейга, эмоционально и живо описавшего мореплавателя Магеллана, королеву Марию Стюарт, политика и полицейского чиновника Фуше, философа Эразма Роттердамского. Эмоции на страницах работ Цвейга не отменяли серьезного исторического подхода автора, стремившегося понять мотивы персонажей, повлиявших на судьбы человечества. Самому литератору наиболее симпатична была точка зрения героя его произведения Эразма Роттердамского: он крайне отрицательно относился к тем, кто разжигал рознь между людьми.

Французский писатель Марсель Пруст основал новое литературное направление, наиболее известным примером которого стал его многотомный роман "В поисках утраченного времени". Пруст полагал свое творчество инструментом исследования реальности, выстроенной на эмоциональных всплесках.

В середине 1920-х гг. всемирное признание обрели испанские живописцы Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, начавшие свою творческую карьеру как модернисты. В середине 1920-х гг. Пикассо отказался от изящных образов, заменяя их изображением монстров, галлюцинаций, разорванных на части существ ("Сидящая купальщица", 1929), бесформенными фигурами ("Купальщица", 1927), а также скульптурами с абстрактными формами ("Конструкция", 1931). После начала гражданской войны в Испании Пикассо обратился к теме столкновения сил добра и зла, гения и безликого злодейства, света и тьмы. Именно с этой тематикой связано одно из самых знаменитых его полотен — "Герника", посвященное городу, уничтоженному в 1937 г. в ходе варварских бомбардировок фашистов. Посетители Парижской художественной выставки увидели всполохи пожара, отраженные светлыми и темными красками, плачущую женщину, погибшего солдата и символ надежды — чыо-то длинную руку со светильником. По мере сползания Европы в новый мировой конфликт творения Пикассо создавали особенно тревожное впечатление.

Другими заметными направлениями в искусстве стали сюрреализм и дадаизм, приверженцы которого отвергли прежние художественные стили — кубизм, экспрессионизм и футуризм, отрицали смысл жизни и искусство как творческую деятельность. Как и в литературе, питательной почвой для этих направлений стали послевоенный кризис, протестные настроения в обществе и ощущение абсурдности происходящего. Так, дадаисты эпатировали публику коллажами, маскарадами и фотомонтажами, картинами на заборах и не имеющими никакого смысла псевдочертежами. Своей целью они объявили похороны окружающей их европейской культуры и разложение искусства, а методом — творчество ради творчества. Как нагромождение парадоксов рассматривали реальность сюрреалисты, в рядах которых со временем оказались многие дадаисты. Оба течения роднило между собой воспевание абсурдности бытия и бессмысленности социального кошмара. Дали, один из самых известных представителей сюрреализма, громко заявлял: "Сюрреализм — это я". Его эксперименты с геометрическими формами ("Приспособление и рука"), демонстрация детских страхов ("Просвещенные удовольствия"), изображение предметов, утративших привычные функции и сущность ("Телефон-омар") обрели всемирную известность. Дали откровенно высмеивал противоборствующие политические течения: раскритиковав левые симпатии ряда коллег по творческому цеху в картине "Загадка Вильгельма Телля", он вскоре изобразил "законченного мазохиста" Гитлера. Как и его соотечественник Пикассо, Дали был в ужасе от гражданской войны на своей родине, которую был не в силах остановить.

Подлинный подъем в начале 1920-х гг. пережило абстрактное искусство, сделавшее ставку на изображение форм, мало связанных с действительностью. Общей чертой творчества абстракционистов стало создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм с целью спровоцировать возникновение самых разных ассоциаций у зрителей. Известнейшим абстракционистом стал Казимир Малевич, о смысле главной работы которого — "Черный квадрат", критики спорят до сего дня. Сам живописец считал это полотно символом "ниспровержения старого мира". Другим признанным представителем этого направления стал русский художник Василий Кандинский, эмигрировавший в 1920-с гг. в Германию. Абстракционизм зачастую преследовался в государствах с диктаторскими режимами, но и без правительственного давления в конце 1920-х гг. интерес публики к абстрактному искусству стал сокращаться.

Важнейшей чертой развития искусства в межвоенный период стало расширение международного художественного пространства и крах европоцентричности в творчестве. Началось сближение культур различных континентов, хотя по-прежнему в странах "третьего мира" местные творческие традиции продолжали доминировать. В Латинской Америке заметным явлением стало развитие мурализма (от испанского слова "мураль" — настенная роспись), крупнейшими представителями которого стали мексиканские живописцы Диего Ривера. Давид Альфаро Сикейрос, Хавьер Герреро и Хосе Клементе Ороско. Многие муралисты получили европейское образование и в деталях знали и понимали континентальные творческие стили. Муралисты занимали революционные позиции, многие из них являлись коммунистами. Творчество муралистов воспевало мощный народный потенциал и критиковало социально-исторические противоречия. Мексиканские художники-муралисты создали в начале 1920-х гг. собственный "Революционный профсоюз". Среди известнейших работ этих деятелей искусства — росписи центра Плаза в Лос-Анджелесе и института искусств в Детройте (США), во Дворце изящных искусств и Национальной подготовительной школе на стенах Министерств просвещения и здравоохранения, сельскохозяйственной школы в Чапинго (Мексика).

"Лицо мексиканского мурализма"

Давид Альфаро Сикейрос, один из самых известных муралистов Мексики, окончил Национальную подготовительную школу и художественную академию Сан-Карлос, где стал одним из лидеров студенческого движения. Участвуя в мексиканской революции 1910—1917 гг., он дослужился до капитана революционной армии, не забывая все это время о живописи. В 1922 г. он стал одним из создателей "Профсоюза революционных живописцев, графиков и технических рабочих", выдвинувшего цель создать "новое искусство для народа", которое "просвещает и направляет в борьбе". Сикейрос был одним из руководителей Коммунистической партии Мексики и ее газеты "Эль мачете". В качестве представителя профсоюзов страны он побывал в СССР. В 1930-е гг. художник неоднократно оказывался за решеткой за коммунистическую деятельность. В 1932 г. он уехал в США, где создал несколько новых фресок, вызвавших бурное одобрение единомышленников и резкие протесты со стороны противников. Вернувшись в 1934 г. на родину, Сикейрос возглавил Национальную лигу борьбы против фашизма и войны и написал знаменитую работу "Взрыв в городе", считающуюся выражением предчувствия мировой войны. Во время гражданской войны в Испании художник отправился добровольцем в республиканскую армию. По возвращении на родину Сикейрос но-прежнему сочетает живопись с политикой, что вновь привело его в тюрьму и не раз заставляло эмигрировать из Мексики. В 1960— 1970-е гг. вместе с рядом коллег он расписал Полифорум Мехико огромными фресками, площадь которых составила 4600 квадратных метров.

Архитектура в 1920 1930-е гг., как и изобразительное творчество, не избежала распада стиля модерн на целый ряд течений: итальянский футуризм, немецкий и голландский экспрессионизм, советский конструктивизм. Одновременно возросло внимание архитекторов к национальным художественным традициям. Свои позиции в европейской архитектуре сохранял и классицизм.

Первой попыткой функционального строения дома по вертикали стал проект итальянца А. Сент-Элиа, представлявшего себе город в виде гигантской верфи, объединявшей огромные дома-машины. План этот так и не был реализован. В свою очередь, конструктивисты ставили перед собой задачу создать ряд беспредметных форм в качестве компромисса между техникой и искусством. Примером их творчества стали проекты "горизонтальных небоскребов" Лазаря Лисицкого в Москве, а также памятник Коминтерна (автор Владимир Татлин). Работами советских конструктивистов заинтересовался всемирно известный западный архитектор Ле Корбюзье, который строил свой "город-сад" возле французского Бордо. Этот архитектор разработал в 1925 г. проект реконструкции Парижа, намереваясь снести множество зданий прежней застройки и заменить их восемнадцатью одинаковыми небоскребами, между которыми расположились бы парки, магистрали и пешеходные зоны. Подобные же идеи он высказывал и в планах реконструкции, предлагавшихся для Буэнос-Айреса (Аргентина) и Рио-де-Жанейро (Бразилия). Простые геометрические формы и белые гладкие фасады с горизонтальными окнами, свободная планировка стали характерными чертами зданий, возведенных Ле Корбюзье. В Москве по его проекту был построен Дом Центросоюза. В столице СССР в стиле конструктивизма были выстроены Клуб Автозавода им. Лихачева, Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади и многие другие объекты.

Архитекторы-экспрессионисты спроектировали целый ряд зданий в голландском Амстердаме, при этом общими их характеристиками оставались корабельная форма в качестве внешнего контура, грубый кирпич, использованный при облицовке, ставка на эмоциональную насыщенность. Основу функционализма сформулировал Ле Корбюзье, настаивавший на необходимости вывода транспорта из центра городов, увеличении числа зеленых зон. Лейтмотивом функционализма были слова "форма следует за функцией", а символом стала "Башня Эйнштейна" (построенное по проекту Э. Мендельсона здание астрофизической лаборатории). Многие железобетонные здания, спроектированные функционалистами, и сегодня считаются шедеврами мировой архитектуры. Помимо проектов Ле Корбюзье, всемирную известность получили кварталы, созданные финским архитектором Алваром Аалто, смело пользовавшимся местными строительными материалами и являвшимся мастером свободных рельефных планировок. В Великобритании функционалисты разработали планы "разукрупнения" Лондона и создания так называемого Большого Лондона с несколькими городами-спутниками. Функциональные небоскребы и типовые коттеджи заполнили многие американские города.